Актуализация знаний (слайд №2). | Зрительный диктант. Катя пьёт горячее молоко. - орфографическое чтение - запись в тетрадь - самопроверка Какие орфограммы вы обозначили? Дайте характеристику предложения. Укажите грамматическую основу предложения. Обозначьте имена существительные. | Ученики читают предложение, соблюдая правила орфографического чтения, записывают по памяти предложение, проводят самопроверку, называют орфограммы. Регулятивные УУД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале. Познавательные УУД (логические): - анализ объектов с целью выделения в них орфограмм, грамматических признаков. Коммуникативные УУД: -формулировать собственное мнение и позицию. |
Самоопределение к деятельности (слайд№3). | Сформулируйте тему урока. Назовите грамматические признаки имени существительного. - вопросы (Кто? Что?) - предмет - одушевлённые и неодушевлённые - собственные и нарицательные Исследуйте существительные: Катя - (кто?) сущ., одуш., собств. молоко – (что?) сущ., неодуш., нариц. Назовите различия одушевлённых и неодушевлённых существительных. | Ученики формулируют тему урока. Ученики составляют схему-опору для ответа, делают разбор имён существительных. Регулятивные УУД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале. Познавательные УУД (логические): - анализ объектов с целью выделения в них орфограмм, грамматических признаков. |
Систематизация и обобщение знаний. | Давайте поиграем в грамматическую игру «Одушевлённое и неодушевлённое». Учебник упражнение № 246 . Внимательно прочитайте задание, приступайте к коллективной работе (работа в парах). Ученики изменяют одну согласную в одушевлённом существительном так, чтобы оно превратилось в неодушевлённое: лиса – липа, ворона – ворота, уж – ум, корова – корона, муха – мука, кот – ком, коза – коса Пара учеников предлагает свой вариант работы, заслушиваются другие варианты составленных слов. | Ученики работают в парах, изменяют буквы в именах существительных, применяя знания по теме. Регулятивные УУД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале. Познавательные УУД (логические): - анализ объектов с целью выделения в них грамматических признаков . Коммуникативные УУД: - принимать участие в совместной работе – договариваться, приходить к общему решению при работе в паре. |
Закрепление изученного (слайд №4). | Коллективная работа по восстановлению текста. Что произошло с текстом? Подберите имена существительные и запишите стихотворение в тетрадь. Зима весёлой … (маской) Заходит к нам в … (дома). Волшебной, доброй … (сказкой) Нам кажется …(она). Прочитайте выразительно это стихотворение. Какое средство выразительности использовал автор? (приём олицетворения) | Ученики анализируют запись, делают вывод об отсутствии имён существительных, восстанавливают и записывают стихотворение в тетрадь. Предметные: - применять знания о грамматических признаках имен существительных, о средствах выразительности, записывать текст, соблюдая правила орфографии. Регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности (своей, соседа по парте). Коммуникативные УУД: – договариваться, приходить к общему решению ( при работе в паре). Личностные: - нравственно-этическая ориентация (оценивание работы товарища по заданным критериям, умение радоваться успехам товарища). |
Закрепление изученного (тест). | Тестовая работа в паре. Укажите правильные ответы. Задание №1 Укажи ряд, в котором все существительные одушевлённые. подснежник, воробей, магазин, аист мухомор, ива, учитель, город забор, пёс, скамейка, троллейбус волчица, Наташа, коза, школьник Задание №2 На какой вопрос отвечает лишнее слово в строчке? Друг, приятель, сосед, подруга, дружба. что? кто? Задание №3 Выбери ряд, в котором все существительные - одушевлённые. мороз, лисица, белочка, норка, медведь, бобр, синичка звери, лисица, белочка, бобр, хата, синичка звери, лисица, белочка, медведь, бобр, синичка звери, лисица, дупло, медведь, бобр, синичка кустик, лисица, белочка, медведь, синичка Задание №4 Какие слова из данной группы однокоренных слов являются одушевлёнными именами существительными? учиться, учение, учёба, учебный, ученица, учебник, ученик, ученица, учиться ученик, ученица, учебник учёба, учение, ученик, ученица, учебник ученик, ученица Задание №5 Какая характеристика верна для всех слов этой группы? футболист, оленёнок, Олечка, лётчик, весельчак, сибиряк, москвичка, учительница. нарицательные имена существительные, в составе основы всех этих слов есть суффикс одушевлённые имена существительные, в составе основы всех этих слов есть суффикс неодушевлённые имена существительные, в составе основы всех этих слов есть суффикс нарицательные одушевлённые имена существительные собственные одушевлённые имена существительные - самопроверка (сравнение своих ответов с ответами на диске) - самооценка Кто справился с работой без ошибок? Кто допустил ошибки? В чём причина? | Ученики на раздаточных листах выполняют задание, обсуждают, обосновывают свой выбор, принимают совместное решение. Предметные: - применять знания о грамматических признаках имен существительных. Коммуникативные УУД: – договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре). Регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности (своей, соседа по парте). |