Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока русского языка по теме "Имя существительное" 2 класс УМК "Перспектива"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 2-Гавриловская средняя общеобразовательная школа
Методическая разработка урока
по русскому языку
во 2 классе
Тема:«Имя существительное»
Разработал: учитель начальных классов
Сайганова Галина Анатольевна
2022 г.
Цель: - закрепить знания об имени существительном;
- создать условия для закрепления умений решать орфографические задачи в корне слов;
- развивать умения составлять предложения по данным словам;
- развитие интереса к урокам русского языка.
Формулируемые УУД:
Личностные: 1. Положительное отношение к учению, готовность преодолеть школьные затруднения. 2. Интерес к урокам русского языка, к самому языку, уважение, понимание его богатства, желание им умело пользоваться. 3. Развитие эстетических чувств: чувство точного, яркого слова, стремление к аккуратному, красивому письму.
Регулятивные: 1. Понимать, принимать и сохранять учебную задачу. 2. Действовать по плану и планировать свои действия. 3. Контролировать процесс и оценивать результаты.
Познавательные: 1. Осознавать познавательную задачу. 2. Проводить анализ, классификацию слов по орфограммам.
Коммуникативные: 1. Умение задавать и отвечать на вопросы, поддерживать беседу . 2. Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность. 3. Допускать возможность различных точек зрения, высказывать и аргументировать свою.
Ход урока
Организационный момент
Слайд 1.
- С добрым утром, начат день!
Первым делом гоним лень!
На уроке не зевать,
А работать и писать.
Давайте поприветствуем друг друга улыбками. Начинаем наш урок!
II. Актуализация опорных знаний.
- Запишите число и слова «Классная работа» в тетрадях.
Праздник «День космонавтики».
- Ребята, 12 апреля наша страна отмечает праздник.
- Кто из вас знает, как он называется?
- Что произошло в этот день?
Слайд 2.
- 12 апреля 1961 года (61 год назад) Юрий Алексеевич Гагарин на ракете «Восток» первым в мире осуществил мечту многих людей, полетел в космос. Во время полета он облетел нашу планету за 108 минут и благополучно вернулся на землю.
Слайд 3.
- Как называется наша планета?
- Какой спутник есть у Земли?
- Мы сегодня отправимся в путешествие с героем мультфильма, который родился на Луне и потом оказался на нашей планете. Как его зовут?
Слайд 4.
Слайд 5.
- Лунтик очень любит путешествовать и сегодня он оказался на незнакомой планете.
3. Минутка чистописания.
Слайд 6.
- Первое, что увидел Лунтик – это река Чистописания. Давайте поможем ему перебраться на другой берег. Для этого чисто и красиво напишем сочетания: оро оло
- Не забудьте про правильную посадку и положение тетради, соблюдайте соединения букв.
4. Словарная работа.
Слайд 7.
- На другом берегу реки Лунтик нашёл сундук с загадками.Давайте поможем ему отгадать загадки, а отгадки запишем через запятую. Очень важно написать слова без ошибок. (1 ученик у доски.)
Учитель:
Сильная, большая птица
Даже кошки не боится!
Очень важная персона -
Чёрно-серая ... (Ворона)
Возле дома, по дорожке,
Скачет собирая крошки.
друг синиц и голубей,
Серый, шустрый? (Воробей)
На жарком солнышке подсох.
И рвётся из стручков... (Горох)
Куда бежит - сама не знает.
В степи ровна,
В лесу плутает,
Споткнётся у порога,
Что это? (Дорога)
Я на поле и в хлеву
Ем и сено, и траву.
И жую, жую, жую,
Молочко потом даю
Маме, папе и ребенку.
А зовут меня Буренка. (Корова)
От него здоровье, сила
И румянец щёк всегда.
Белое, а не белила,
Жидкое, а не вода. (Молоко)
Все его зимой боятся -
Больно может он кусаться.
Прячьте уши, щёки, нос,
Ведь на улице... (мороз)
Кто приносит на хвосте
Много разных новостей?
Всем расскажет всё до срока
Белобокая...(сорока)
Кто в саду выводит трели
На рожке и на свирели?
Знать опять среди ветвей
Поселился...(соловей!)
Что за белые крупинки?
Не зерно и не снежинки.
Скисло молоко - и в срок
Получили мы... (творог).
- Проверим работу у доски и себя.
- Подчеркните в словах сочетания –оро- и –оло-.
-Молодцы! Помогли Лунтику отгадать загадки и повторили словарные слова.
- А сейчас давайте познакомимся с новым словарным словом. Откройте учебники на с. 90.
Слайд 8.
- Это слово корзи́на — плетёное изделие, для хранения и переноски вещей. Корзины плетут из берёсты, прутиков ивы.
- Какая орфограмма в этом слове?
- Запишите это слово в тетрадь, поставьте ударение и подчеркните орфограмму.
- Составьте предложение с этим словом.
III. Тема и цель урока.
- Ребята, а теперь давайте поможем Лунтику узнать, как называется планета, на которую он попал. Для этого посмотрите на слова, которые мы записали и скажите, к какой части речи они относятся?
Слайд 9.
- Правильно! Планета, на которой оказался Лунтик называется «Имя существительное». А у нас так называется тема урока.
- Эта тема новая для вас или уже знакомая? (Знакомая).
Слайд 10.
- Поставьте цель нашего урока, используя слова:
Закрепим… Вспомним… Повторим…
IV. Закрепление и обобщение знаний.
- Чтобы Лунтик мог жить на этой планете, ему нужен дом.
- Мы с вами познакомим его с Именем существительным и поможем построить дом.
Слайд 11.
- У каждого дома есть фундамент – это основание любого строения, служащее опорой для стен здания.
1. Что обозначает имя существительное?
- Чтобы заложить фундамент дома для Лунтика, нужно вспомнить,
Что обозначают имена существительные?
- Правильно, предметы. Фундамент дома готов.
Слайд 12.
2. На какие вопросы отвечают имена существительные?
- Чтобы построить 1 этаж, давайте вспомним, на какие вопросы отвечают имена существительные?
- Правильно, «кто? и что?».
Физминутка.
- Вот я сейчас посмотрю, как быстро вы можете находить имена существительные. Если я произнесу имя существительное, то вы хлопаете в ладоши, если другую часть речи, то вы подпрыгиваете.
Дом, красивый, мальчик, играет, школа, добрый, учитель, пишет, ученик, кошка, окно, поёт, девочка.
3. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные - Какие существительные отвечают на вопрос кто? (Одушевлённые) - Кого называют одушевлённые имена существительные? - Какие существительные отвечают на вопрос что? (Неодушевлённые) - Что называют неодушевлённые имена существительные? (Неживые предметы) Слайд 13. Выборочное списывание.
Выполним работу по Карточке №1: море, люди, письмо, слова, река, поэт, моряк, берёза, тигр, рыба, трава, медведь, труд, товарищ.
- I вариант выписывает слова, которые отвечают на вопрос кто?
- II вариант выписывает слова, которые отвечают на вопрос что?
Проверка: (по тетрадям 2-х учеников с 1 и 2 вариантов).
Игра «Преврати неодушевлённое имя существительное в однокоренное одушевлённое». Лес - ….(лесник), сад - ….(садовник), трактор - … (тракторист), пианино - …(пианист), двор - …(дворник).
Слайд 14.
- Молодцы! Помогли Лунтику построить 1 этаж дома.
4. Собственные и нарицательные имена существительныеСлайд 15.
космонавт «Восход»
спутник Земля
ракета Юрий Алексеевич Гагарин
планета Луна
- Посмотрите на доску. Что вы можете сказать об этих группах слов? - 1 столбик – нарицательные им.сущ., 2 ст. – собственные.
- Что относится к собственным именам существительным?
- Как пишутся имена собственные?
- Подберите к каждому нарицательному имени существительному имя собственное.
- Запишите в тетрадь фамилию, имя и отчество первого космонавта. (Юрий Алексеевич Гагарин)
- Подчеркните заглавную букву в именах собственных.
Слайд 16.
Выполним работу по Карточке №2. Работаем в паре. «Найдите и исправьте ошибки»
Псу шарику подарили шарик.
Котёнок пушок поймал пушок.
Жеребёнок ветер мчался, как ветер.
- Проверьте свою работу по эталону.
Слайд 17. (с правильным написанием).
- Самостоятельная работа.Напишите слова через запятую.
Букварь. Наташа. Сад. Рязанов. Собака. Петрович. Серёжа. Мальчик.
Проверка (по тетради 1 ученика).
Слайд 18.
- Молодцы! Помогли построить Лунтику 2 этаж.
5. Форма единственного и множественного числа.
- А чтобы закончить строительство дома, нужно вспомнить, в форме какого числа могут употребляться имена существительные?
- Как определить число у имен существительных?
Слайд 19.
- Выполним задание в РТ с.34 упр.158. Прочитайте задание.
- Прочитаем текст (хорошо читающие дети читают вслух).
- Как можно озаглавить текст? (Животные степи.)
-Выполним следующее задание: выписать выделенные имена существительные и в скобках указать их число.
V. Итог урока
Слайд 20.
- Молодцы! Помогли Лунтику построить дом. Давайте посмотрим на него и вспомним, над чем мы сегодня работали на уроке.
- Прочитаем правило в учебнике на с.90.
VI. Домашнее задание.
У вас будет домашнее задание: выучить правило и словарное слово на с.90, выполнить упр.160 в РТ.
Слайд 21.
- Какую работу мы сегодня выполнили на уроке?
Закрепили... Вспомнили… Повторили…
VII. Рефлексия.
Слайд 22.
Ребята, а сейчас оцените свою деятельность на уроке. У вас на столах лежат кружочки красного, зелёного, синего и оранжевого цвета. Еслиурок был полезен и всё понятно, то берём красный кружок, если лишь кое-что было чуть-чуть неясно, то берём зелёный кружок, если у вас на уроке были затруднения при выполнении заданий и вы думаете, что вам необходимо ещё поработать над этой темой, возьмите синий кружок, если для вас задания были сложными и тема урока показалась трудной, то возьмите оранжевый кружок.
Мы видим только красные и зелёные кружочки – это значит, что материал урока усвоен.
Вы сегодня очень хорошо поработали на уроке. Я хочу вам сказать: "Урок наш окончен и выполнен план. Спасибо, ребята, огромное вам! За вашу работу я хочу выставить следующие отметки:... Спасибо вам большое за урок!