Ι. Организацион-ный момент. Мотивация к учебной деятельности. Цель: настроить учащихся на успешную работу, включить в учебный процесс, способствовать возникновению устойчивой положительной учебной мотивации. | Прозвенел звонок и снова Мы к уроку все готовы. На столе должны лежать Пенал, ручка и тетрадь. Будьте все внимательны, Собраны, старательны. Слушайте, запоминайте, Ни минуты не теряйте. Посмотрите-ка вокруг, Рядом ли ваш лучший друг, Лишь совместный труд, ребята, Принесёт нам результаты. - Сегодня на уроке мы продолжим открывать тайны исторического прошлого нашей страны. - Что пригодится нам для успешной работы на уроке? | -Наши знания, умение работать вместе, помощь друг другу, умение внимательно слушать. | Личностные (мотивация к учебной деятельности) Коммуникативные (умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами). |
| -За что может идти такое жестокое сражение? -Кто участники битвы? -Предположите, о чём будет наш урок? -Проверьте свои предположения по содержанию учебника и назовите тему урока. - Тема урока звучит, как призыв. Как вы думаете, к чему он может призывать? -Какую цель поставим на урок? (обобщение ответов учащихся и формулирование цели) -Цель урока: познакомиться с историей борьбы славян за русскую землю. (Тема урока и цель записываются на доске) | -За Родину, за семью, за землю русскую. -Русские воины и рыцари -О русских воинах - защитниках земли русской, о сражениях времён Древней Руси, о рыцарях. -Тема урока: «За землю русскую!» -К борьбе против врагов, к защите своей Родины. -Узнать, от каких врагов нужно было защищаться русским людям. Узнать, какое сражение было показано в видеофрагменте, и кто стоял во главе русского войска. | Коммуникативные ( умение оформлять свои мысли в устной форме, вести диалог) Регулятивные (определение темы и постановка цели урока) |
ΙV. Открытие нового знания. Цель: создать условия для формирования представлений о борьбе славян за русскую землю. Физминутка | -Чтобы ответить на 1 вопрос плана, прочитайте текст учебника на с. 38 «Беспокойное соседство» и заполните 1 и 2 графы таблицы «Враги Древней Руси». Используйте приём-чтение с пометами. -Давайте проверим, как вы заполнили графы таблицы. -Кто был врагами Древней Руси? -Откуда нападали кочевники и рыцари? Покажите на карте: 1 ученик будет работать у доски, остальные в тетради с.15 №4. - С какой целью нападали? -Какие враги были более опасны? Почему? -Какую 2 задачу поставили на урок? -Сейчас мы поработаем в группах и узнаем о воинах, которые защищали и о воинах, которые нападали на нашу землю и их вооружении. -Прочитайте задание на карточках. Что нужно сделать? (Приложение 4) -Ваша задача, опираясь на вопросы, раскрыть особенности каждого из этих воинов. - Проверим результаты работы в группах. -Давайте сделаем разминку. Представьте, что вы – русские воины, и вам предстоит размяться перед решающей битвой. -Какой 3 пункт нашего плана? - Рассмотрите иллюстрации в учебнике на с. 39 и скажите, каковы были итоги нападений степняков – кочевников на Русь? - Заполните 3 графу таблицы «Враги Древней Руси». -О нападении рыцарей и об итогах того сражения, которое мы видели в начале урока, говорится в тексте учебника «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!» на с. 39-40. Прочитайте текст и выполните задание на карточках. (Приложение 6) -Давайте проверим, как вы продолжили предложения (самопроверка). -Кто не ошибся при выполнении задания? Что пожелаем тем, кто допустил ошибки? -Как вы думаете, что помогло русским воинам победить? - Давайте посмотрим анимацию «Ледовое побоище» и узнаем, каким образом Александр Невский построил свои войска, и как это ему помогло выиграть сражение. Ответьте на вопросы: -Как построили свои войска крестоносцы? Почему? -Как построил свои войска Александр Невский? Почему? -Какие победоносные слова вошли в историю? -Какой смысл содержится в этих словах? -Послушайте рассказ об Александре Невском. -Как вы думаете, почему русские люди до сих пор вспоминают об Александре Невском? -Итак, каковы были итоги нападений европейских рыцарей на Русь? -Заполните 3 графу таблицы «Враги Древней Руси». | (Дети самостоятельно читают текст учебника «Беспокойное соседство», пометами отмечают необходимую информацию для заполнения таблицы, затем работают в паре и заполняют 1 и 2 графы таблицы) -Степняки – кочевники и европейские рыцари. -Кочевники с юга, рыцари с северо – запада. (1 ученик выходит к доске и показывает, откуда шло нападение, рисует стрелки; остальные выполняют аналогичную работу в тетради с.15 №4) (Приложение 3) -Степняки – кочевники с целью завоевания земель для пастбищ, европейские рыцари с целью завоевания русских земель. -Враги из Европы были более опасны, т.к. ставили своей целью завоевание русских земель, присоединение их к своим государствам. -Узнать, как были вооружены воины. -Дать характеристику воинов-кочевников, русских воинов и европейских рыцарей по плану: 1. Почему так назывались? 2. Как были вооружены? 3. В чём было преимущество и недостаток вооружения? (2 человека от каждой группы рассказывают и прикрепляют на доску изображения воинов, найденные на стенах класса) (Приложение 5) (Звучит музыка «Богатырская наша сила», 1 ученик показывает движения, другие за ним повторяют) -Итоги нападений. -Степняки – кочевники грабили города, уводили пленных, но всегда возвращались к себе в степь. (Дети в паре вносят записи в таблицу) (Дети самостоятельно читают текст учебника, затем индивидуально работают на карточках) Сражение произошло в 1242 году недалеко от Новгорода, на льду Чудского озера. Эта битва получила название Ледового побоища. Русское войско возглавлял Александр Невский. Битва закончилась победой русских войск. -Быть более внимательными, читать текст, используя приём «чтение с пометами». -Смелость, стойкость, ум, хитрость, доблесть. Демонстрация анимации «Ледовое побоище» (Приложение 7) -Их боевой порядок напо-минал «свинью». В центре и по бокам стояли тяжеловооруженные всадники, сзади - легкая конница, в центре – тяжеловооруженная пехота. -У крутого берега поставил обоз. Перед ним выстроились основные полки, а на флангах – полки левой и правой руки и засадный полк. -«Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет! На том стояла, стоит, и стоять будет земля Русская!» (Рассказ ученика о полководце с опорой на презентацию. Текст сообщения взят из книги «Родная страна», с.61-65). (Приложения 8,9) -Разгром рыцарей и победа русских войск. (Дети в паре вносят записи в таблицу) | Регулятивные (удержание цели и задач урока) Познавательные (информационные: извлечение информации из текста, работа с таблицей) Коммуникативные (взаимодействие в паре, умение договариваться) Познавательные (информационные: представление информации) Познавательные (логические: наблюдение, сравнение, умозаключение) Регулятивные (удержание цели и задач урока) Коммуникативные (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации) Познавательные (информационные: извлечение информации из текста, иллюстрации) Коммуникативные (монологические высказывания) Регулятивные (удержание цели и задач урока) Познавательные (информационные: извлечение информации из иллюстрации) Познавательные (информационные: извлечение информации из текста) Коммуникативные (монологические высказывания) Познавательные (информационные: извлечение информации из анимации) Коммуникативные (монологические высказывания) Познавательные (логические: наблюдение, сравнение, умозаключение) Коммуникативные (монологические высказывания) Коммуникативные (взаимодействие в паре, умение договариваться) |
V. Применение но-вого знания. Первичное закрепление и систематизация знаний. Цель: закрепить и систематизировать знания учащихся, полученные на этапе открытия нового знания. | -Для закрепления изученного материала выполните задание в тетради №1 с.14. Прочитайте, что нужно сделать? -Давайте проверим вашу работу. Обменяйтесь тетрадями. За правильное слово «+», за неверное слово «-». (Приложение 10) -Встаньте, у кого всё верно. -Поднимите руку у кого есть ошибки? -Что пожелаем детям, допустившим ошибки при выполнении этого задания? | -Вставить в текст пропущенные слова, придумать название этому тексту и дописать его окончание своими словами. (Дети самостоятельно выполняют задание в тетради, взаимопроверку осуществляем в форме сличения с эталоном на слайде) -Не расстраиваться, дома повторить и закрепить изученный материал. | Познавательные (общеучебные: следование инструкции) Регулятивные (контроль в форме сличения действия и результата с эталоном) |
VI. Подведение итогов урока. Рефлексия. Цель: обобщить полученные знания, выявить трудности в усвоении нового материала. | -Как звучала тема урока? -Какую цель мы ставили в начале урока? -Удалось ли нам достичь поставленной цели? Почему? -Что вы узнали по теме урока? -Почему мы можем гордиться нашими предками? -С какими трудностями встретились в ходе работы? -Оцените свою работу на уроке по критериям, обозначенным на доске. Покажите оценку работы с помощью «цветовых смайлов». Объясните свой выбор. Зелёный смайл – урок прошёл удачно, я всё понял, у меня всё получилось, я доволен своей работой. Жёлтый смайл – мне было трудно, но я справился с заданиями, я вполне доволен своей работой. Красный смайл – на уроке ничего не понял, задания были слишком трудными, остались вопросы. | -«За землю русскую!» - Познакомиться с историей борьбы славян за землю русскую. -Да. Мы выполнили весь план действий. (Обобщение по таблице «Враги Древней Руси») -Они были мужественными, смелыми и в результате боев изгнали врагов с земли Русской. -Ответы детей (самоанализ детьми своей работы). -Ответы детей с объяснением своего выбора (самооценка детьми своей работы). | Регулятивные (удержание цели и задач урока) Коммуникативные (монологические высказывания) Познавательные (логические: наблюдение, сравнение, умозаключение) Личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности) |