| Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты по формированию УУД   | 
  |  Организационный этап | 
  |  | Приветствует учащихся; проверяет готовность к уроку, комфортность, создает ситуацию успеха. | Прием «Обмен настроением» - Я рада видеть всех вас! Улыбнитесь нашим гостям!  А теперь садитесь за парты и начнём наш урок! | Личностные УУД: положительное отношение к процессу познания, желание изучать новое, осознание собственного самочувствия, умение оценивать готовность к предстоящей деятельности Регулятивные УУД: умение организовывать свою деятельность Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и слышать | 
  |  II. Проверка ранее усвоенных знаний, умений и навыков | 
  | - Отвечают на вопросы теста | - Ставит учебную задачу, настраивает на работу | - Над какой темой работали на предыдущих уроках? Для сегодняшнего урока нам потребуется хорошее знание темы «Природные зоны России» А для этого давайте проверим, насколько хорошо эта тема усвоена вами. Предлагаю вам выполнить тест. ( ПРИЛОЖЕНИЕ 1) |  Регулятивные умения: — выполнять задание в соответствии с целью. Предметные умения: — определять природную зону по её описанию; — определять особенности каждой природной зоны; — определять животных по описанию и природную зону их обитания; — составлять схему цепи питания обитателей каждой из природных зон России. 
 | 
  |  Мотивация к учебной деятельности. Формулирование темы урока, постановка цели | 
  |  | Проводит беседу по смысловому значению темы урока с постановкой проблемных вопросов, выводит класс на формулирование темы и цели урока. | Постановка наводящих проблемных вопросов.  
  - 22 марта во всём мире отмечали День водных ресурсов (слайд 1)  - Какие понятия вы можете связать с темой водных ресурсов?  (ответы детей фиксируются на доске)  
 
  - А теперь попробуйте связать тему «Природные зоны России» и тему «Водные ресурсы» | Личностные УУД: осознание себя как члена общества на глобальном уровне Регулятивные УУД: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи Познавательные УУД:   воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи Коммуникативные УУД: построение речевых высказываний   | 
  |  Изучение нового | 
  |  Фронтальная работа | 
  |  Слушают, отвечают на вопросыАнализируют полученную информацию, формулируют гипотезыВыполняют работу самостоятельно с взаимопроверкой.Ищут заданную реку на карте природных зон.Работают в парах.Определяют, по каким природным зонам протекает река Волга. 
 | Проводит беседу с постановкой проблемных вопросов | - Как вы думаете, какой из перечисленных вами водный ресурс мог бы наиболее полно «рассказать» нам о природных зонах и почему? (река) 
 -Вспомним строение реки. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) 
 - Найдите отличие между схемой на вашей карточке и схемой, изображённой на слайде (слайд 2), (устье на слайде изображено в виде дельты) - Далее речь пойдёт о реке, устье которой также представляет собой дельту. Попробуйте определить, о какой реке мы будем с вами говорить. Она протекает западнее Уральских гор, несёт свои воды с севера на юг и впадает в водоём, который имеет свойства и моря, и озера. - Найдите эту реку на карте природных зон. Возможно, вам поможет фотография этой реки, сделанная из космоса. (слайд3) -Какие приметы помогли вам узнать эту реку? - Найдите эту реку на карте природных зон. - Эта река издревле была предметом особого почитания славян. (слайды 4-5) Её первое название была – Ра, т.е. река света, святая река. Путешествуя по просторам великой реки и сейчас можно встретить на каждом шагу свидетельства ее священного прошлого. Кост-РА -ма, Я-РА -славль, Са-РА -тов, Сама-РА, Аст-РА -хань. Даже здесь, в глубине лотосовых полей дельты, среди цветов, из которых по преданию рожден был Бог Ра, Волга не теряется. Она незримо тянется на юг. Сквозь пески и степи И-РА-на с его столицей Теге-РА-н. Проникает в сердце Турции — в город Анка-РА. Взбирается на священную гору А-РА-РАт. Захватывает И-РА-к и А-РА-вию.    У приволжского народа черемисов слово "волга" означает "святой". С этой точки зрения выходит, что географическое название "Волга-итиль" в переводе на русский язык означает "Святая река".   Длина : 3530 км   Площадь бассейна: 1 380 000 кв. км, что составляет 1/3 европейской части России   
 
 
 | Личностные УУД: нравственная оценка и морально-этическая ориентация, проявление доверия к соучастнику деятельности Регулятивные УУД: удерживание цели деятельности до получения её результата, оценка весомости приводимых рассуждений, восприятие текста с учетом поставленной учебной задачи Познавательные УУД: актуализация и анализ знаний для связи с новым, расширение экологических знаний Коммуникативные УУД: составление небольших устных монологических высказываний, восприятие речи одноклассников, непосредственно не обращенной к обучающемуся | 
  | ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) | 
  |  Самостоятельная работа в парах | 
  | 
 | Ставит учебную задачу. 
 |  - Ваша задача проследить по карте, какие природные зоны пересекает река Волга. Занесите данные на карточку (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) (проверка полученных результатов) (слайд 6) | Личностные УУД: самоопределение и мотивация к сотрудничеству, понятие ответственности за результат работы, оценка личных результатов работы Регулятивные УУД: планирование решения учебной задачи, выстраивание алгоритма действий, корректировка и оценка личных и коллективных результатов Познавательные УУД: интерпретация учебного материала, развитие грамотной монологической речи Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества,  
 | 
  |  «Экологические проблемы» | 
  | -Работают с индивидуальными таблицами | Ставит проблемные вопросы, подводит к формулировке выводов | -  Как вы думаете, в настоящее время мы видим Волгу также, какой её видели наши предки? Почему? - О каких экологических проблемах могла бы «рассказать» нам эта река? | Познавательные: Осуществляют логические действия; выдвигают гипотезы и их обосновывают; используют поиск необходимой информации с помощью таблиц; осознанно строят речевые высказывания и логическую цепь рассуждений. Регулятивные: осуществляют контроль, оценку в ситуации затруднения. | 
  |  Подведение итогов. Оценка и рефлексия учебной деятельности на уроке | 
  | - Составляют синквейн на заданную тему 
 
 | Проводит анализ достижения целей урока, дает оценку успешности работы. Оценивает работу всего класса. Организует и проводит рефлексию. | - Хочу вернуть вас к началу нашего занятия и спросить: «Для чего в мире отмечается День водных ресурсов?» (слайд 7) 
 - Предлагаю написать синквейн на тему «Вода». (слайд 8) (синквейн пишется на листе в форме капли воды, каждая «капля» вывешивается на доску после прочтения) - Каждый из вас сегодня внёс каплю со своими добрыми помыслами в общий поток борьбы за сохранение нашего дома – природы! | Личностные УУД: рефлексия собственных результатов, осознание себя как члена общества Регулятивные УУД: оценка результатов работы, оценка собственной учебной деятельности Познавательные УУД: осознание метода построения нового знания, анализ, сравнение, сопоставление, аргументированность результатов работы Коммуникативные УУД: умение выслушать выступления других людей, построение речевых высказываний 
 |