kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Мягкий знак на конце существительных после шипящих»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока можно использовать для любого УМК. Разработка соответствует НОО ФГОС.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Мягкий знак на конце существительных после шипящих»»

Технологическая карта урока по русскому языку в 3 в классе


Образовательное учреждение: МБОУ Школа «Дневной пансион - 84» г. о. Самара.

Учитель: Сладкова Т.С.

ЦЕЛЕВОЙ БЛОК

Тема урока «Мягкий знак на конце существительных после шипящих»

Цель урока:

образовательная:

-формировать орфографическое умение правильно писать существительные мужского и женского рода с шипящими на конце (в начальной форме),

-расширять словарный запас учащихся.

развивающая:

- развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать;

- развивать коммуникативные навыки;

- развивать орфографическую зоркость;

воспитательная:

- воспитывать бережное и ответственное отношение к слову, к культуре речи;

- воспитывать положительную мотивацию к учению.

Планируемые результаты

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ.

личностные:

- формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Русский язык», понимание причин успеха в учёбе, понимание предложений и оценок учителя;

- проявлять учебно – познавательный интерес к новому материалу;

регулятивные:

- принимать роль в учебном сотрудничестве;

- выполнять учебные действия в операционной форме, проговаривая «про себя», удерживая последовательность и характеристику выполняемого действия в уме;

- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

- принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

- контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

- вносить необходимые коррективы в действие на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

- действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью;

познавательные:

- находить в тексте ответ на заданный вопрос;

- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов;

- воспринимать смысл познавательного текста;

- выполнять практические действия на основе инструкций;

-устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям при указании количества групп;

- ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении творческого и поискового характера;

- осуществлять синтез как составление целого из нескольких частей;

коммуникативные:

- формулировать собственные мнение и позицию;

- задавать вопросы, адекватные данной ситуации;

- использовать в общении правила вежливости;

- строить понятные для партнера высказывания;

- ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать другое мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, в группе);

- контролировать действия партнёра.

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК.

Задачи урока:

- познакомить с правилом написания мягкого знака на конце существительных после шипящих;

- научить применять на письме алгоритм написания ь знака после шипящих у имен существительных.

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний

Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение: учебник Н. В. Нечаевой «Русский язык» 3 класс доска интерактивная с программным обеспечением; мультимедийный проектор, ноутбук учителя, проектор,

ОРГАНИЗАЦИОННО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК.

Образовательные технологии: обучение в сотрудничестве, проблемное обучение, информационно-коммуникативные технологии, исследовательские методы в обучении.

Основные понятия: шипящие звуки и буквы их обозначающие, существительные женского и мужского рода.

Межпредметные связи: литературное чтение.

Схема конспекта урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1.Органи-зационный


15 сек.

Создаёт эмоциональный настрой.

Добрый день, ребята! Сегодня наш урок я хотела бы начать с пословицы: «Каждый день прибавляет нам частицу мудрости»

- Как вы понимаете её?

- Наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаём эти знания и используем их.

- Давайте улыбнемся друг другу, подарим друг другу хорошее настроение. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.

На каждом уроке мы открываем новые тайны нашего языка. Для этого мы исследуем различные единицы речи.

Мы – исследователи!

Сегодня объектом нашего исследования будет слово.


Настраиваются на успешную работу






Р.

Принимать роль в учебном сотрудничестве.

К.

Формулировать собственное мнение и позиции.

2.Актуали-зация знаний


7 мин.










Словарно – орфографическая работа.
Повторение изученного материала, необходимого для работы по теме урока.
Выявляет уровень знаний.

На доске записаны слова : в..р..б..и, т…трад…, п…л…то, к..н..ки, в..рнуть, к..рабль, к..ртоф..л.

Что вы можете сказать о данных словах?

Назовите лишнее слово.

Назовите имена существительные.

Что вы можете сказать о существительном, как части речи?

Что общего у этих слов.?( В каждом есть Ь)
Мягкий знак – хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
- Эта буква будет главной на нашем уроке.

Хоть буква ь звука не обозначает, она является очень важной и трудолюбивой буквой. Давайте вспомним, какую работу выполняет ь. 

Назовите слова, определите функцию ь знака.

Отвечают на вопросы;

-Это словарные слова с непроверяемой безударной гласной. В данных словах пишется мягкий знак.)

Вернуть-это глагол,

Воробьи-ь знак разделительный

в..р..б..и, т…трад…, п…л…то, к..н..ки, к..рабль, к..ртоф..л.

В каждом есть Ь.

Роль ь знака

-смягчающая

-разделительная

Проводят анализ работы.


Наблюдают за словами. Обсуждают свои наблюдения.

Отвечают на вопросы.

Анализировать языковой материал.

Обобщать имеющиеся теоретические сведения (изученные правила)












Л.

Формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Русский язык».

Л.

Формировать понимание причин успеха в учёбе.

Формировать понимание предложений и оценок учителя.

Р.

Выполнять учебные действия в операционной форме, проговаривая «про себя», удерживая последовательность и характеристику выполняемого действия в уме. П.

Находить в тексте ответ на заданный вопрос. Анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков. К.

Формулировать собственное мнение и позиции.

3.Постанов-ка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельнос-ти учащихся




5 мин.

Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи.
Создание условия для выявления «Чего мы ещё не знаем?»
-В какую группу вы запишите слово ночь? Почему?

Для чего в нем пишется ь знак? Наблюдение над словом.
-На какой звук оканчивается слово? (Мягкий, непарный).
- Если я закрою ь знак, слово произнесется так же, как и с ь знаком.(Да)
-Нужен ли ь знак для обозначения мягкости согласного [ч’]? (Нет).
-Значит, в первую группу это слово не отнесем, во вторую тоже.
-Значит, это какая-то новая работа ь знака.

Может быть, сказка нам поможет ответить на вопрос.

СКАЗКА О МЯГКОМ ЗНАКЕ.


В некотором царстве, в некотором государстве под названием «Грамматика» жил-был царь «Имя существительное». Ему принадлежали все живые и неживые предметы.
Была в стране Грамматика буква - мягкий знак. Одни существительные жить без нее не могли: соль, кость, путь. А другие ссорились и шипели друг на друга: шалаш и рожь, печь и грач, луч и дочь. Они спорили между собой, где же должен жить мягкий знак.

И вот в один солнечный денек захотелось мягкому знаку найти себе друзей. Вышел он за ворота города и пошел по дороге. Вскоре мягкий знак дошел до реки и увидел прекрасный цветок. Он потянулся к нему, но вдруг из воды вынырнула страшная рыба. Это был ерш. Ерш открыл свою огромную пасть и чуть не утащил мягкий знак на дно.

Бедняга еле успел отскочить от воды. Испуганный, наш путешественник побрел дальше от реки.

Вдруг на небо набежала черная туча, и дождь полил как из ведра. Мягкий знак увидел шалаш и стрижа, летавшего рядом. Но стриж даже не поздоровался с мягким знаком, улетев к своему берегу. Наш путник забежал в шалаш, но тот был такой ветхий, да к тому же в нем зияла огромная дыра. Кое-как мягкий знак переждал дождь, но совсем промок и продрог. Ему нужно было идти дальше. Вскоре он заметил под елью ежа и предложил ему дружбу. Мягкий знак залез под ель и прижался к ежу, чтобы согреться, но еж сильно уколол его своими иголками. Наш герой обиделся и ушел. Вскоре он забрел на ржаное поле. Рожь не прогнала его, угостила своими зернами. Мягкому знаку стало немного лучше. Он поблагодарил рожь. И тут, откуда ни возьмись, появилась полевая мышь.

Она обрадовалась гостю, пригласила его к себе в нору, напоила, отогрела, приютила, уложила спать на теплую печь на ночь. Утром мягкий знак, отдохнувший и довольный, пошел домой. Он не нашел себе друзей среди ерша, стрижа, шалаша и ежа, зато навсегда подружился с рожью, мышью и печью. С тех пор мягкий знак пишется на конце после шипящих только у существительных женского рода.

определить тему урока.


Познакомиться с орфограммой «Правописание мягкого знака на конце существительных после шипящих»

Л.

Формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Русский язык».

Р.

Принимать роль в учебном сотрудничестве.

П.

Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов.

Осуществлять синтез.

К.

Формулировать собственные мнение и позицию.

4.Первичное усвоение новых знаний.


7 мин.

- Давайте попробуем сформулировать правило о новой роли мягкого знака.

Проверим верны ли наши предположения, прочитав правило на с.28.

- Прочитайте правило.

-На конце существительных какого рода после букв, обозначающих щипящие звуки, пишется Ь?

Составление схемы правила написания ь знака в существительных с шипящим на конце.






Выделять общее и различное, обобщать.


















































Подбирать проверочные слова к словам с изучаемой орфограммой.

Приобретать опыт анализа языкового материала.






Л.

Проявлять учебно – познавательный интерес к новому материалу.

Р.

Оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

П. Подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения.

Проводить сравнение, классификацию изученных объектов.

К.

Задавать вопросы, адекватные данной ситуации.

Использовать в общении правила вежливости.

П.

Ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении задач творческого и поискового характера.

Р.

Действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.

Вносить необходимые коррективы в действие на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

К.

Ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Учитывать другое мнение и позицию.











5.Первичная проверка понимания.


7 мин.

Образуйте от данных слов имена существительные в единственном числе, выделите орфограмму и укажите род.

Помогать, мышиный, овощной, молодёжный, тишина.


Дети записывают слова в тетрадь, один из учащихся с комментированием у доски.





Находить слова с изучаемой орфограммой.


Л.

Проявлять учебно – познавательный интерес к новому материалу.

Р.

Принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения.

Планировать свои действия.

Контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.

К.

Строить понятные для партнера высказывания.

Динамичес-кая пауза

1 мин. 45 сек.

Предлагает ученику провести разминку, сопровождая текстом в стихотворной форме.

Физминутка.
Я буду называть имена сущ. мужского и женского рода с шипящим звуком на конце. Если назову существительное ж.р.- встают девочки, если м.р.- мальчики.
Репортаж, тишь, калач, скрипач, молодёжь, богач, выигрыш, этаж, ералаш, чушь, чертёж, сушь, душ, роскошь, фарш, смерч, дочь.


Выполняют упражнения



6.Первичное закрепление.


9 мин.

Самостоятельная работа

1)Спишите словосочетания, вставьте нужные слова с шипящей на конце.

Перочинный …, холодный …, полярная …, душистый …, скорая …, звонкий…

2)Игра «Четвёртый лишний»

Карандаш… плащ… мыш… шалаш…

Кирпич… мелоч… ноч… доч…

Туш… ключ….вещ…. печ….

Грач….помощ…. палач….калач….


Выполняют задание, используя полученные знания.




Выполняют самостоятельную работу.

Распределяют слова по группам.

Проводят взаимопроверку.

Находят ошибки в словах других учеников, действуя по составленному алгоритму.


Подбирать слова с изучаемой орфограммой.


Л.

Проявлять учебно – познавательный интерес к новому материалу.

Р.

Принимать роль в учебном сотрудничестве.

Выполнять практические действия на основе инструкций.

П.

Проводить классификацию, анализировать.

К.

Формулировать собственные мнение и позицию.

Контролировать действия партнёра.

7.Рефлексия.


2 мин.

Подводит итоги совместной деятельности учащихся.


-Итак, исследователи русского языка, сегодня на уроке мы ответили на вопросы: Что? Где? Как надо проверять?

-Что проверяли?

-Где проверяли?

-Как проверяли?

-Какие задания были вам интересны и почему?

Поделитесь своими впечатлениями. Кто может похвалить себя? За что? Расскажите. Кто недоволен собой? Что не получилось?

Оценивают свою работу на уроке.


Отвечают на вопросы.

Что? Орфограмму

«Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных»»

Где? На конце существительных с шипящим на конце. Как надо проверять?

- Если сущ. ж.р. мягкий знак пишется, если сущ м.р., то мягкий знак пишется не пишется


Строить умозаключения на основе полученной информации, принимать её или подвергать сомнению, перепроверке.

Л.

Формировать: внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Русский язык».

Р.

Принимать роль в учебном сотрудничестве.

П.

Устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений.

К.

Формулировать собственные мнение и позицию.

8.Домашнее задание.

1 мин.

Предлагает выполнить упражнение и выучить правило.

По желанию составить словосочетания и предложения с данными словами.

упр.326, правило на стр. 28

Записывают домашнее задание.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
«Мягкий знак на конце существительных после шипящих»

Автор: Татьяна Сергеевна Сладкова

Дата: 07.09.2023

Номер свидетельства: 636368

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока  «Мягкий знак на конце существительных после шипящих». "
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-miaghkii-znak-na-kontsie-sushchiestvitiel-nykh-poslie-shipiashchikh"
    ["file_id"] => string(6) "111554"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407640729"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Мягкий знак на конце слова после шипящей."
    ["seo_title"] => string(45) "miaghkiiznaknakontsieslovaposlieshipiashchiei"
    ["file_id"] => string(6) "316162"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1460028085"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Технологическая карта урока по русскому  языку по теме "Мягкий знак на конце существительных после шипящих" "
    ["seo_title"] => string(130) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-miaghkii-znak-na-kontsie-sushchiestvitiel-nykh-poslie-shipiashchikh"
    ["file_id"] => string(6) "245746"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446204392"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Мягкий знак  на конце существительных после шипящих "
    ["seo_title"] => string(69) "miaghkii-znak-na-kontsie-sushchiestvitiel-nykh-poslie-shipiashchikh-3"
    ["file_id"] => string(6) "196141"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1427999282"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) ""Мягкий знак на конце существительных после шипящих" "
    ["seo_title"] => string(69) "miaghkii-znak-na-kontsie-sushchiestvitiel-nykh-poslie-shipiashchikh-2"
    ["file_id"] => string(6) "173637"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1424013959"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства