kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока по теме "Фонетическая структура современного английского языка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекционное занятие по теме:

«Фонетическая структура английского языка»
 


План лекции:
1 Фонетика как раздел лингвистики
2 Классификация гласных и согласных звуков
3. Фонетические структуры английского языка
 

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Она служит главным средством общения с другими людьми, является основой человеческого мышления и приобретения новых знаний. 

Появившаяся в ходе эволюции письменная речь позволила людям накапливать полученные знания и с ее помощью передавать их последующим поколениям. Люди, далекие от науки, думают, что речь производится непосредственно речевыми органами: губами, языком, голосовыми связками. На самом деле произнесение вслух звуков, слов и предложений- это заключительный этап речевого процесса. Наши речевые органы только выполняют приказы, поступающие из мозга, тем самым облекая мысленную речь в звуковую. 

Основой речи как физиологического процесса является нервная система человека. Непосредственно речь представляет собой сложную взаимосвязанную функциональную систему использования звуков носителями конкретного языка. 

Человек всю свою жизнь совершенствует речь, овладевает богатствами языка. В раннем детстве у него возникает потребность в общении, которую он удовлетворяет посредством простейших элементов речи. Потребность выражать свои мысли с возрастом расширяется.

 Фонетика - это раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка. К ней относятся все звуковые средства языка, то есть не только звуки и их комбинации, но и ударение и интонация.

В данной курсовой работе проводится сравнение фонетической структуры в русском и английском языках.

Целью работы является последовательное и всестороннее изучение особенностей английского произношения, рассмотрение фонетического строя современного английского языка.

К числу основных задач относятся:

- описание специфики фонетической системы современного английского языка в сравнении с фонетической системой русского языка,

- показать различия в фонетической базе английского и русского языков;

всестороннее исследование речевой деятельности с позиции произноси­тельной нормы и ее допустимых вариантов; выявление тенденций развития нор­мы.

1 Фонетика как раздел лингвистики

1.1 Основные понятия фонетики


Учение о звуках речи называется фонетикой (от гр. рhone- «звук»). Звуками речи называются наименьшие звуковые единицы, из которых образуются отдельные слоги, входящие в свою очередь в звуковой состав слов. Звуки мы слышим и произносим. На письме звуки речи условно обозначаются буквами. Буквы- это условные графические знаки, служащие на письме символами звуков. Буквы мы видим и пишем. Буквы, их начертания, а также соотношение между буквами и звуками изучает графика. Совокупность букв, расположенных в определенном порядке, называется алфавитом или азбукой. 

В русском алфавите десять гласных и двадцать одна согласная буква и два безгласных (ь, ъ). Безгласными они называются потому, что звуков не обозначают. Всего в русском языке тридцать три буквы. Звуков же намного больше. 

Для английского языка, в силу ряда исторических причин, расхождение между звуками и буквам особенно характерно. В английском алфавите двадцать шесть букв. 

В каждом языке существует связь между орфографией и фонетикой. Эта связь определяется орфографической системой языка, которая базируется на одном из трех основных принципов.
 


Фонетический принцип, когда письмо полностью отражает звуковой состав слова, как говорим, так и пишем (латинский язык).


Морфологический принцип, когда письмо отражает только часть звукового состава слова: сохраняется единство написания значащих частей слова, тогда как звучание этих частей в разных словах изменяется (русский язык).


Исторический принцип, когда написание слова объясняется историческими традициями и не совпадает с произношением (английский язык).1


Так, в английском языке орфография за последние 400-500 лет почти не изменилась, а звуковая сторона языка претерпела серьезные изменения. Англичане в настоящее время пишут так, как они произносили в XV в., когда различий в написании и произношении не было.

Определенные несоответствия между звуковой и письменной стороной слов есть в каждом языке, однако только в английском это явление, как шутят сами англичане, приняло характер «национального бедствия». Обычно говорят о капризности английского произношения, между тем причиной несоответствия является устарелое английское правописание.

В орфографии, построенной на историческом принципе, соотношение между звуками и буквами подчиняются определенным закономерностям, знание которых дает возможность правильно читать слова. Эти правила, определяющие различное чтение одной и той же буквы или сочетания букв, кажутся трудными вначале. Но при изучении правил эти трудности преодолимы.

2 Классификация гласных и согласных звуков

2.1 Работа речевого аппарата и типы звуков


Звуки делятся на гласные и согласные. В основу такого деления положена работа речевого аппарата (легкие, дыхательное горло, гортань, голосовые связки, расположенные поперек гортани, полость рта, полость носа, губы, язык). Полость рта является резонатором, размеры и форму которого можно менять с помощью языка, губ и мягкого нёба.

Активными органами, участвующими в образовании отдельных звуков, являются голосовые связки, язык, губы, нёбная завеса и нижняя челюсть.

Пассивные органы- это зубы и твердое нёбо.

Кроме того, качество звука зависит от резонаторов, роль которых играют полость рта и полость носа.

При образовании гласных звуков воздушная струя свободно проходит через полость рта, не встречая на своем пути никаких преград в ротовой полости. Голосовые связки при этом напряжены и сдвинуты. Воздушная струя колеблет их, и в результате этого колебания возникает музыкальный тон, т.е. голос. Частота колебаний голосовых связок при артикуляции гласных звуков лежит в верхней части звукового поддиапазона, соответствующего тембру голоса отдельного человека. Так как преграды нет, шумы не возникают и к голосу не примешиваются. Вот почему гласные звуки легко петь и состоят они только из голоса. Система гласных называется вокализмом (от лат. vocalis- «голосовой»). 

Из шести гласных звуков русского языка два [o] и [у] называются лабиализованными (от лат. labialis- «губной», т.к. в их образовании принимают участие губы, остальные звуки – [а], [у], [ы], [э]- нелабиализованные. 

Различают также закрытые, полуоткрытые и открытые гласные звуки. Это зависит от того, насколько близко расположен язык к нёбу. Закрытые звуки [и], [у]- язык поднят высоко; полуоткрытые звуки [е], [о] – язык ниже; открытый звук [а]- язык совсем низко.

Как было отмечено, в русском языке десять гласных букв передают шесть гласных звуков и четыре сочетания звука [й] с четырьмя гласными; тогда как в английском языке только шесть гласных букв передают двадцать два гласных звука (двенадцать монофтонгов- в том числе два дифтонгоида, восемь дифтонгов и два трифтонга). 

Работа органов речи при передаче английских гласных звуков сложна и многообразна, в ней заняты все части речевого аппарата и бывают важны даже незначительные изменения в их движении. 

При образовании согласных звуков на пути воздушной струи в полости рта и носа встречаются различные преграды. 

Характер согласного звука зависит от:

- характера (моста образования) преграды;

- способа образования преграды;

- способа преодоления этой преграды;

- от участия или неучастия голосовых связок;

- от тонального звука. 

Если воздушная струя разрывает сомкнутые губы, образуются взрывные (смычные) согласные, например [б], [п]. Если воздух прорывается через щель между губами и зубами, образуются щелевые согласные, например: в, ф. При преодолении преграды возникает шум. Поэтому согласные состоят не только из голоса, но и из шума, а некоторые только из шума. Система согласных называется консонантизмом (от лат. consonans- «согласный звук»). 
 

3. Фонетические структуры английского языка


^ 3.1 Сравнение артикуляционных баз русского и английского языков

Чтобы ясно представлять разницу в произносительных системах иностранного и родного языков, необходимо знать особенности их артикуляционной базы. Под артикуляционной базой подразумевают особенности механизма производства звуков (как гласных, так и согласных), обусловленные анатомическим строением речевого аппарата.

Данный механизм включает: способ подачи воздуха, необходимого для производства звука, особенности формы резонатора (главным образом ротового), положение языка, положение губ и т. п.

Английская артикуляционная база характеризуется следующими особенностями:

а) выдыхаемый воздух подается краткими отрывистыми порциями («стаккато») в отличие от русской плавной манеры («легато»);

б) анатомические особенности строения речевого резонатора (более вытянутая форма по сравнению с более плоской в русском варианте) обуславливают апикальное положение языка (в отличие от дорсального в русском языке, когда он выгибается кончиком вниз и сильно прилегает к зубам всей передней частью- языку как бы тесно во рту), когда активным в производстве согласных звуков является только самый его кончик- tip (в отличие от передней части в русском языке- blade); в английском варианте язык как бы больше оттянут назад и с трудом дотягивается до зубов и альвеол; кроме того, спинка языка распластана и имеет плоскую форму (flat);

в) верхняя губа слегка растянута в улыбке (a phonetic smile) и не меняет своего положения в процессе произнесения, т.е. губы не двигаются в горизонтальной плоскости, так что их углы остаются неподвижными (stiff upper lip); в русском языке губы очень подвижны: они сильно округляются и выпячиваются, звуки, произносимые с выпячиванием и округлением губ, называются лабиализованными;

г) раствор, т.е. расстояние между челюстями, в английском произнесении уже, чем в русском.

Эти особенности влияют на качество английских гласных и согласных звуков следующим образом:

а) наличие аспирации у глухих взрывных [p, t, k]; жесткая смычка сочетаний согласных звуков [tr, pl, st, kw, tl, dn, bl) как в начальной, так и в конечной позициях: [tri:, pli:z, stri:t, teibl], частичная оглушенность звонких согласных в конечной позиции: [did, bed, si:z];

б) наличие апикальной артикуляции у всех переднеязычных звуков, отсутствие смягчения: [d, t, z, s, n, r, l];

в) в английском языке гласные звуки имеют специфическую «светлую» окраску; во время произнесения гласных звуков [u:, υ] губы не вытянуты; наличие усеченности (отсутствие ослабления во время звучания) у английских кратких гласных: [sit, bed, npt].5
 

 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по теме "Фонетическая структура современного английского языка" »

Лекционное занятие по теме:

«Фонетическая структура английского языка»


План лекции:
1 Фонетика как раздел лингвистики
2 Классификация гласных и согласных звуков
3. Фонетические структуры английского языка

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Она служит главным средством общения с другими людьми, является основой человеческого мышления и приобретения новых знаний. 

Появившаяся в ходе эволюции письменная речь позволила людям накапливать полученные знания и с ее помощью передавать их последующим поколениям. Люди, далекие от науки, думают, что речь производится непосредственно речевыми органами: губами, языком, голосовыми связками. На самом деле произнесение вслух звуков, слов и предложений- это заключительный этап речевого процесса. Наши речевые органы только выполняют приказы, поступающие из мозга, тем самым облекая мысленную речь в звуковую. 

Основой речи как физиологического процесса является нервная система человека. Непосредственно речь представляет собой сложную взаимосвязанную функциональную систему использования звуков носителями конкретного языка. 

Человек всю свою жизнь совершенствует речь, овладевает богатствами языка. В раннем детстве у него возникает потребность в общении, которую он удовлетворяет посредством простейших элементов речи. Потребность выражать свои мысли с возрастом расширяется.

 Фонетика - это раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка. К ней относятся все звуковые средства языка, то есть не только звуки и их комбинации, но и ударение и интонация.

В данной курсовой работе проводится сравнение фонетической структуры в русском и английском языках.

Целью работы является последовательное и всестороннее изучение особенностей английского произношения, рассмотрение фонетического строя современного английского языка.

К числу основных задач относятся:

- описание специфики фонетической системы современного английского языка в сравнении с фонетической системой русского языка,

- показать различия в фонетической базе английского и русского языков;

всестороннее исследование речевой деятельности с позиции произноси­тельной нормы и ее допустимых вариантов; выявление тенденций развития нор­мы.

1 Фонетика как раздел лингвистики

1.1 Основные понятия фонетики


Учение о звуках речи называется фонетикой (от гр. рhone- «звук»). Звуками речи называются наименьшие звуковые единицы, из которых образуются отдельные слоги, входящие в свою очередь в звуковой состав слов. Звуки мы слышим и произносим. На письме звуки речи условно обозначаются буквами. Буквы- это условные графические знаки, служащие на письме символами звуков. Буквы мы видим и пишем. Буквы, их начертания, а также соотношение между буквами и звуками изучает графика. Совокупность букв, расположенных в определенном порядке, называется алфавитом или азбукой. 

В русском алфавите десять гласных и двадцать одна согласная буква и два безгласных (ь, ъ). Безгласными они называются потому, что звуков не обозначают. Всего в русском языке тридцать три буквы. Звуков же намного больше. 

Для английского языка, в силу ряда исторических причин, расхождение между звуками и буквам особенно характерно. В английском алфавите двадцать шесть букв. 

В каждом языке существует связь между орфографией и фонетикой. Эта связь определяется орфографической системой языка, которая базируется на одном из трех основных принципов.


Фонетический принцип, когда письмо полностью отражает звуковой состав слова, как говорим, так и пишем (латинский язык).


Морфологический принцип, когда письмо отражает только часть звукового состава слова: сохраняется единство написания значащих частей слова, тогда как звучание этих частей в разных словах изменяется (русский язык).


Исторический принцип, когда написание слова объясняется историческими традициями и не совпадает с произношением (английский язык).1


Так, в английском языке орфография за последние 400-500 лет почти не изменилась, а звуковая сторона языка претерпела серьезные изменения. Англичане в настоящее время пишут так, как они произносили в XV в., когда различий в написании и произношении не было.

Определенные несоответствия между звуковой и письменной стороной слов есть в каждом языке, однако только в английском это явление, как шутят сами англичане, приняло характер «национального бедствия». Обычно говорят о капризности английского произношения, между тем причиной несоответствия является устарелое английское правописание.

В орфографии, построенной на историческом принципе, соотношение между звуками и буквами подчиняются определенным закономерностям, знание которых дает возможность правильно читать слова. Эти правила, определяющие различное чтение одной и той же буквы или сочетания букв, кажутся трудными вначале. Но при изучении правил эти трудности преодолимы.

2 Классификация гласных и согласных звуков

2.1 Работа речевого аппарата и типы звуков


Звуки делятся на гласные и согласные. В основу такого деления положена работа речевого аппарата (легкие, дыхательное горло, гортань, голосовые связки, расположенные поперек гортани, полость рта, полость носа, губы, язык). Полость рта является резонатором, размеры и форму которого можно менять с помощью языка, губ и мягкого нёба.

Активными органами, участвующими в образовании отдельных звуков, являются голосовые связки, язык, губы, нёбная завеса и нижняя челюсть.

Пассивные органы- это зубы и твердое нёбо.

Кроме того, качество звука зависит от резонаторов, роль которых играют полость рта и полость носа.

При образовании гласных звуков воздушная струя свободно проходит через полость рта, не встречая на своем пути никаких преград в ротовой полости. Голосовые связки при этом напряжены и сдвинуты. Воздушная струя колеблет их, и в результате этого колебания возникает музыкальный тон, т.е. голос. Частота колебаний голосовых связок при артикуляции гласных звуков лежит в верхней части звукового поддиапазона, соответствующего тембру голоса отдельного человека. Так как преграды нет, шумы не возникают и к голосу не примешиваются. Вот почему гласные звуки легко петь и состоят они только из голоса. Система гласных называется вокализмом (от лат. vocalis- «голосовой»). 

Из шести гласных звуков русского языка два [o] и [у] называются лабиализованными (от лат. labialis- «губной», т.к. в их образовании принимают участие губы, остальные звуки – [а], [у], [ы], [э]- нелабиализованные. 

Различают также закрытые, полуоткрытые и открытые гласные звуки. Это зависит от того, насколько близко расположен язык к нёбу. Закрытые звуки [и], [у]- язык поднят высоко; полуоткрытые звуки [е], [о] – язык ниже; открытый звук [а]- язык совсем низко.

Как было отмечено, в русском языке десять гласных букв передают шесть гласных звуков и четыре сочетания звука [й] с четырьмя гласными; тогда как в английском языке только шесть гласных букв передают двадцать два гласных звука (двенадцать монофтонгов- в том числе два дифтонгоида, восемь дифтонгов и два трифтонга). 

Работа органов речи при передаче английских гласных звуков сложна и многообразна, в ней заняты все части речевого аппарата и бывают важны даже незначительные изменения в их движении. 

При образовании согласных звуков на пути воздушной струи в полости рта и носа встречаются различные преграды. 

Характер согласного звука зависит от:

- характера (моста образования) преграды;

- способа образования преграды;

- способа преодоления этой преграды;

- от участия или неучастия голосовых связок;

- от тонального звука. 

Если воздушная струя разрывает сомкнутые губы, образуются взрывные (смычные) согласные, например [б], [п]. Если воздух прорывается через щель между губами и зубами, образуются щелевые согласные, например: в, ф. При преодолении преграды возникает шум. Поэтому согласные состоят не только из голоса, но и из шума, а некоторые только из шума. Система согласных называется консонантизмом (от лат. consonans- «согласный звук»). 

3. Фонетические структуры английского языка


^ 3.1 Сравнение артикуляционных баз русского и английского языков

Чтобы ясно представлять разницу в произносительных системах иностранного и родного языков, необходимо знать особенности их артикуляционной базы. Под артикуляционной базой подразумевают особенности механизма производства звуков (как гласных, так и согласных), обусловленные анатомическим строением речевого аппарата.

Данный механизм включает: способ подачи воздуха, необходимого для производства звука, особенности формы резонатора (главным образом ротового), положение языка, положение губ и т. п.

Английская артикуляционная база характеризуется следующими особенностями:

а) выдыхаемый воздух подается краткими отрывистыми порциями («стаккато») в отличие от русской плавной манеры («легато»);

б) анатомические особенности строения речевого резонатора (более вытянутая форма по сравнению с более плоской в русском варианте) обуславливают апикальное положение языка (в отличие от дорсального в русском языке, когда он выгибается кончиком вниз и сильно прилегает к зубам всей передней частью- языку как бы тесно во рту), когда активным в производстве согласных звуков является только самый его кончик- tip (в отличие от передней части в русском языке- blade); в английском варианте язык как бы больше оттянут назад и с трудом дотягивается до зубов и альвеол; кроме того, спинка языка распластана и имеет плоскую форму (flat);

в) верхняя губа слегка растянута в улыбке (a phonetic smile) и не меняет своего положения в процессе произнесения, т.е. губы не двигаются в горизонтальной плоскости, так что их углы остаются неподвижными (stiff upper lip); в русском языке губы очень подвижны: они сильно округляются и выпячиваются, звуки, произносимые с выпячиванием и округлением губ, называются лабиализованными;

г) раствор, т.е. расстояние между челюстями, в английском произнесении уже, чем в русском.

Эти особенности влияют на качество английских гласных и согласных звуков следующим образом:

а) наличие аспирации у глухих взрывных [p, t, k]; жесткая смычка сочетаний согласных звуков [tr, pl, st, kw, tl, dn, bl) как в начальной, так и в конечной позициях: [tri:, pli:z, stri:t, teibl], частичная оглушенность звонких согласных в конечной позиции: [did, bed, si:z];

б) наличие апикальной артикуляции у всех переднеязычных звуков, отсутствие смягчения: [d, t, z, s, n, r, l];

в) в английском языке гласные звуки имеют специфическую «светлую» окраску; во время произнесения гласных звуков [u:, υ] губы не вытянуты; наличие усеченности (отсутствие ослабления во время звучания) у английских кратких гласных: [sit, bed, npt].5



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Терехова Виктория Вячеславовна

Дата: 20.01.2015

Номер свидетельства: 158506

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) ""Современный урок в условиях реализации ФГОС"  (методическая разработка)"
    ["seo_title"] => string(70) "sovriemiennyiurokvusloviiakhriealizatsiifgosmietodichieskaiarazrabotka"
    ["file_id"] => string(6) "322794"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461675778"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства