Просмотр содержимого документа
««Написание глаголов на -ться и -тся»»
Тема: «Написание глаголов на -ться и -тся»
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом
Цель: планируется, что к окончанию урока учащиеся будут знать о том, когда в глаголах пишется -тся, а когда -ться; уметь грамотно писать глаголы с -тся и -ться.
Задачи урока:
1. Познакомиться с правописанием глаголов, оканчивающихся на -тся и -ться, научиться ставить к ним вопросы;
2. Способствовать развитию умений анализировать свою деятельность, самостоятельно находить в словах изученную орфограмму, объяснять правописание;
3.Создать условия для воспитания интереса к самостоятельной исследовательской деятельности, интереса к предмету.
Оборудование (средства): презентация, конверты с заданиями, карточки «урок», «тема урока», учебник.
Ход урока
I.Организационный этап.
Прозвенел уже звонок
Кто готов начать урок? (повесить слово урок на доску)
На уроке будь готов
Сам раскрыть секреты слов.
Итогда не робей, думай, отвечай смелей.
- Что мы делаем на уроке русского языка? Назовите слова, которые обозначают действия на каждую букву слова УРОК.
у (учимся, узнаем)
р (работаем, рассуждаем)
о (отвечаем, оцениваем)
к (комментируем)
- Предложенные вами слова относятся к какой части речи?
- Почему вспомнилиименно об этой части речи?
II. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний.
а). Проверка дз.
- Что называется глаголом?
- Что такое неопределённая форма глагола?
-Как изменяются глаголы в форме настоящего и будущего времени?
-Что надо сделать, чтобы правильно написать безударные окончания глагола?
-Какие глаголы – исключения относятся ко II спряжению?
- А сейчас я предлагаю вам выполнить дифференцированные задания с правом на выбор 3 уровней.
- Возьмите карточку. Внимательное послушайте условие её выполнения.
- Если вы считаете, что не совсем усвоили новую тему и сомневаетесь в своих силах, то выбираете 1 уровень.
- Если вы поняли тему и стремитесь закрепить изученное, то ваш выбор -2 уровень.
- Если вы уверенно чувствуете себя и хотите проверить свои знания, то ваш выбор -3 уровень.
1 уровень. Вставь в пословицы изученную орфограмму
Друзья (что делают?) познают…ся в беде. Трус своей тени (что делает?) боит…ся. Не стыдно не знать, стыдно (что делать?) не учит…ся. За всё (что делать?) брат…ся – ничего не сделать.
2 уровень. Вставь в пословицы изученную орфограмму
Кто на уроке старает…ся,
У того всё получает…ся.
Если не будешь стремит…ся,
Нечем будет гордит…ся!
3 уровень. Прочитайте стихотворение, подумайте, в каких словах сочетания [ца] надо заменить на письме сочетаниями -тся или -ться.
Утро начинае[ца],
Сини[ца] заливае[ца],
Солнце искри[ца],
Плеще[ца] води[ца].
V. Этап информации учащихся о домашнем задании.
Упр. 124, с. 80, придумать и записать по 5 слов на изученное правило (по желанию).
VI. Итог урока. Рефлексия.
- Какую цель ставили перед собой на уроке?
- Достигли ли мы цели?
- В каких случаях мы на конце глаголов пишем -тся?
- А в каких -ться?
- Помогите мне это правило сформулировать в форме стихотворения, вставив пропущенные слова.
Прежде, чем глагол писать, Не забудь……… задать. Если мягкий знак в ………, То в глагол его мы………. .
Дополнительные задания:
Сейчас я буду читать глаголы, а вы должны поставить «+» в нужную клеточку. Можете пользоваться алгоритмом.
Мы будем образовывать от имен существительных глаголы на ться – н.ф. и тся.
Однако работу я вам усложню, словарные слова необходимо будет раскодировать, извлечь
их из транскрипции.
1 вариант: что делать?
2 вариант: (он) что делает?
[ахотн,ик]
[уч,ит,эл]
[над,эжда]
(что делать?) охотиться, (он что делает?) охотится
(что делать?) учиться, (он что делает?) учится
(что делать?) надеяться, (он что делает?) надеется
1.Сердиться – сердится
Если я опоздаю к обеду, бабушка будет сердит…ся.
Собака сердит…ся и рычит на кошку.
2.Учиться – учится
Катя учит…ся на одни пятёрки.
Мне очень нравится учит…ся в школе.
3.Ссориться – ссорится
Я больше никогда ни с кем не буду ссорит…ся.
Вася часто ссорит…ся с одноклассниками.
1.Сердиться – сердится
Если я опоздаю к обеду, бабушка будет сердит…ся.
Собака сердит…ся и рычит на кошку.
2.Учиться – учится
Катя учит…ся на одни пятёрки.
Мне очень нравится учит…ся в школе.
3.Ссориться – ссорится
Я больше никогда ни с кем не буду ссорит…ся.
Вася часто ссорит…ся с одноклассниками.
1
2
3
4
5
6
-ться
-тся
1
2
3
4
5
6
-ться
-тся
1 уровень. Вставь в пословицы изученную орфограмму
Друзья (что делают?) познают…ся в беде. Трус своей тени (что делает?) боит…ся. Не стыдно не знать, стыдно (что делать?) не учит…ся. За всё (что делать?) брат…ся – ничего не сделать.
2 уровень. Вставь в пословицы изученную орфограмму
Кто на уроке старает…ся,
У того всё получает…ся.
Если не будешь стремит…ся,
Нечем будет гордит…ся!
3 уровень. Прочитайте стихотворение, подумайте, в каких словах сочетания [ца] надо заменить на письме сочетаниями -тся или -ться.
Утро начинае[ца],
Сини[ца] заливае[ца],
Солнце искри[ца],
Плеще[ца] води[ца].
1 уровень. Вставь в пословицы изученную орфограмму
Друзья (что делают?) познают…ся в беде. Трус своей тени (что делает?) боит…ся. Не стыдно не знать, стыдно (что делать?) не учит…ся. За всё (что делать?) брат…ся – ничего не сделать.
2 уровень. Вставь в пословицы изученную орфограмму
Кто на уроке старает…ся,
У того всё получает…ся.
Если не будешь стремит…ся,
Нечем будет гордит…ся!
3 уровень. Прочитайте стихотворение, подумайте, в каких словах сочетания [ца] надо заменить на письме сочетаниями -тся или -ться.