Методическая разработка урока русского языка во 2 классе в соответствии с требованиями ФГОС по теме: "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"
Методическая разработка урока русского языка во 2 классе в соответствии с требованиями ФГОС по теме: "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"
Урок русского языка разработан для 2 класса начальной школы по программе Л.В.Занкова. Этот урок продолжает систему уроков русского языка по разделу "Имя существительное". Основа урока - деятельностный подход, направленный на развитие и формирование УУД
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока русского языка во 2 классе в соответствии с требованиями ФГОС по теме: "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"»
Тема: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»
Цели:
- формировать знания учащихся об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных;
- развивать грамотную речь, умение работать в паре, умение классифицировать, сравнивать слова;
- воспитывать уважение к другим людям, умение слушать одноклассников, учителя, интерес к русскому языку.
Формирование УУД:
Личностные:
- принимать и осваивать социальную роль ученика;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом (зачем?);
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
Коммуникативные:
- донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- умение договариваться, приходить к общему решению при работе в паре.
Регулятивные:
- адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей, при необходимости вносить коррективы в действия.
- готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность;
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
Познавательные умения:
- ориентироваться в раздаточном материале;
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания);
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;
- проводить анализ учебного материала;
- делать выводы в результате совместной работы учителя и класса;
Ход урока:
I. Организационный момент.
- Сегодня необычный урок русского языка. У нас гости. Поздоровайтесь, ребята!
- Давайте улыбнёмся друг другу и с хорошим настроением тихо сядем.
- Ребята, по-вашему, что такое чудо? (Это что-то необычное, сверхъестественное...)
- Способность видеть в обыкновенном чудесное - признак мудрости. Сегодня мы будем работать с обыкновенными словами. И если кто-то из нас увидит в них чудесное, мы в конце сможем назвать себя мудрыми.
II. Совершенствование навыка каллиграфии.
- Посмотрите на буквы и скажите, что заметили?
с щ с т в т л н
Выбрать и записать каллиграфически в тетрадь буквы.
Букву, у которой звонкий, парный согласный звук (в);
Букву, у которой всегда мягкий, шипящий, глухой согласный звук (щ);
Букву, звук которой повторяется в словах: слон, укол, лошадь (л);
Букву, звук которой является парой для звука (з) (с);
Букву, у которой непарный, звонкий согласный звук (н);
Букву, которая повторяется 2 раза (т);
Проверка. - В какой последовательности записали буквы? Повторите еще раз.
Самооценка с помощью «Лесенки успеха»
- Какое слово можно составить из букв? (существительное)
III. Актуализация знаний учащихся.
-Что такое имя существительное? (Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопросы кто? что?)
- Как вы считаете, признаки определения, которые висят на доске, подходят к понятию "имя существительное"?
Это часть речи
Обозначает предметы
Отвечает на вопросы кто? или что?
Обозначает явления природы
Бывает собственным и нарицательным
Отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?
Обозначает события
Бывает одушевленным и неодушевленным
Выбираем только подходящие признаки. Подтверждаем хлопком.
- Прочитаем понятия на карточке: девочки, мальчики.
Что я знаю!
Что я узнаю!
- Как вы думаете, в какую часть доски я должна повесить карточку: что я знаю! Почему?
- А в другую? Почему? (Чтобы узнать что-то новое)
- Для того чтобы узнать новое, нужно работать активно, быть внимательными, помогать друг другу, отвечать правильно, полными ответами. Вы готовы?
IV. Сообщение темы урока: (слайд 3)
Подумайте, с каким новым признаком мы не знакомились ранее?
- Кто скажет, какая тема нашего урока?
- Какие цели поставим? (Мы будем учиться ставить вопросы к именам существительным, распознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные)
V. Словарная работа.
- Назовите предметы, которые вы видите.
За.ц, л.пата, с.бака, с.сед, п.рог, вет.р.
Что общего в словах?
- Разделите эти слова на 2 группы.? (Где живое, где неживое, одуш., неодуш.)
- Какие слова вы отнесли к 1 группе, ко 2 группе? На какой вопрос будут отвечать слова, обозначающие живые предметы? Назовите эти слова?
Запишем слова в 2 столбика.
У. – Как вы думаете, почему одни слова отвечают на вопрос что?, а другие на вопрос кто?
Д. – Одни слова обозначают живые предметы, а другие неживые предметы.
У. - Вывод: Оказывается, в русском языке все имена существительные делятся на две группы. Существительные, которые отвечают на вопрос кто?, относятся к людям, животным, называются одушевлёнными. Считалось еще в древности, что тот предмет в котором есть душа, называется одушевленным. Существительные, которые отвечают на вопрос что?, называются неодушевлёнными
Приведите примеры.
VI. Работа по теме урока.
Выполним упр. 220. Читаем задание.
- Как поняли? Как начнем выполнять работу?
- С какого слова начнем? Почему? Следующее какое слово? Почему? Далее самостоятельно. Кто закончит первым, покажите.
VII. Физкультминутка.
Если я произношу одушевленное существительное, то руки вверх - хлопок, если неодушевленное, то приседаем.
Иногда для правильной постановки вопроса, нужно обязательно уточнить значение слова. Рассмотрим пример.
В нашем зоопарке живут лисички. Кто?
В нашем парке растут лисички. Что?
В первом предложении речь идёт о животных, значит, ставим вопрос кто?
Во втором предложении – лисички – это грибы, значит, ставим вопрос что?
- На какой вопрос отвечают одуш. сущ.? Что обозначают?
- На какой вопрос отвечают неодуш. сущ.?
1. Как вы определяете одуш. сущ. или неодуш.?
2.Вы сразу задаёте вопрос кто? или что?
Работа в паре.
Выбрать из данных предложений только те, в которых выделенные слова будут неодушевленными.
Папа и мама с удовольствием станцевали нам польку. В Восточной Европе встретишь польку, болгарку, словачку и румынку.
В осеннем лесу частые гости грибники и грибницы. Гриб срезать надо осторожно, чтобы не повредить грибницу!
В парке мы даем голубям крошки хлеба. «Крошка – сын к отцу пришёл ...»
Релаксация.
Прослушивание музыкального произведения, а дети выполняют движения.
XI. Включение в систему знаний и повторение.
Игра «Третий лишний».
«Кто быстрее всех прочтёт, слово лишнее найдёт.» (слайд 20)
1. Бабочка, судак, тюльпан.
2. Дерево, кукла, девочка.
3. Насекомое, животное, расписание.
4. Самолет, машина, летчик.
5. Соловей, песня, певец.
Игра «Лови ошибку»
На вопрос КТО отвечают одушевлённые существительные;
Слова называющие растения- одушевлённые существительные;
На вопрос ЧТО отвечают неодушевлённые существительные;
Слова называющие животных - неодушевлённые существительные;
Одушевлённые существительные отвечают на вопрос ЧТО;
Если речь не идет о людях и животных, то такие сущ. неодушевленные;
К одушевленным им. сущ. относятся люди и животные;
Если правильное утверждение- зеленый сигнал, если неверное- красный сигнал.
Итог урока.
1. У. - Кто же из вас смог увидеть в обыкновенных словах что-то необычное, стали вы мудрее? Составьте своё предложение по уроку.
Д. - Я научился...
Я запомнил...
Теперь я умею...
XII Рефлексия (слайд 21)
Спасибо за старание,
Ведь главное- желание!
А навыки и знания
С годами к вам придут.
Приложение.
Жили-были в Грамматическом Королевстве два вопроса: Кто и Что. Жили дружно, выполняли одну и ту же работу. Но вот однажды вопрос Что подумал: «Зачем мне помощник?» И сказал приятелю:
- Знаешь, Кто, уходи-ка ты отсюда! Я и один справлюсь с нашей работой.
Обиделся вопрос Кто и ушел. Начались тогда в Грамматическом Королевстве неприятности: исчезли куда-то все существительные, обозначающие людей и всякую живность. Пусто и грустно стало без них. Ни птицы не поют, ни кошки не мяукают, ни собаки не лают, даже кузнечики не стрекочут. То есть делись куда-то все одушевленные существа.
Собрались тогда неодушевленные существительные, отвечающие на вопросЧто, и стали думать, как отыскать пропавших? Думали-думали, ничего не придумали.
Тут подошел к ним вопрос Что, повесил голову, опустил глаза и признался:
- Ах-ах-ах... Это я во всем виноват... Думал, один справлюсь со всеми существительными. Но был не прав. Не откликаются на меня одушевленные существительные. Чтобы их вызвать, нужен вопрос Кто.
Пошел он к вопросу Кто, повинился перед ним и попросил вернуться. Кто не стал долго обижаться, охотно помирился с приятелем и быстро созвал всех пропавших - все-все существительные, обозначающие людей и животных, то есть одушевленные существа.
После этого в Грамматическом Королевстве все поняли, какие существительные откликаются на вопрос Что, а какие - на вопрос Кто.
А ты, дружок, понял?
Самоанализ.
Урок русского языка разработан для 2 класса начальной школы по программе Занкова Л.В. Урок продолжает систему уроков русского языка по разделу «Имя существительное». Основа урока - деятельностный подход, направленный на развитие и формирование УУД.
Данный тип урока (урок усвоения новых знаний) включает организационную часть, определение темы и целей, воспроизведение учащимися знаний, связанных с предстоящей работой, самостоятельную, работу в парах, оценку и самооценку выполненной работы. Для достижения поставленных целей на уроке были использованы следующие приёмы и методы: • наглядные (мультимедийная презентация , карточки для работы в парах, самостоятельной работы). • методы самоконтроля и самооценки В ходе урока были использованы различные формы работы учащихся: - работа в парах;
-самостоятельная работа.
На уроке, с целью активизации работы, были использованы различные виды проверок: проверка по эталону, проверка выполненной работы в парах. Оценка каждого задания дала возможность каждому ребёнку оценить свои знания, увидеть, что он не усвоил и над чем ему ещё нужно поработать.
Урок – это часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершиться на уровне высокой общественной культуры. Сорокаминутный момент жизни – это продолжение домашней, уличной жизни, это "кусок истории личностной судьбы ребенка”. Класс, с которым я работаю, занимается по системе Л.В.Занкова, является классом возрастной нормы. Большинство имеет положительную мотивацию к учебной деятельности. В классе есть ребята с неустойчивым, рассеянным вниманием, низкой работоспособностью, они быстро утомляются и поэтому испытывают трудности в обучении. Урок построен с учётом индивидуальных особенностей детей и дидактических принципов, положенных в систему Л.В.Занкова.
- обучение на высоком уровне трудности
- осознание школьниками процесса учения
- развитие всех учащихся – как слабых, так и сильных
Задание на дом носило дифференцированный по степени сложности характер.
На уроке царила доброжелательная рабочая атмосфера. Глаза детей светились радостью и любопытством. Из этого следует, что мне удалось реализовать все поставленные мною цели и задачи урока. Я считаю, что данный урок цели достиг. Так как дети показали осознанные, прочные знания закрепляемого материала, знакомство с новой темой прошло на высоком уровне. Материал, подобранный для урока был доступен для всех учащихся этого класса. Выбранный тип и форма проведения урока себя оправдали.