На доске: дочь, печь, конь. - Найдите одинаковую букву в данных словах (буква ь) Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие в страну имён существительных и вспомним об удивительной работе Мягкого знака. Этот урок поможет вам подняться на ещё одну ступеньку школьной грамотности. Чистописание Дайте характеристику звуку, который обозначен буквой Ж. Напишите, продолжив закономерность. Ж жж Ж жж Прочитайте запись на доске. Когда так говорят? Объясните смысл пословицы. Запишите пословицу. Воду жалеть – и каши не сварить. -Определите падеж имен существительных. Повторение о роли мягкого знака. -Отгадайте загадки, отгадки напишите. Четвертый месяц как шагнет, Так с треском лопается лёд. (апрель) Кто стучится в дверь ко мне С толстой сумкой на ремне, С цифрой 5 на медной бляшке, В синей форменной фуражке? Это он, Это он, Ленинградский … (почтальон) -Что общего в записанных словах? -Одинаковую ли работу выполняет он во всех словах? Какую? Чтение стихотворения учителем: Мягкий знак – хитрый знак. Не сказать его никак. Он не произносится, Но в слово часто просится. Хоть буква ь звука не обозначает, она является очень важной и трудолюбивой буквой. Давайте вспомним, какую работу выполняет ь. -Прочитайте слова, записанные на доске: -Тетрадь, печь, речь, лисья, воробьи, пень, банька, перья, рожь, дочь, меч, шалаш, ёж. -Назовите слова, в которых есть мягкий знак – показатель мягкости. -Назовите слова, в которых есть разделительный мягкий знак. -Назовите оставшиеся слова. -Давайте произнесем последний звук каждого слова. -Так что же получается: звуки произносятся абсолютно одинаково, но в некоторых словах мягкий знак присутствует, а в других его нет. Почему так? (Предположения) -Может быть, сказка нам поможет ответить на вопрос. СКАЗКА О МЯГКОМ ЗНАКЕ.
В некотором царстве, в некотором государстве под названием «Грамматика» жил-был царь «Имя существительное». Ему принадлежали все живые и неживые предметы. Была в стране Грамматика буква - мягкий знак. Одни существительные жить без нее не могли: соль, кость, путь. А другие ссорились и шипели друг на друга: шалаш и рожь, печь и грач, луч и дочь. Они спорили между собой, где же должен жить мягкий знак. И вот в один солнечный денек захотелось мягкому знаку найти себе друзей. Вышел он за ворота города и пошел по дороге. Вскоре мягкий знак дошел до реки и увидел прекрасный цветок. Он потянулся к нему, но вдруг из воды вынырнула страшная рыба. Это был ерш. Ерш открыл свою огромную пасть и чуть не утащил мягкий знак на дно. Бедняга еле успел отскочить от воды. Испуганный, наш путешественник побрел дальше от реки. Вдруг на небо набежала черная туча, и дождь полил как из ведра. Мягкий знак увидел шалаш и стрижа, летавшего рядом. Но стриж даже не поздоровался с мягким знаком, улетев к своему берегу. Наш путник забежал в шалаш, но тот был такой ветхий, да к тому же в нем зияла огромная дыра. Кое-как мягкий знак переждал дождь, но совсем промок и продрог. Ему нужно было идти дальше. Вскоре он заметил под елью ежа и предложил ему дружбу. Мягкий знак залез под ель и прижался к ежу, чтобы согреться, но еж сильно уколол его своими иголками. Наш герой обиделся и ушел. Вскоре он забрел на ржаное поле. Рожь не прогнала его, угостила своими зернами. Мягкому знаку стало немного лучше. Он поблагодарил рожь. И тут, откуда ни возьмись, появилась полевая мышь. Она обрадовалась гостю, пригласила его к себе в нору, напоила, отогрела, приютила, уложила спать на теплую печь на ночь. Утром мягкий знак, отдохнувший и довольный, пошел домой. Он не нашел себе друзей среди ерша, стрижа, шалаша и ежа, зато навсегда подружился с рожью, мышью и печью. С тех пор мягкий знак пишется на конце после шипящих только у существительных женского рода.
– Так с кем не удалось подружиться мягкому знаку? С кем он подружился? Запишем эти слова в 2 столбика. ( На доске и в тетрадях.) -Давайте попробуем сформулировать правило о новой роли мягкого знака. -Проверим верны ли наши предположения, прочитав правило на с.41. - Прочитайте правило. -На конце существительных какого рода после букв, обозначающих щипящие звуки, пишется Ь? -Закройте учебники и расскажите правило соседу по парте. Проведение физкультминутки Закрепление пройденного материала
Образуйте от данных слов имена существительные в единственном числе, выделите орфограмму и укажите род. Помогать, мышиный, овощной, молодёжный, тишина. Дети записывают слова в тетрадь, один из учащихся с комментированием у доски.
Игра “Помоги слову найти дом” Перед вами два дома, в одном из них живут слова с ь, а в другом без ь. Нужно расселить слова по этим домам. Если у существительных после шипящих пишется ь, ваше слово живёт в доме с ь, если не пишется – в другом доме. Выбор объясните. Слова на карточках: печь, помощь, вещь, мышь, ночь, кирпич, мяч, плащ, луч, врач. Работа группы детей у доски. Остальные дети записывают слова в тетрадь по столбикам, левый – с ь, правый – без ь. Проверка выполненного задания. Слайд – Сейчас у Мягкого знака отдых. В стране существительных есть цирк. Купив билет, он в него отправился. Билет с текстом лежит у каждого на парте. Вы должны помочь Мягкому знаку выбрать нужное ему место в данных существительных, чтобы в зале не было переполоха. В цирке имён существительных. (Слайд) В полноч… на манеж… вышел циркач…и его доч… . На нём был плащ… . В руках он держал мяч… . Скрипач… играл марш… . Вот морж… поймал мяч… . В зале сидела молодёж… . Стояла тиш… . Работа с учебником Упражнение в правописании существительных с шипящими на конце. Упр. 453. -Прочитайте. -В каком числе стоят данные имена существительные? - Поставьте данные существительные в единственное число. -Запишите существительные в единственном числе. -Что нужно помнить, чтобы правильно записать существительные с шипящими на конце?
(Слайд) Я узнал… Я научился… Мне понравилось… Упражнение упр. 455, правило |