Тема урока: Заглавная буква
Цель: формировать умение различать имена собственные.
Задачи образовательные: добиться осмысленности усвоения учебного материала по теме «Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных», осознания различия имён собственных и нарицательных, умения пользоваться терминами «имена собственные», «имена нарицательные», закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных;
Развивающие: помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость данного учебного материала, обеспечить развитие у учащихся ставить цель и планировать свою деятельность, способствовать развитию у учащихся внимания, наблюдательности, орфографической зоркости, обеспечить развитие у учащихся монологической и диалогической речи;
Воспитательные: способствовать формированию интереса к предмету, любви к своему городу, гордости за своих земляков.
Ход урока
I. Сообщение темы и цели урока
II. Актуализация знаний
1. Проверка домашнего задания
— Прочитайте предложения и слова, которые вы подчеркнули.
2. Работа в парах
— Найдите «лишнее» в каждой строке.
Кошка, дерево, заяц, муравей.
Стена, дом, сады, река.
Идёт, пенал, камень, дождь.
- Обоснуйте свой выбор.
III. Самоопределение к деятельности
(На доске записаны слова.)
Серёжка, серёжка, шарик, Шарик.
— Прочитайте слова. Сравните. Чем они похожи? (Одинаковые буквы, одинаковое написание.)
— Чем они отличаются? (Одни слова написаны с заглавной буквы, другие — со строчной.)
— Чем они еще отличаются? (Значением.)
— Сформулируйте тему урока.
Буква обычная выросла вдруг
Выросла выше всех букв-подруг.
Смотрят с почтеньем
На букву подруги.
Но почему? За какие заслуги'
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится в слове
Не зря и не просто
Буква такого высокого роста.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо Имя твое, имя улицы, города.
Буква большая - совсем не пустяк:
В букве большой уважения знак!
— Е. Измайлов
IV.Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 239 (с. 12)
— Прочитайте вопрос Почемучки.
— Прочитайте слова. Объясните, какие имена существительные пишутся с заглавной буквы. (Роза - это имя девочки. Шарик — это кличка собаки. Земля — это название планеты )
Упр. 240 (с. 12)
— Прочитайте. Какие слова произносятся одинаково? (Споля - Поля, сережка - Сережка.)
— Почему они написаны по-разному? (Имеют разные значения.)
— Что обозначают слова, написанные с заглавной буквы? (Это имена.)
Таня, Ваня, Петя, Галя,
Лена, Нина, Мила, Валя,
Коля, Ира, Алексей,
И Сережа, и Авдрей!
Никогда не забывайте,
Имя буквой выделяйте!
V. Физкультминутка
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
Упр. 241 (с. 13)
- Рассмотрите рисунок. Что на нем изображено.
- Кто придумал этот город? (.Николай Николаевич Носов.)
- Почему город называется Цветочным?
- Прочитайте названия улиц.
- Выполните задание.
- Прочитайте слова, которые выписали.
- С какой буквы вы их написали? Почему? (Это имена жителей города.)
2. Работа над правилом
- Прочитайте правило на с. 13. Какие слова пишутся с заглавной буквы? Приведите свои примеры.
- Прочитайте еще раз. Закройте учебники. Расскажите правило соседу по парте.
3 Работа над словом из словаря
- Отгадайте загадку и узнаете, с каким словом мы сегодня познакомимся.
Рыжий молокозавод
День жует и ночь жует:
Ведь траву не так легко
Переделать в молоко. (Корова.)
- Верно, это корова. Какое значение имеет это слово? (Домашнее животное, которое дает молоко.)
- Вспомните значение выражений с этим словом.
• Чья бы корова мычала, а чья бы молчала. (Пословица о том, кому следует посмотреть на себя со стороны, прежде чем осуждать других.)
• Как корова языком слизнула. (О том, что куда-то делось.)
• Как корова на льду. (О том, кто скользит, у кого разъезжаются
• Как корове седло. (Обычно об одежде: совершенно не к лицу или не годится.)
- Найдите слово корова в орфографическом словаре. (Предлагаем использовать Школьный орфографический словарик.) Запишите в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную. Написание этого слова вы должны запомнить.
- Составьте предложение с этим словом.
1. Работа в тетради на печатной основе
Упр.79 (с.46)
- Прочитайте текст. О чем говорится в тексте?
- Найдите слова, которые написаны с большой буквы. Объясните их написание.
- Выполните задание.
(Проверка.)
VII. Рефлексия
- Найдите на слух слова, похожие по звучанию, но разные по написанию.
Собирала Маргарита
Маргаритки на горе.
Растеряла Маргарита
Маргаритки на дворе.
- Какие слова пишутся с заглавной буквы?
- Оцените свою работу на уроке.
VIII. Итог урока
- Что нового узнали на уроке?
Домашнее задание
Упр. 244 (с. 15), выучить правило.