kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Написание глаголов на -ться и -тся»

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Познакомиться с правописанием глаголов, оканчивающихся на -тся и -ться, научиться ставить к ним вопросы;

2. Способствовать развитию умений анализировать свою деятельность, самостоятельно находить в словах изученную орфограмму, объяснять правописание;

3.Создать условия для воспитания интереса к самостоятельной исследовательской деятельности, интереса к предмету.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Написание глаголов на -ться и -тся»»

Тема: «Написание глаголов на -ться и -тся»

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом

Цель: планируется, что к окончанию урока учащиеся будут знать о том, когда в глаголах пишется -тся, а когда -ться; уметь грамотно писать глаголы с -тся и -ться.

Задачи урока:

1. Познакомиться с правописанием глаголов, оканчивающихся на -тся и -ться, научиться ставить к ним вопросы;

2. Способствовать развитию умений анализировать свою деятельность, самостоятельно находить в словах изученную орфограмму, объяснять правописание;

3.Создать условия для воспитания интереса к самостоятельной исследовательской деятельности, интереса к предмету.

Оборудование (средства): презентация, конверты с заданиями, карточки «урок», «тема урока», учебник.


Ход урока

I.Организационный этап.

Прозвенел уже звонок

Кто готов начать урок? (повесить слово урок на доску)

На уроке будь готов

Сам раскрыть секреты слов.

И тогда не робей, думай, отвечай смелей.


- Что мы делаем на уроке русского языка? Назовите слова, которые обозначают действия на каждую букву слова УРОК.






у (учимся, узнаем)

р (работаем, рассуждаем)

о (отвечаем, оцениваем)

к (комментируем)





- Предложенные вами слова относятся к какой части речи?

- Почему вспомнили именно об этой части речи?


II. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний.

а). Проверка дз.

- Что называется глаголом?

- Что такое неопределённая форма глагола?

-Как изменяются глаголы в форме настоящего и будущего времени?

-Что надо сделать, чтобы правильно написать безударные окончания глагола?

-Какие глаголы – исключения относятся ко II спряжению?


б). Актуализация знаний.

Прочитайте слова, разбейте их на 2 группы.

Трудится, трудиться, синица, учится, учиться, ученица, улица.

 

- Что интересного вы услышали в этих словах? (на конце слов слышится [ца])

- В каких словах слышится [ца] и пишется ЦА.

- Что в них общего? К какой части речи они относятся?

- Какой частью речи являются остальные слова? (глаголы)

-Что вы заметили в написании этих глаголов? (слышится [ца], а пишется ТСЯ или ТЬСЯ)

в). Чистописание.

тся ться (при написании помним об осанке, высоте и соединении букв)

г). Постановка темы и цели урока.

-Запишите глаголы парами.

- Какие вопросы возникли при написании этих глаголов?

- Может кто-либо знает, почему в одних глаголах пишется ь, а в других -нет.

- Как вы думаете, какая тема урока?

Открываю на доске тему урока «Написание глаголов на -ться и -тся».

- Какую цель перед собой поставим? (узнаем, когда в глаголах надо писать -тся, а когда- ться)

- Для чего нам надо изучать данную тему? (чтобы писать грамотно глаголы)


На уроке мы познакомимся с правописанием глаголов, оканчивающихся на  -тся и –ться; научимся ставить вопросы к глаголам и грамотно их писать.


III. Этап усвоения новых знаний.

У глаголов с сочетанием -тся определите время, лицо и число (наст.вр.,3 л., ед.ч.). Задайте к ним вопрос. Какой вывод мы можем сделать?


-А на какой вопрос отвечают остальные глаголы? Что мы можем про них сказать? Какой вывод сделаем?


Вывод: ЕСЛИ В ВОПРОСЕ ЕСТЬ Ь, ЗНАЧИТ, И ГЛАГОЛ ПИШЕМ С Ь, ЕСЛИ Ь ОТСУТСТВУЕТ В ВОПРОСЕ, ЗНАЧИТ, И ГЛАГОЛ ПИШЕМ БЕЗ Ь.

а). Работа с учебником.

- Сравните наше открытие с правилом в учебнике на с. 78

-Когда в глаголах надо писать -тся?

-А когда -ться?



Прежде чем глагол писать

Не забудь вопрос задать.

Если мягкий знак в вопросе,

То в глагол его мы вносим.

б). Составление алгоритма.



IV. Этап закрепления новых знаний.

Упр.121, с.79 (с комментированием у доски)

а). Физкультминутка.

- Какие глаголы на нашу тему вы запомнили из физкультминутки? (Подняться, потянуться, прогнуться, разогнуться).

- Запишем их в столбик

- Что вы заметили? (Все глаголы в неопределённой форме)

- Измените глаголы, поставив их в 3-е л. ед.ч.

Поднимется, потянется, прогнется, разогнется.

б). Работа в парах.


1.Сердиться – сердится

 

Если я опоздаю к обеду, бабушка будет сердит…ся.

Собака сердит…ся и рычит на кошку. 

 

2.Учиться – учится

 

Катя учит…ся на одни пятёрки.

Мне очень нравится учит…ся в школе.

 

3.Ссориться – ссорится

 

Я больше никогда ни с кем не буду ссорит…ся.

Вася часто ссорит…ся с одноклассниками.

 



в). Словарная работа.

- Ребята, как называются слова, не проверяемые ударением? (словарные)

Отгадайте загадку.


Этот конь не ест овса.
Вместо ног — два колеса.
Сядь верхом и мчись на нём,
Только лучше правь рулём. (Велосипед)


- В толковом словаре найдите значение слова велосипед. (транспортное средство, приводимое в движение мускульной силой ездока через ножные педали)

- Подберите однокоренные слова: велосипедик, велосипедная.


в). Самостоятельная работа.

- А сейчас я предлагаю вам выполнить дифференцированные задания с правом на выбор 3 уровней.

- Возьмите карточку. Внимательное послушайте условие её выполнения.

- Если вы считаете, что не совсем усвоили новую тему и сомневаетесь в своих силах, то выбираете 1 уровень.

- Если вы поняли тему и стремитесь закрепить изученное, то ваш выбор -2 уровень.

- Если вы уверенно чувствуете себя и хотите проверить свои знания, то ваш выбор -3 уровень.

1 уровень.  Вставь в пословицы изученную орфограмму

Друзья (что делают?) познают…ся в беде.
Трус своей тени (что делает?) боит…ся.
Не стыдно не знать, стыдно (что делать?) не учит…ся
За всё (что делать?) брат…ся  – ничего не сделать.

2 уровень.  Вставь в пословицы изученную орфограмму

Кто на уроке старает…ся,

У того всё получает…ся.

Если не будешь стремит…ся,

Нечем будет гордит…ся!

3 уровень. Прочитайте стихотворение, подумайте, в каких словах сочетания [ца] надо заменить на письме сочетаниями -тся или -ться.

Утро начинае[ца],

Сини[ца] заливае[ца],

Солнце искри[ца],

Плеще[ца] води[ца].






V. Этап информации учащихся о домашнем задании.

Упр. 124, с. 80, придумать и записать по 5 слов на изученное правило (по желанию).


VI. Итог урока. Рефлексия.

- Какую цель ставили перед собой на уроке?

- Достигли ли мы цели?

- В каких случаях мы на конце глаголов пишем -тся?

- А в каких -ться?

- Помогите мне это правило сформулировать в форме стихотворения, вставив пропущенные слова.

Прежде, чем глагол писать,
Не забудь……… задать.
Если мягкий знак в ………,
То в глагол его мы………. .

 


Дополнительные задания:

Сейчас я буду читать глаголы, а вы  должны поставить «+» в нужную клеточку. Можете пользоваться алгоритмом.

Учиться, расстилается, собирается, ошибаться, трудиться, слышится.

Проверим.

Плюсом отмечены правильные ответы.


 

1

2

3

4

5

6

-ться

+

 

 

+

+

 

-тся

 

+

+

 

 

+




Мы будем образовывать от имен существительных глаголы на ться – н.ф. и тся.

Однако работу я вам усложню, словарные слова необходимо будет раскодировать, извлечь

их из транскрипции.

1 вариант: что делать?

2 вариант: (он) что делает?


[ахотн,ик]

[уч,ит,эл]

[над,эжда]

(что делать?) охотиться, (он что делает?) охотится

(что делать?) учиться, (он что делает?) учится

(что делать?) надеяться, (он что делает?) надеется





1.Сердиться – сердится

 

Если я опоздаю к обеду, бабушка будет сердит…ся.

Собака сердит…ся и рычит на кошку. 

 

2.Учиться – учится

 

Катя учит…ся на одни пятёрки.

Мне очень нравится учит…ся в школе.

 

3.Ссориться – ссорится

 

Я больше никогда ни с кем не буду ссорит…ся.

Вася часто ссорит…ся с одноклассниками.

 


1.Сердиться – сердится

 

Если я опоздаю к обеду, бабушка будет сердит…ся.

Собака сердит…ся и рычит на кошку. 

 

2.Учиться – учится

 

Катя учит…ся на одни пятёрки.

Мне очень нравится учит…ся в школе.

 

3.Ссориться – ссорится

 

Я больше никогда ни с кем не буду ссорит…ся.

Вася часто ссорит…ся с одноклассниками.

 


 

1

2

3

4

5

6

-ться


 

 



 

-тся

 



 

 




 

1

2

3

4

5

6

-ться


 

 



 

-тся

 



 

 



1 уровень.  Вставь в пословицы изученную орфограмму

Друзья (что делают?) познают…ся в беде.
Трус своей тени (что делает?) боит…ся.
Не стыдно не знать, стыдно (что делать?) не учит…ся
За всё (что делать?) брат…ся  – ничего не сделать.


2 уровень.  Вставь в пословицы изученную орфограмму

Кто на уроке старает…ся,

У того всё получает…ся.

Если не будешь стремит…ся,

Нечем будет гордит…ся!


3 уровень. Прочитайте стихотворение, подумайте, в каких словах сочетания [ца] надо заменить на письме сочетаниями -тся или -ться.

Утро начинае[ца],

Сини[ца] заливае[ца],

Солнце искри[ца],

Плеще[ца] води[ца].






1 уровень.  Вставь в пословицы изученную орфограмму

Друзья (что делают?) познают…ся в беде.
Трус своей тени (что делает?) боит…ся.
Не стыдно не знать, стыдно (что делать?) не учит…ся
За всё (что делать?) брат…ся  – ничего не сделать.


2 уровень.  Вставь в пословицы изученную орфограмму

Кто на уроке старает…ся,

У того всё получает…ся.

Если не будешь стремит…ся,

Нечем будет гордит…ся!


3 уровень. Прочитайте стихотворение, подумайте, в каких словах сочетания [ца] надо заменить на письме сочетаниями -тся или -ться.

Утро начинае[ца],

Сини[ца] заливае[ца],

Солнце искри[ца],

Плеще[ца] води[ца].






н. ф.



Что делать? Что сделать?



ь



ться



н. в., 3 л.,

ед. и мн. ч.



Что делает? Что сделает?

Что делают?

Что сделают?



ь



тся





































У-

Р-

О-

К-







рассуждаем

оцениваем


учимся


работаем


отвечаем


комментируем


узнаём




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
«Написание глаголов на -ться и -тся»

Автор: Цыганкова Наталья Владимировна

Дата: 29.03.2021

Номер свидетельства: 577046

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "конспект урока русского языка по теме "Правописание глаголов на -тся, -ться""
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-pravopisaniie-ghlagholov-na-tsia-t-sia"
    ["file_id"] => string(6) "310081"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458921422"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Презентация и конспект урока на тему " Правописание тся и ться у глаголов" "
    ["seo_title"] => string(82) "priezientatsiia-i-konspiekt-uroka-na-tiemu-pravopisaniie-tsia-i-t-sia-u-ghlagholov"
    ["file_id"] => string(6) "155071"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421239437"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "конспект урока русского языка в 5 классе на тему "Правописание –тся- и –ться- в глаголах" "
    ["seo_title"] => string(94) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-na-tiemu-pravopisaniie-tsia-i-t-sia-v-ghlagholakh"
    ["file_id"] => string(6) "216332"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432933824"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Конспект урока по русскому языку в 5 классе " Правописание глаголов - ться , - тся". "
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-5-klassie-pravopisaniie-ghlagholov-t-sia-tsia"
    ["file_id"] => string(6) "148921"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419876595"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с -тся, -ться "
    ["seo_title"] => string(78) "znakomstvo-s-vozvratnoi-formoi-ghlaghola-pravopisaniie-ghlagholov-s-tsia-t-sia"
    ["file_id"] => string(6) "232778"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442919077"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства