I.1.Организация начала урока. (Подготовка рабочего места. Эмоциональный настрой). 2.Минутка чистописания. 3. Актуализация. | - Ребята, готовы к уроку? На вас надеюсь я, друзья. Мы хороший дружный класс Всё получится у нас! Думаю, что у нас с вами всё получится, а для этого надо быть внимательными и старательными. Слайд 1. Вьюга, голубь, ручьи, крылья, тюльпан, тополь. - Мы узнаем, какую букву будем писать, когда определим, что объединяет все эти слова - Составьте цепочку букв для минутки чистописания по порядку записи слов. - Сгруппируйте слова в соответствии роли мягкого знака в словах. - Сколько групп получилось? - Какие слова отнесли к первой группе? - Какие слова отнесли ко второй группе? Слайд 2. Проверь себя! Вьюга голубь ручьи тюльпан крылья тополь - Сделайте вывод, какую роль в данных словах выполняет мягкий знак? - Сегодня мы узнаем ещё об одной роли мягкого знака. | Организуют рабочее место. Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. - Все слова-имена существительные; - Во всех словах есть мягкий знак, значит, будем писать мягкий знак. Дети составляют цепочку букв ь ьь ььь Работа в паре Дети группируют слова. - Две. - С мягким разделительным знаком. - С мягким знаком – показателем мягкости. Учащиеся делают вывод. |
II.Изучение нового материала. 1этап: постановка проблемы - Осознание противоречия. - Формулировка проблемы (учебной задачи) 2 этап: поиск решения проблемы. Выдвижение и проверка гипотез (подводящий диалог). 3этап: выражение решений; -выражение новых знаний научным языком. 4этап: реализация продукта, публичное представление продукта. Контроль и оцен- ка усвоения но-вых знаний. Итог урока Рефлексия | Слайд 3. Дочь, врач, рожь, нож, мышь, шалаш. - К какой части речи принадлежат слова? - Понаблюдайте за ними. - Что вас удивило? Почему? - Какой возник вопрос? Какие есть предположения по поводу написания ь знака на конце имен существительных после шипящих? -Давайте проверим первую гипотезу. Определите число имен существительных. -Дает ли возможность эта гипотеза ответить на вопрос? -Проверим вторую гипотезу. Определите род имен существительных. -Что заметили? -Где мы можем проверить правильность высказывания? Откройте учебники на стр. 31 и прочитайте правило. -Когда же пишется ь знак на конце существительных после шипящих? -От чего зависит написание мягкого знака на конце существительных после шипящих? -Какой вопрос стоял перед нами в начале урока? -А теперь можем ответить на поставленный вопрос? -Какое открытие мы сделали? -Можем ли мы определить по наличию мягкого знака в существительных после шипящих род существительного? Физминутка. 1.Постановка вопросов по данной теме классу. -Поставьте вопросы классу по новой теме. 2.Составление схемы правила написания ь знака в существительных с шипящим на конце. .-Теперь самостоятельно по группам составьте схему правила написания ь знака в существительных с шипящим на конце. . Ь ж.р. Оканчивающиеся на шипящие Сущ. м.р. Ь Слайд 4. Задания:(карточки) 1.Составление пословиц по группам. Объяснить их значение. Объяснить написание существительных с шипящим на конце. 1.группа: человек, не, лож(?), красит (Ложь человека не красит). 2.группа: на, хороша, вещ(?), своем, всякая, месте (Всякая вещь хороша на своем месте). 3. группа: половина, товарищ(?), дороги, умный. 4 группа: лапти, реч(?), плести, не, вести (Речь вести- не лапти плести). 2 Карточки.. Подобрать к существительным антонимы. Записать слова парами. Объяснить написания существительных с шипящим на конце. День – (ночь) Старт – (финиш) Смех – (плач) Шум – (тишь) Полдень – (полночь) Слайды 5,6, Тест. 1.На конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак А) пишется Б)не пишется 2.На конце существительных женского рода после шипящих мягкий знак А) пишется Б)не пишется 3.Мягкий знак на конце существительных после шипящих показывает, что это имена существительные А) мужского рода Б) женского рода 4. В какой строчке во всех существительных надо поставить ь знак ? А)ключ(?), камыш(?), сторож(?), плащ(?) Б)калач(?), мелоч(?), багаж(?), печ(?) В) ноч(?), помощ(?), вещ(?), лож(?) 5. В каких словах допущены ошибки? А) моржь, б) молодеж, в) кирпич, г)брошь, д) чертежь Слайд 7 Ответы: 1)-Б, 2)- А, 3)-Б, 4)-В, 5)- А,Б,Д 7 баллов – «5» 6 баллов – «4» 5 баллов – «3» -Какое открытие мы сегодня сделали на уроке? -О какой роли мягкого знака в существительных после шипящих узнали? -Кто справился со всеми заданиями? -Какие задания оказались трудными? -Над какими вопросами еще надо поработать? Оцените свои достижения сигнальными карточками. . -Все понял. Со всеми заданиями справил справился без затруднений. Понятно, но есть некоторые вопросы ! ? сомнения . Много непонятного, неясного | - Это имена существительные. - В одних случаях на конце существительных после шипящих пишется мягкий знак, а в других нет. - Почему в одних случаях в именах существительных на конце пишется мягкий знак, а в других нет? -Возможно, написание мягкого знака зависит от числа имени существи- тельного; -А что если написание мягкого знака после шипящих зависит от рода имени существи- тельного. -Определяют число. .-Нет. Учащиеся определяют род. -Существительные дочь, рожь женского рода. У них после шипящих ч и ж есть ь знак. Существительные врач, нож мужского рода. У них на конце после существительных мягкого знака нет. -В учебниках. Учащиеся читают пра- вило. -На конце существитель- ных женского рода после шипящих пишется мягкий знак, а на конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется. -Написание мягкого зна- ка на конце существительных после шипящих зависит от рода имен существительных. -Почему в одних случаях на конце существительных после шипящих пишется ь знак, а в других нет? -Да, можем. -Узнали, что на конце существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак, а на конце существительных мужского рода мягкий знак не пишется. -Да, можем. Работа в паре. Учащиеся задают вопросы классу по правилу. Работа по группам. Каждая группа состав- ляет схему правила. Учащиеся демонстрируют свои схемы, затем сравнивают их со схемой на слайде.. Работа в группах. Учащиеся составляют пословицы по группам, объясняют их значение, объясняют написание существительных с шипящим на конце. Работа в паре. Учащиеся работают по карточкам. Самопроверка по слайду. Самооценка. Самооценка. |