kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока обучения грамоте на тему: Мягкий глухой согласный звук щ, буквы Щ,щ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке русского языка учащиеся познакомятся с мягким согласным звуком щ, буквой Щщ, научатся распознавать новые звук и букву в словах. Будут закреплять навык чтения слов, предложений с изученными буквами.

Работа на уроке будет способствовать развитию речи, памяти, внимания, мышления и воспитывать ответственное отношение за судьбу «братьев наших меньших».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока обучения грамоте на тему: Мягкий глухой согласный звук щ, буквы Щ,щ. »

МОУ «Совхозная средняя общеобразовательная школа»

Серебряно Прудского района

Московской области






Методическая разработка урока обучения грамоте

на тему:

Мягкий глухой согласный звук щ, буквы Щ,щ.






Подготовлена

учителем 1 класса

Шлёпиной Еленой Алексеевной



2014 год


Цели: 1.Познакомить учащихся с мягким согласным звуком щ, буквой Щщ.

Учить распознавать новые звук и букву в словах.

Закреплять навык чтения слов, предложений с изученными буквами.

2. Способствовать развитию речи, памяти, внимания, мышления.

3. Воспитывать ответственное отношение за судьбу «братьев наших меньших».

Оборудование:

- учебник (В.Г. Горецкий «Русская азбука»)

-карточки с рядами букв,

-предметные картинки с изображениями животных (леща, щегла),

-схемы слов «лещ», «роща» для слого-звукового анализа ,

-картинка из серии «Азбука в картинках»,

-красный и зелёный круги, презентация.


Планируемые УУД

Личностные:

- интерес к различным видам деятельности, включая элементы предметно- исследовательской деятельности;


-общие представления о рациональной организации мыслительной деятельности;

-понимание причин успеха в учёбе;

-самооценка на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные:


- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;


понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике «Азбука». выполнять действия с опорой на заданный ориентир;

-принимать установленные правила в планировании и контроле способа выполнения заданий;

- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в общие и собственные действия.



Познавательные


-проводить сравнение, сопоставление, понимать выводы, сделанные на основе сравнения

-строить рассуждения о языковых явлениях

-проводить аналогию

-в сотрудничестве с учителем проводить классификацию изучаемых объектов

- устанавливать аналогии; формулировать выводы на основе аналогий, сравнения, обобщения


Коммуникативные



-принимать активное участие во фронтальной работе, используя речевые коммуникативные средства

-использовать средства для решения коммуникативных задач

-использовать простые речевые средства для передачи своего мнения

-проявлять инициативу в учебно- познавательной деятельности


Предметные результаты:



-анализировать речевые единицы, находить в тексте ключевые слова, видеть красоту русской речи, находить различные литературные средства ее выразительности;

-использовать термины: гласные и согласные звуки, буква, слог, слово, предложение;

-решать простые грамматические задачи на нахождение нужной буквы в деформированном тексте (древнего способа записи слов);

-находить многозначные слова в речевых единицах;

-сравнивать печатные буквы Щ, щ и соответствующие им письменные;

-решать графические задачи по фонетическому анализу и синтезу изученных букв и звуков.


-воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове;

-соотносить слова с соответствующими слогоударными схемами;

-пояснять работу (функцию) гласной буквы ё как показателя мягкости предшествующего согласного в одних случаях и как двузвучности в других случаях;

-воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи;

-приводить примеры многозначных слов, стараться определять их смысл в контексте речевых единиц;

-анализировать поэлементный состав букв Щ и щ сравнивать начертания заглавных и строчных букв с помощью анимированного алфавита и «прописывания в воздухе»;

-анализировать заданную звуковую схему слова и подбирать к ней слова




Ход урока

  1. Организационный момент.

-Вот и прозвенел звонок.

Начинается урок.

Очень тихо вы садитесь

И работать не ленитесь.

- У вас на партах карточки с изображением солнышка и тучки. Поднимите карточку, соответствующую тому настроению, с которым вы шли сегодня в школу…

- Хочется надеяться, что хорошее настроение сохранится у вас в течение всего учебного дня.


  1. Актуализация знаний.

-Начнем урок с повторения изученных букв.

Правильно назовите буквы, расположенные в первом ряду. Какая буква «лишняя»? (далее- по аналогии)

(буквы называют «слабые» ученики)

На доске:

О А У Н Ы Э («Н»- согласная)

Ю Ё Я И Е («И» обозн. 1 звук)

Л М Р Ж В С (« С» обозн. глух. звук)

Б П Г К Х Д Т («Х»- нет пары по глух-звонк.)

На доске:

… ука

ро…а

ово…и

…енок

пла…

- Попробуйте догадаться, какую букву будем изучать?

Почему так решили?

- Попытайтесь сформулировать цели нашей работы на уроке.

4. Формирование новых ЗУНов.


-Отгадайте загадку:

По земле не ходят,

На небо не смотрят,

Звёзд не считают,

Людей не знают. (Рыбы)

А).Слого-звуковой анализ слова «лещ»

- Кто знает, как называется эта рыба? (на доске- предметная картинка с изображением леща и схема слова)

- Произнесем слово «лещ» по слогам.

-Сколько слогов в слове?

- Из чего состоит слог? (из слияния и примыкающего к нему согласного)

-Произнесите слияние.

-Выделите из него согласный звук.

-Дайте ему характеристику (согласный, глухой, мягкий)

- Произнесем слово еще раз, выделяя последний звук.

-Дайте ему характеристику.

Б). Упражнение в произношении нового звука

Щ как мягкий Ш мы скажем.

Звук как будто маслом смажем.

Будет мягким Щ, тягучим,

Щебетать язык научим:

Щебет, щёлк, щегол, щепотка,

Щепка, щит, щека, щекотка.

- Какие слова из тех, что мы сейчас называли, вам запомнились?

В). Знакомство с новыми буквами Щщ

- Какой буквой наш звук обозначается на письме?

На доске- картинка из серии «Азбука в картинках»

-Что изображено на картинке?

- Почему изображена щётка?


- Сравните заглавную и строчную буквы Щщ. Что можете сказать?

-Кто покажет эту букву в алфавите?

- Буква Щ поможет нам

Чистить зубы по утрам.

На что похожа буква?


- На расческу Щ похожа.

Три зубца всего?

Ну и что же!

На что еще похожа буква?


- Щ- играющий щенок.

Кверху лапками он лег.

На кого похожа буква?

-На что же ещё, на ваш взгляд, похожа буква Щ?

- Давайте сконструируем букву Щ из спичек. Кто быстрее?

Г). Чтение слогов с буквой Щ.

(хорошо читающим ученикам дать карточки с текстом и заданиями к нему)

- Хором прочтём слоги, написанные на доске. Не забудьте, что звук «щ» всегда мягкий.

- Давайте попробуем дополнить слоги до слова.

Д). Чтение слов с буквой Щ.

- Читаем «по цепочке» слова на странице 187 учебника.

- Что общего у всех слов? (есть буква Щ)

- А ещё? ( Сколько слогов в каждом из слов?)

-Назовите слово, к которому подходит данная схема («роща»)

- Прочитайте слова, к которым можно задать вопрос «Что делаю?»

- Прочитайте слова, относящиеся к группе «рыбы»

- Найдите и прочитайте слова, также обозначающие названия животных.

- О них мы будем сейчас читать текст…


Е).Работа с текстом.

На доске- текст:

У Васи в клетке живут щеглы. У щеглов были щеглята. Мальчик не забывает давать им пищу. Щенок Чапка встал на ящик. Щёлк!

Щеколда отвалилась. Прощайте, щеглы!

-Текст будет читать Павлов Вова

- Кто живёт у Васи в клетке?

-Кто был у щеглов?

- Как мальчик заботится о них?

-Кто ещё живет у Васи?

-Как зовут щенка?

- Что натворил Чапка?

-Как вы понимаете значение слова «щеколда»? (показать картинку с клеткой)

- Что произошло со щеглами?

-Приготовьтесь читать текст хором. Внимательно следите за указкой…

- Какое чувство возникло у вас после прочтения этого текста? Почему?

- Как бы вы озаглавили текст?

-Посчитайте, сколько предложений в тексте (7)

- Найдите и прочитайте самое короткое предложение (5)

-Какое это предложение? (Какой знак стоит в конце предложения?)

- Найдите и прочитайте ещё одно предложение.(7) Как его нужно прочитать?

- Прочитайте предложения, соответствующие данной схеме (1, 3- 6 слов).

- Прочитайте 5-ое предложение. Кто встал на ящик? Прочтите предложение ещё раз, голосом выделяя ключевое слово.

( Куда встал щенок?)


Ж). Работа с иллюстрацией учебника (стр. 186-187)

- Внимательно рассмотрите иллюстрацию.

-Герой какой сказки на ней изображен?

- Почему так решили?

-Что делает Емеля?

-А чем занята щука?

-Наш Емеля на печи

Сосчитал все кирпичи,

Быстро мух переловил

И прилёг совсем без сил.

Ну а щука спать не стала,

Книгу умную достала

И готовится опять

Все желанья исполнять.

Щука шепчет еле-еле:

-Помогу во всём Емеле!

З). Проговаривание скороговорки, стр. 186

(выписана на доску)

Щуку я тащу, тащу,

Щуку я не упущу.

- Прочитайте скороговорку шепотом..

- А теперь не очень громчко (погромче, громко)

- Читаем скороговорку медленно (чуть побыстрее, ещё быстрее, очень быстро)

5. Итог урока. Рефлексия.

- Какой звук изучали на уроке?

-Дайте ему характеристику.

-Какой буквой обозначается этот звук на письме?

-Давайте вспомним, какие цели мы поставили перед собой на этот урок?

-Всё ли мы выполнили?


- Что понравилось на уроке?

-Что показалось сложным?

-Если вам понравилось работать на уроке, поднимите зелёный круг. Если не понравилось- красный.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Шлепина Елена Алексеевна

Дата: 12.10.2014

Номер свидетельства: 118194

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Формирование учебной деятельности младших школьников  средствами предмета «Обучение грамоте» "
    ["seo_title"] => string(106) "formirovaniie-uchiebnoi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov-sriedstvami-priedmieta-obuchieniie-ghramotie"
    ["file_id"] => string(6) "125847"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415078369"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Рабочая программа по развитию речи и подготовке к обучению грамоте "
    ["seo_title"] => string(79) "rabochaia-proghramma-po-razvitiiu-riechi-i-podghotovkie-k-obuchieniiu-ghramotie"
    ["file_id"] => string(6) "145548"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418934060"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "материал по теме: "Поиск и увлеченность - залог успеха в обучении" "
    ["seo_title"] => string(71) "matierial-po-tiemie-poisk-i-uvliechiennost-zalogh-uspiekha-v-obuchienii"
    ["file_id"] => string(6) "139025"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417630059"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства