kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Экологические проблемы природы Донского края

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока  по курсу «Доноведение» 4 класс

Автор  Зыбина Елена Александровна

учитель начальных классов МБОУ СОШ №1 ст. Ольгинской Аксайского района Ростовской области

 

Тема урока: Экологические проблемы природы Донского края.

Цели урока: Формирование целостного взгляда на природу родного
края и место человека в окружающем мире; воспитание человека       экологической    и здоровьесберегающей культуры.

Задачи урока:

- Дать представление о воздействии человека на природу в процессе хозяйственной деятельности;

- Расширить представления о различных взаимосвязях в живой природе: человеком и природой.

- Развивать умения сравнивать, анализировать, классифицировать, видеть главное;

- Развивать умения устанавливать различные взаимосвязи;

- Развивать речь учащихся, умение работать с научным текстом;

- Воспитывать бережное отношение к природе.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Любите родную природу -

Озера, леса и поля.

Ведь это же наше с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились

Живем мы с тобою на ней.

Так будем же люди все вместе

Мы к ней относиться добрей.

Я не зря начала урок с этих слов. Тема нашего урока сегодня тревожная и очень важная.

  1. Актуализация знаний.

Давайте вспомним, что такое «Экология»?

(Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей средой, между человеком и природой).

Слово экология прочно вошло в обиход. Его можно услышать по радио, в телепередачах, прочитать в газетах и журналах. Произошло это не случайно.

С развитием экономики воздействие людей на природу становится все более и более мощным. Природа уже не может сама залечивать нанесенные ей раны.

На доске зрительный ряд. Фото экологической катастрофы.

Чернобыльская катастрофа, гибель Аральского моря, аварии нефтяных танкеров в морях, отравленные стоками ~ промышленных предприятий реки, исчезающие леса, загрязненный воздух...

Сложившееся на земле положение ученые определяют как

экологический кризис.

Сегодня на уроке мы будем говорить об экологических проблемах

нашего Донского края.

С чем связаны эти проблемы?

Обратимся к учебнику.

У экономики две стороны. Одна - это та необходимая продукция, без которой ни отдельному человеку, ни всему обществу не прожить. А другая - вред, который наносится окружающей среде при производстве этой продукции.

  1. Физминутка.

Руки подняли и покачали -

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся

Покажем - крылья сложим назад.

  1. Работа по теме.

Исследовательская работа.

Вспомните, что необходимо для жизни всех живых организмов? (Вода,

воздух, пища)

Представьте, что вы ученые экологи.

1 бригада экологов - выясняет проблемы воздуха.

2 бригада экологов - проблемы воды.

3 бригада - проблемы почвы.

Вы должны сообща выяснить не только проблемы, но и пути решения этих проблем.

1 бригада: Как защитить воздух?

Сажать растения, которые насыщают воздух кислородом, очищают от пыли и вредных примесей. На трубы заводов и фабрик ставить фильтры. Начали выпускать машины с двигателями, работающими на газе, солнечных батареях.

2 бригада: Как защитить воду?

Не выбрасывать мусор, ставить очистные сооружения, сажать деревья вокруг водоемов. Строятся предприятия, у которых нет сточных вод. 3агрязненную воду там очищают и снова используют.

З бригада: Как защитить почву?

Вырубать леса выборочно. Не оставлять мусор после себя. Не осушать почву. Правильно вспахивать почву. Сажать деревья на склонах оврагов.

Каждая бригада заполняет таблицу в учебнике.

  1. Закрепление знаний.

Выполнение заданий в учебнике-тетради.

  1. Итог урока.

3ная законы экологии, люди выполняют главную задачу - сохранить нашу планету 3емля для потомков. Вот такой:

Открывается зрительный ряд «Пейзажи России» на фоне мелодии песни «Гляжу в озера синие».

Услышу ль сосен шум в полдневный час.

Журчанье струн воды средь камушков у брода, -

О, люди, мыслю я,

У всех у нас есть мать одна,

По имени Природа!

В ней для всех хватает доброты,

И мы живем, запечатлев навек в душе

Её прекрасные черты - поля, луга, леса, моря и реки.

Три клада у природы есть: вода, земля и воздух -

Три ее основы.

Какая бы не грянула беда - все возродится снова.

О человек! Природа-мать ни рек и ни морей

От глаз твоих не прячет, ни трав лесных, ни голубых озер…

Цени ее доверие, Природы! Не обмани его!

И в темный лес входи, как в храм

Под мраморные своды!

 

Экологические проблемы природы Донского края.

Из словаря: Экология —(от греч. «экос» - дом, «логос» - наука) — наука о связях между живыми существами и окружающей средой.

Для человечества домом является вся наша планета Земля, а для нас с вами наш родной Донской край. Чтобы продлить жизнь себе и окружающей нас живой природе, нужно прилагать собственные усилия к ее охране. Каждый живущий на земле человек должен стать экологически грамотным. Грамотный человек должен знать:

  1. каковы экологические условия его жизни;
  2. в чем заключаются экологические проблемы;
  3. как улучшить экологическую обстановку.

Экологические проблемы Донского края связаны:

— с загрязнением воздуха, пресных вод, почв;

— с бытовыми и промышленными отходами;

— с эрозией земель;

— с изменением условий жизни живой природы и человека.

По данным Ростовского областного комитета по охране окружающей среды. Ежегодно в воздух выбрасывается более 900 тыс. тонн загрязняющих веществ. При этом более половины выбросов приходится на автотранспорт, часть выбросов — на промышленные предприятия. Клубы выхлопных газов, гарь и пыльный шлейф сопровождают каждый, движущийся по дорогам области автомобиль или автобус.

Самым мощным загрязнителем атмосферы является «Новочеркасская ГРЭС». Её годовой выброс — почти 250 тыс. тонн загрязняющих веществ. В числе загрязнителей воздуха также такие предприятия как «Ростовуголь» (г. Шахты), « Волгодонская ТЭЦ — 2» ,« Несветай ГРЭС» (г. Красный Сулин»).

Реки Ростовской области также загрязнены. Вода реки Дон, ниже устья Северского Донца оценивается как очень грязная. Воды Северского Донца также достаточно загрязнены. Основными загрязнителями являются сточные воды и промышленные предприятия, которые не имеют очистных сооружений и сбрасывают отходы в канализацию. В реку Темерник г. Ростова на Дону зимой сбрасывают мусор после очистки улиц, снег с солью и грязью.

Загрязненность почв наблюдается в основном в городе. Содержание свинца, цинка, меди в почвах промышленных городов в несколько раз превышают предельно допустимую норму.

Также довольно много ртути поступает в окружающую среду от предприятий, производящих сталь и цемент, от вышедших из строя ртуть содержащих приборов (лампы, термометры), которые выбрасывают на свалки.

Наиболее экологически неблагоприятная ситуация сложилась в городах Ростов на Дону и Новочеркасск.

Уничтожение лесов и естественного травяного покрова, неправильная распашка земель — основные причины эрозии почвы.

Вопросы и задания

  1. Заполни таблицу:

Деятельность

человека

Последствия

Меры по охране

природы

 

 

 

 

 

 

 

  1. * Реши экологическую задачу:

Одно большое дерево выделяет в сутки столько кислорода, сколько его необходимо для одного человека. В городе из-за поступления выхлопных газов в атмосферу выделение кислорода снижается в 10 раз. Сколько деревьев должно быть, чтобы обеспечить кислородом город в 900000 человек?

  1. Отметь на контурной карте Ростовской области города с неблагоприятной экологической ситуацией.

Просмотр содержимого документа
«Экологические проблемы природы Донского края »



Методическая разработка урока по курсу «Доноведение» 4 класс

Автор Зыбина Елена Александровна

учитель начальных классов МБОУ СОШ №1 ст. Ольгинской Аксайского района Ростовской области



Тема урока: Экологические проблемы природы Донского края.

Цели урока: Формирование целостного взгляда на природу родного
края и место человека в окружающем мире; воспитание человека экологической и здоровьесберегающей культуры.

Задачи урока:

- Дать представление о воздействии человека на природу в процессе хозяйственной деятельности;

- Расширить представления о различных взаимосвязях в живой природе: человеком и природой.

- Развивать умения сравнивать, анализировать, классифицировать, видеть главное;

- Развивать умения устанавливать различные взаимосвязи;

- Развивать речь учащихся, умение работать с научным текстом;

- Воспитывать бережное отношение к природе.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Любите родную природу -

Озера, леса и поля.

Ведь это же наше с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились

Живем мы с тобою на ней.

Так будем же люди все вместе

Мы к ней относиться добрей.

Я не зря начала урок с этих слов. Тема нашего урока сегодня тревожная и очень важная.

  1. Актуализация знаний.

Давайте вспомним, что такое «Экология»?

(Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей средой, между человеком и природой).

Слово экология прочно вошло в обиход. Его можно услышать по радио, в телепередачах, прочитать в газетах и журналах. Произошло это не случайно.

С развитием экономики воздействие людей на природу становится все более и более мощным. Природа уже не может сама залечивать нанесенные ей раны.

На доске зрительный ряд. Фото экологической катастрофы.

Чернобыльская катастрофа, гибель Аральского моря, аварии нефтяных танкеров в морях, отравленные стоками ~ промышленных предприятий реки, исчезающие леса, загрязненный воздух...

Сложившееся на земле положение ученые определяют как

экологический кризис.

Сегодня на уроке мы будем говорить об экологических проблемах

нашего Донского края.

С чем связаны эти проблемы?

Обратимся к учебнику.

У экономики две стороны. Одна - это та необходимая продукция, без которой ни отдельному человеку, ни всему обществу не прожить. А другая - вред, который наносится окружающей среде при производстве этой продукции.

  1. Физминутка.

Руки подняли и покачали -

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся

Покажем - крылья сложим назад.

  1. Работа по теме.

Исследовательская работа.

Вспомните, что необходимо для жизни всех живых организмов? (Вода,

воздух, пища)

Представьте, что вы ученые экологи.

1 бригада экологов - выясняет проблемы воздуха.

2 бригада экологов - проблемы воды.

3 бригада - проблемы почвы.

Вы должны сообща выяснить не только проблемы, но и пути решения этих проблем.

1 бригада: Как защитить воздух?

Сажать растения, которые насыщают воздух кислородом, очищают от пыли и вредных примесей. На трубы заводов и фабрик ставить фильтры. Начали выпускать машины с двигателями, работающими на газе, солнечных батареях.

2 бригада: Как защитить воду?

Не выбрасывать мусор, ставить очистные сооружения, сажать деревья вокруг водоемов. Строятся предприятия, у которых нет сточных вод. 3агрязненную воду там очищают и снова используют.

З бригада: Как защитить почву?

Вырубать леса выборочно. Не оставлять мусор после себя. Не осушать почву. Правильно вспахивать почву. Сажать деревья на склонах оврагов.

Каждая бригада заполняет таблицу в учебнике.

  1. Закрепление знаний.

Выполнение заданий в учебнике-тетради.

  1. Итог урока.

3ная законы экологии, люди выполняют главную задачу - сохранить нашу планету 3емля для потомков. Вот такой:

Открывается зрительный ряд «Пейзажи России» на фоне мелодии песни «Гляжу в озера синие».

Услышу ль сосен шум в полдневный час.

Журчанье струн воды средь камушков у брода, -

О, люди, мыслю я,

У всех у нас есть мать одна,

По имени Природа!

В ней для всех хватает доброты,

И мы живем, запечатлев навек в душе

Её прекрасные черты - поля, луга, леса, моря и реки.

Три клада у природы есть: вода, земля и воздух -

Три ее основы.

Какая бы не грянула беда - все возродится снова.

О человек! Природа-мать ни рек и ни морей

От глаз твоих не прячет, ни трав лесных, ни голубых озер…

Цени ее доверие, Природы! Не обмани его!

И в темный лес входи, как в храм

Под мраморные своды!



Экологические проблемы природы Донского края.

Из словаря: Экология —(от греч. «экос» - дом, «логос» - наука) — наука о связях между живыми существами и окружающей средой.

Для человечества домом является вся наша планета Земля, а для нас с вами наш родной Донской край. Чтобы продлить жизнь себе и окружающей нас живой природе, нужно прилагать собственные усилия к ее охране. Каждый живущий на земле человек должен стать экологически грамотным. Грамотный человек должен знать:

  1. каковы экологические условия его жизни;

  2. в чем заключаются экологические проблемы;

  3. как улучшить экологическую обстановку.

Экологические проблемы Донского края связаны:

— с загрязнением воздуха, пресных вод, почв;

— с бытовыми и промышленными отходами;

— с эрозией земель;

— с изменением условий жизни живой природы и человека.

По данным Ростовского областного комитета по охране окружающей среды. Ежегодно в воздух выбрасывается более 900 тыс. тонн загрязняющих веществ. При этом более половины выбросов приходится на автотранспорт, часть выбросов — на промышленные предприятия. Клубы выхлопных газов, гарь и пыльный шлейф сопровождают каждый, движущийся по дорогам области автомобиль или автобус.

Самым мощным загрязнителем атмосферы является «Новочеркасская ГРЭС». Её годовой выброс — почти 250 тыс. тонн загрязняющих веществ. В числе загрязнителей воздуха также такие предприятия как «Ростовуголь» (г. Шахты), « Волгодонская ТЭЦ — 2» ,« Несветай ГРЭС» (г. Красный Сулин»).

Реки Ростовской области также загрязнены. Вода реки Дон, ниже устья Северского Донца оценивается как очень грязная. Воды Северского Донца также достаточно загрязнены. Основными загрязнителями являются сточные воды и промышленные предприятия, которые не имеют очистных сооружений и сбрасывают отходы в канализацию. В реку Темерник г. Ростова на Дону зимой сбрасывают мусор после очистки улиц, снег с солью и грязью.

Загрязненность почв наблюдается в основном в городе. Содержание свинца, цинка, меди в почвах промышленных городов в несколько раз превышают предельно допустимую норму.

Также довольно много ртути поступает в окружающую среду от предприятий, производящих сталь и цемент, от вышедших из строя ртуть содержащих приборов (лампы, термометры), которые выбрасывают на свалки.

Наиболее экологически неблагоприятная ситуация сложилась в городах Ростов на Дону и Новочеркасск.

Уничтожение лесов и естественного травяного покрова, неправильная распашка земель — основные причины эрозии почвы.

Вопросы и задания

  1. Заполни таблицу:

Деятельность

человека

Последствия

Меры по охране

природы









  1. * Реши экологическую задачу:

Одно большое дерево выделяет в сутки столько кислорода, сколько его необходимо для одного человека. В городе из-за поступления выхлопных газов в атмосферу выделение кислорода снижается в 10 раз. Сколько деревьев должно быть, чтобы обеспечить кислородом город в 900000 человек?

  1. Отметь на контурной карте Ростовской области города с неблагоприятной экологической ситуацией.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Экологические проблемы природы Донского края

Автор: Зыбина Елена Александровна

Дата: 24.11.2014

Номер свидетельства: 134965

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Проект, праздник – конкурс. «Дом, в котором мы живем!»"
    ["seo_title"] => string(49) "proiekt_prazdnik_konkurs_dom_v_kotorom_my_zhiviem"
    ["file_id"] => string(6) "390900"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1486903525"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства