kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока по окружающему миру в 4 классе " Водоёмы нашего края"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка будет интересна учителям, ведущим окружающий мир, природоведение.  Предназначена для учащихся 4 классов, обучающиеся  по программам  7 и 8 вида. Цель: познакомить учащихся с водоёмами мира,водоёмами  родного Бакалинского района и конкретно р.Сюнь. Содержит тесты по пройденной теме, загадки, кроссворд, презентацию по теме. Все слайды красочные.

Заранее дети провели исследовательскую работу. На уроке  сами рассказывают об истоке, устье р.Сюнь. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ВОДОЁМЫ НАШЕГО КРАЯ»

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Бакалинская коррекционная школа-интернат

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья










Методическая разработка урока природоведения в 4 классе

на тему "Водоёмы нашего края"








Учитель: Блохина О.И.









Бакалы 2015 г.


Технологическая карта

Предмет: «Окружающий мир» Класс: 4 класс. Дата______________

Тип урока: Изучение нового.

Тема

ВОДОЕМЫ НАШЕГО КРАЯ.

Цель

1. Познакомить учащихся с разнообразием водоемов нашего края.

2. Сформировать представления учащихся о естественных и искусственных водоемах.

3. Раскрыть значение водоемов в природе и жизни человека.

4. Показать необходимость и способы охраны водоемов.

5. Развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать.

Задачи

  • Образовательные: Продолжить формирование умения составлять связный текст в нужной последовательности в соответствии с планом;

  • Уметь наблюдать за изменениями в природе
    Развивающие: Развивать творческие способности учащихся, творческое воображение; речь, память, внимание, способствовать развитию связной речи

  • Воспитательные: Воспитывать любовь к природе, видеть и ценить красоту природы весной.

  • Коррекционные: Коррекция психических функций: сравнение, анализ, синтез. Следить за правильным произношением.

УУД

  • Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

  • Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

  • Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

  • Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Планируемые результаты

Предметные:

  • Знать: названия рек, прудов, озер

  • Уметь: описывать реки

Навыки: составлять устный рассказ.

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные: использовать свои знания на практике.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Основные понятия

Водные богатства, реки, озера, пруды

Межпредметные связи

Технология, чтение, рисование

Ресурсы:

-основные

дополнительные

схема реки, карта области (края).

Формы урока

Фронтальная работа, групповая работа

Действия обучающихся

Ход урока

    1. Организационный момент.

1. Давайте поздороваемся. Здравствуйте. (речевка)

Ученики. Громко прозвенел звонок

Начинается урок.

Наши ушки на макушке.

Слушаем, запоминаем

Ни минутки ни теряем.

Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся. Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что мы с вами дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь и начнем урок.

2. Фонетическая зарядка. Прочитайте чистоговорки.

КА-ка-ка-у окна видна река.

Ко-ко-ко- до реки недалеко.

Ку-ку-ку-дети ходят на реку.

II. Проверка знаний и умений

Для учащихся с ЗПР

Тест «Поверхность нашего края»

1. Самая распространенная форма рельефа – это:

в) равнина; г) горы.

2. Углубление в земной поверхности, имеющее крутые осыпающиеся склоны, называется:

м) балка; н) холм; о) овраг.

3. Горы, созданные людьми, называют:

г) холмы; д) терриконы; е) плоскогорья.

4. Нижняя часть горы, холма – это:

о) подошва; п) склон; р) равнина.

5. Углубление на земной поверхности с пологими, поросшими растениями склонами – это:

к) овраг; н) озеро. ё) балка;



Для учащихся с УО

Учитель-

Соотнесите картинки с табличками.

-Покажите гору, балку, овраг, терриконы.

Повторите.


6. Форма поверхности, имеющая подошву, склон и вершину, высота которой более 1000 метров, – это:

л) терриконы. м) гора; н) холм;

Ответы: 1(в), 2(о), 3(д), 4(о), 5(ё), 6(м).

Учитель. Какое слово у вас получилось?

Как вы думаете, о чём мы с вами будем говорить на уроке?



Учитель. Какое слово у вас получилось? Как вы думаете, о чём мы с вами будем говорить на уроке?

Сообщение темы и целей урока. Учитель. Сегодня на уроке мы познакомимся с водоемами нашего края.

Пальчиковая гимнастика.

Мы капусту рубим, рубим.

Мы морковку трём, трём.

Мы капусту солим, солим.

Мы капусту жмем, жмем.

Уф! Устали!

Запись в тетрадях числа, дня недели, темы урока: «Водоемы нашего края».

III. Работа над новым материалом.

1. Работа с картой.

Учитель. Посмотрите на карту. Какого цвета больше? Почему?

Ученики. Вода обозначается синим цветом на глобусе и карте. Земля – «голубая» планета, так как 2/3 земной поверхности занимает вода.

- На земле 4 океана Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый. Самый большой это Тихий океан, он занимает почти половину всей поверхности Мирового океана. 18 морей (Названия морей несколько назвать) Сама длинная река - Амазонка, длина составляет более 7 тысяч км. которая находится в Южной Америке, а в России река- Лена. Протяженность почти 4500 тысяч км. На земле много озёр. Самое глубокое озеро на земном шаре - это сибирское озеро Байкал Его средняя глубина более 700 м, а максимальная 1741 м.


Учитель. Как же «живут» водоемы? За счет чего питаются реки и озера?

Учащиеся высказывают свои предложения. Учитель обобщает высказывания учеников.

Учитель. Вода, выпавшая из облаков на поверхность земли, частично просачивается в землю, образуя подземные воды. Часть ее стекает по поверхности земли, часть испаряется. Подземная вода в местах обнажения выходит наружу, образуя родники. От родников в виде ручейков вода течет по уклону. Ручейки, соединяясь между собой, образуют исток реки (Слайд )


В реку впадают другие реки. Это ее притоки. Они обычно короче главной реки. Чем больше притоков, тем многоводнее река. Место, где река впадает в другую реку, море, озеро, называется устьем. Длина рек различна – от десятков километров до нескольких тысяч.

Скорость течения реки зависит от той местности, по которой она протекает. На равнинах течение реки плавное, в горах – бурное.

В реку постоянно поступает вода. Летом наши реки питаются от дождей, а также подземными водами. Много воды в реку поступает весной от таяния снега. В это время реки часто выходят из берегов, затопляют обширные низкие места, начинается половодье.

Зимой реки питаются за счет выхода подземных вод.

Озера в отличие от рек не имеют ни истока, ни устья. Это природные углубления на поверхности суши, заполненные водой.

Озера также питаются подземными и поверхностными водами. Часто в них впадают реки.

А вот пруд — это искусственный водоем, выкопанный до глубины 3–5 м или находится на территории балок либо оврагов. Пруд используется для хранения воды с целью водоснабжения, орошения, разведения рыбы и водоплавающей птицы, а также место для купания. В прошлом пруд устраивали у каждой деревни, рядом с которой не было достаточно большой реки или естественного озера.

Зимой наши водоемы покрываются льдом. Сначала лед образуется вдоль берегов, а затем покрывает всю поверхность реки или озера. Однако на многих реках долгое время остаются участки, не покрытые льдом. Знайте, что эти участки очень опасны для переходов. Не выходите на лед. Не спешите кататься на коньках по тонкому льду. (слайд)


Для учащихся с ЗПР

Для учащихся с УО

2. Отгадайте загадки. Работа в парах.(раздать таблички)

1.В голубенькой рубашке

Бежит по дну овражка. (ручей)

2. Летом в зной

Угостит водой ледяной. (Родник)

3. Течёт, течёт не выбежит.

Бежит, бежит не вытечет. (река)

4. Стоит корыто,

Полно воды налито. (озеро)

5.Он могучий и огромный,
Много в нём морей глубоких (океан)

6. Посреди поля лежит зеркало,

Стекло голубое, оправа зеленая (Пруд)

7. Кругом вода, а пить нечего. (море)

Учитель-

Задание 1. Соотнесите картинки с табличками.

Покажите реку, пруд, ручей, море.

Повторите.

Задание 2. Как можно назвать одним словом?







Соберите из букв слово ВОДОЁМЫ



Учитель. Сейчас вы назвали водоемы. Давайте разделим водоемы на группы по их происхождению:

водоемы естественные (созданные природой) и искусственные (созданные человеком).

Учащиеся записывают в тетради:(один работает на доске)

Водоемы

Естественные

Искусственные

река

канал

озеро

пруд

море

водохранилище

океан


ручей



Физминутка

Учащиеся выполняют движения по ходу текста: показ руками вправо, влево, наклоны туловища, ходьба в полуприседе, подтягивание на носках с высоко поднятыми руками, имитация плавательных движений.

Течет река. Течет река.

Поит поля и города,

Несёт и лодки, и суда,

И рыбы ходят в глубине,

И раки ползают на дне.

3. Работа с картой Башкортостана.

Далее учитель предлагает работу по карте нашего края. Учитель проводит беседу по вопросам:

Ребята, где мы с вами живём? Какие водоемы расположены на территории нашей республики?

Покажите их на карте.

Назовите естественные водоемы.

Учитель. Каждому из нас дорог и близок родной Бакалинский район, родное село, родная деревня, где мы родились, постигли красоту пения птиц в лесу, журчанья ручья, величие разлива наших - рек Сюнь, Ик и маленьких речушек Идяшка, Матинка, Ушача, Шарашлинка, более 18 прекрасных прудов и 100 родников.  

На берегу какой реки расположено наше село? Назовите притоки её притоки.


Радим. Наше село Бакалы расположено на левом берегу реки Сюнь. Река Сюнь левый приток реки Белой. Река берет начало из родников, южнее деревни .Ново-Сабанаево Шаранского района, далее течет по Бакалинскому, Илишевскому районам Республики Башкортостан. Река протекает по равнине. Длина 209 км.. Глубина реки незначительная, от 0,5 м до 3.5 м. Основные притоки: Шалтык, Шаран, Тюльгаза, Маты - справа; Идяшка, Шарашлинка, Калмия – слева.

Питание реки главным образом снеговое. Река отличается слабым течением, в отдельных местах - заводи, обильно заросшие растительностью. Зимой река сковывается ледяным покровом.

Альберт. Растительность реки Сюнь. Растительность представлена в основном кустарниками уремой, ивой. Из травянистых представителей семейства злаковых, лютиковых, осоковых.

Весной по берегам встречается много первоцветов, калужница болотная, медуница; речного хвоща, водокрас лягушачий и другие.

Ралиф. Животный мир реки Сюнь. Животный мир реки Сюнь представлена беспозвоночными, речные раки, водяные жуки, личинки стрекоз, ручейников, поденок, речных клопов, брюхоногие моллюски. Большая часть позвоночных представлена мальками щуки, окуня, карася, судака, сома, подлещика, леща.

Из водоплавающей дичи встречаются утки, весной кулики, дикие гуси, лебеди, цапли. Звери представлены водяными крысами и бобрами.


Диана. Загрязнение реки. Основными источниками загрязнения реки являются сельскохозяйственные угодья. Участки долины на всем протяжении превращены в зону выпаса скота. Сильное вытаптывание травяного покрова приводит к нарушению водно-воздушного режима и к подсыханию верхушек деревьев. Вдоль берега много кострищ оставленных туристами и рыбаками.

Река нуждается в охране как источник питьевой воды, популярная зона, место любительского рыболовства.

Учитель. Без воды жить на Земле невозможно. Вода нужна не только для бытовых нужд человека. Без воды не вырастет урожай на полях, не сможет работать ни один завод. Человеку, животным, растениям – всем нужна вода! К сожалению, чистой воды становится все меньше и меньше. А виноваты в этом сами люди, которые загрязняют водоемы, неэкономно используют их, вырубают леса вокруг водоемов, что приводит к разрушению берегов и обмелению рек. Охраняя водоёмы, значит, экономить воду, рассказывать младшим детям о правилах поведения на водоёмах, благоустраивать родники, очищать берега и русло реки от мусора и, конечно же, сажать деревья. Всем: человеку, растениям, животным нужна чистая вода и мы должны бережно относиться к ней.

Учитель. Как взрослые и дети должны охранять водоемы?

Ученики. Нельзя допускать, чтобы в водоемах мыли транспорт. Нельзя бросать мусор, оставлять мусор на берегу. Надо следить за чистотой воды, расчищать родники и ручьи.

IV. Закрепление изученного материала.

Учитель. Какие водоемы вы знаете?

Ученики. Ручей, река, озеро, пруд, море, океан, канал, водохранилище.

Ученики. Это водоемы.

Учитель. Какое значение в природе имеют водоемы?

Ученики. Хранилище воды для быта, производства, дома, приготовления пищи; место для отдыха; перевозка грузов.

Диагно-ка результатов урока

-Что мы делали на уроке?- Что вам запомнилось?

Рефлексия. Кому все было понятно, интересно- покажите солнышки.

Кому было не интересно на уроке, не понятно - покажите тучку.

Оценивание. Какую оценку мы поставим...

Домашнее задание

Стр.146-147. Сделать сообщения об охране воды. Нарисовать рисунки.







Просмотр содержимого презентации
«Водоёмы»

ТЕСТ « ПОВЕРХНОСТЬ НАШЕГО КРАЯ » ТЕСТ « ПОВЕРХНОСТЬ НАШЕГО КРАЯ »  1. Самая распространенная форма рельефа – это: в) равнина  б) горы

ТЕСТ « ПОВЕРХНОСТЬ НАШЕГО КРАЯ »

  • ТЕСТ « ПОВЕРХНОСТЬ НАШЕГО КРАЯ »

1. Самая распространенная форма рельефа это:

в) равнина

б) горы

2. Углубление в земной поверхности, имеющее крутые осыпающиеся склоны, называется: а) балка  б) холм  о) овраг

2. Углубление в земной поверхности, имеющее крутые осыпающиеся склоны, называется:

а) балка

б) холм

о) овраг

3.Горы, созданные людьми, называют: а) холмы  д) терриконы  в) плоскогорья

3.Горы, созданные людьми, называют:

а) холмы

д) терриконы

в) плоскогорья

4. Нижняя часть горы,  холма – это: о) подошва б) склон  в) равнина

4. Нижняя часть горы,

холма это:

о) подошва

б) склон

в) равнина

5. Углубление на земной поверхности с пологими, поросшими растениями склонами – это: ё) балка  б) овраг в) озеро

5. Углубление на земной поверхности с пологими, поросшими растениями склонами это:

ё) балка

б) овраг

в) озеро

6. Форма поверхности, имеющая подошву, склон и вершину, высота которой более 1000 метров – это:  а) терриконы  б) холм м) гора

6. Форма поверхности, имеющая подошву, склон и вершину, высота которой более 1000 метров это:

а) терриконы

б) холм

м) гора

водоём

водоём

Тема урока:   Водоёмы нашего края

Тема урока: Водоёмы нашего края

Сегодня на уроке я

Сегодня на уроке я

  • хочу узнать…
  • хочу познакомиться…
Части  реки

Части реки

Пруд

Пруд

водоёмы  естественные искусственные

водоёмы

естественные искусственные

село Бакалы

село Бакалы

Исток - начало р. Сюнь

Исток - начало р. Сюнь

Устье р.Сюнь

Устье р.Сюнь

Сегодня на уроке

Сегодня на уроке

  • я узнал (а)…
  • мне было…
Молодцы!

Молодцы!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка урока по окружающему миру в 4 классе " Водоёмы нашего края"

Автор: Блохина Ольга ивановна

Дата: 05.12.2015

Номер свидетельства: 262396

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Методическая разработка урока  «Природные зоны России . Путешествие по тайге». "
    ["seo_title"] => string(83) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-prirodnyie-zony-rossii-putieshiestviie-po-taighie"
    ["file_id"] => string(6) "108078"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403544355"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Экологические проблемы природы Донского края "
    ["seo_title"] => string(51) "ekologhichieskiie-probliemy-prirody-donskogho-kraia"
    ["file_id"] => string(6) "134965"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416838798"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Методическая разработка  Конспекта урока в 1 «а » классе  по теме: « Подвижные игры» "
    ["seo_title"] => string(86) "mietodichieskaia-razrabotka-konspiekta-uroka-v-1-a-klassie-po-tiemie-podvizhnyie-ighry"
    ["file_id"] => string(6) "225917"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1439978260"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Урок литературы "Взаимоотношения человека  и  природы в  повести  Ч.Айтматова "Белый  пароход" "
    ["seo_title"] => string(97) "urok-litieratury-vzaimootnoshieniia-chielovieka-i-prirody-v-poviesti-ch-aitmatova-bielyi-parokhod"
    ["file_id"] => string(6) "172618"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423841226"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "методическая литература - элективный курс "
    ["seo_title"] => string(45) "mietodichieskaia-litieratura-eliektivnyi-kurs"
    ["file_id"] => string(6) "219426"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1434173590"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства