Изучение учебного материала Актуализация опорных знаний. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: Уметь извлекать из иллюстрации необходимую информацию для ответов на вопросы. Цель, которую хочет достичь учитель: организовать работу по развитию речи учащихся, создать проблемную ситуацию для подведения к теме урока. Методы: побуждающий от проблемной ситуации диалог. Этап релаксации. Физминутка. Задача: снять напряжение мышц плечевого пояса, шеи, глаз) Постановка учебной задачи Цель: осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя
| - Отгадайте загадку Хвостиком виляет, Зубаста, а не лает. ( Щука) У. В какой русской народной сказке мы встречались с щукой? («По щучьему велению») У. Ребята, рассмотрите иллюстрацию к сказке ( дети рассматривают иллюстрацию слайд №1) У. Поднимите руку, кто знает эту сказку? Как зовут главного героя сказки? (Емеля) У. Почему это слово написано с большой буквы? ( ответы детей) У. Что еще можете сказать об этой букве (ответ) У. Какую роль играет буква е в середине слова (ответ) У.Составьте предложения по этой картинке ( дети составляют предложения, отвечая на вопросы: - Какое время года вы видите на картинке? - Кого поймал Емеля? - Чем поймал Емеля щуку? - Дайте совет герою сказки, как правильно вести себя на водоеме?) У. Почему Емелю называют лентяем? Д. Он не хотел работать. У. Что бы вы могли посоветовать Емеле? Д. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. У. Как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей) У. А я однажды услышала, как щука пела песенку лещу. Хотите послушать? В ней часто повторяется один и тот же звук. Будьте внимательны.
(Дети встают в проходе под песню щуки (звучит фонограмма) выполняют различные движения) (слайд 2)
У. Какой звук часто повторяется в песенке? ( ответ) У. С каким новым звуком мы сегодня познакомимся на уроке? Д. Мы познакомимся со звуком щ и буквой , которая его обозначает. Будем читать слова с новой буквой У. Рассмотрите схему слова «щука». Сколько слогов в этом слове? Какой слог ударный? Какой новый звук вы слышите в слове? Где? (Ответы детей) У. Как вы думаете, щука рыба морская или речная? Вспомните «Окружающий мир» (ответы детей) У. Кого приглашала к себе щука на день рождения в песенке? (ответ) У. Рассмотрите схему слова «лещ». Где обозначен звук на схеме? (ответ) У. Дайте характеристику этого звука. Д. Хором произносят звук [щ’], определяют, что данный звук согласный, потому что при произнесении воздух встречает преграду. При его произношении слышится только шум, значит он глухой. У. При произнесении этого звука как себя чувствует язычок во рту? Ему мягко, или он напрягается? Д. Этот звук мягкий, так как язычок во рту не напрягается. У. Значит звук [щ’] какой? Д. Согласный, глухой, мягкий. У.Итак , этот звук обозначается на письме буквами Щ,щ. ( учитель показывает букву щ на карточке и в алфавите) У. На что похожа буква Щ? (ответы детей) У. На расческу Щ похожа, Три зубца всего, ну что же? У. Выложите букву Щ из счетных палочек. Д. Выкладывают букву, затем проверяют друг друга. Физминутка «Будь внимательным» У. Хлопните в ладоши 2 раза, если услышите звук [щ’] в словах и топайте ногами два раза, если такого звука нет: Шепот, щенок, щепка, цапля, шоколад, щипцы |