Урок окружающего мира в 4 классе Тема:"Россия-страна лесов"
Урок окружающего мира в 4 классе Тема:"Россия-страна лесов"
Название работы: урок окружающего мира по теме «Россия-страна лесов» Тип урока: урок-исследование нового материала. На уроке организуется «поиск» и «открытие» новых знаний с применением групповой и индивидуальной форм работы. Учитываются индивидуальные и возрастные особенности младшего школьника. Место урока в системе уроков Данный урок изучается в разделе « Природные зоны России». На предыдущих уроках дети изучали природную зону Арктики, Тундры. На данном уроке была поставлена дидактическая цель: создание условий для формирования у обучающихся представлений о лесной зоне, о роли леса в жизни человека и природы, развитие познавательного интереса к вопросам данной темы, к исследовательской и проектной деятельности. Структура урока включает несколько взаимосвязанных этапов: 1.Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок. 2.Формулировка темы урока. 3. Постановка учебной задачи. 4.Открытие нового. 5. Актуализация ранее усвоенных знаний. 6. Включение нового в систему знаний. 7. Рефлексия.
Урок построен на основе личностно-ориентированного подхода в обучении. При постановке учебной задачи создается ситуация осознания необходимости изучения данной темы. Создаются условия для эмоциональной открытости, доверия, поощряется инициатива учащихся. Деятельность детей на уроке носит развивающий характер в коммуникативной, творческой, познавательной сфере. Специфика этого урока состоит в том, что он построен с опорой на имеющийся жизненный опыт и знания детей .
Для рационального использования рабочего времени в начале урока был составлен план работы. Дети сами определили цели и задачи урока. Между этапами урока осуществлялась логическая связь, поддерживалась психологическая атмосфера путем смены видов деятельности и включения в урок наглядного материала, а также, минутки отдыха.
Использование на уроке разных форм работы помогло включиться в ситуацию нравственного выбора (поведения в природе), выявить ценность природы и значимость охраны окружающей среды. Обоснованность выбора средств ЭОР
Работа с интерактивной доской чередовалась с работой на раздаточном материале на печатной основе, с учебником «Окружающий мир». На уроке мобильно используется компьютер, и раздаточный материал на бумажных носителях. Продолжительность работы на интерактивной доске согласно СанПин составляет не более 20 минут.
Рефлексия учебной деятельности. Оценивание эмоционального состояния в конце урока служит положительным фоном для необычного заключительного этапа урока.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира в 4 классе Тема:"Россия-страна лесов" »
План-конспект урока
учителя начальных классов лицея с. Долгоруково Ермак Натальи Николаевны
( 4 класс, УМК « Гармония»)
Тема урока: «Россия – страна лесов».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: развивающий урок исследовательского типа.
Формы организации учебно-познавательной деятельности:
фронтальная, парная, групповая.
Методы и приемы обучения: урок с применением системно-деятельностного подхода, направленный на развитие творческих способностей учащихся, открытие нового на уроке путем подводящего диалога, с применением современных компьютерных технологий на доске SMARTBoard в программе Notebook.
Цели урока:
Обучающая: создать условия для усвоения учащимися знаний о географическом положении зоны лесов, частях зоны лесов (тайге, смешанных и широколиственных лесах), растениях и животных этой природной зоны; выявить экологические проблемы зоны; учить выбирать из общего материала главное и приводить в систему полученные знания; формировать умение пользоваться учебной и дополнительной литературой.
Развивающая: развивать речь, исследовательские умения; содействовать развитию познавательной активности.
Воспитывающая: воспитывать чувства прекрасного, любви к родной природе, стремление сохранить всё живое; умение работать в коллективе, уважительно относиться к одноклассникам.
Формирование универсальных учебных действий (УУД)
Личностные: развивать познавательный интерес к вопросам данной темы, к исследовательской деятельности; воспитывать любовь и бережное отношение к природе, культуру поведения.
Регулятивные: формировать умение самостоятельно определять цель предстоящей деятельности; осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; самостоятельно оценивать правильность выполнения своих действий; подводить итоги своей деятельности.
Познавательные: развивать умение извлекать информацию, представленную в разной форме (вербальной, иллюстрированной, схематической ); находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные: развивать умение работать в паре, группе; уважительно относиться к мнению одноклассников, использовать в общении правила вежливости.
Оборудование: мультимедийная презентация в программе Notebook, видеоролик « Леса России», аудиозапись « Звуки леса», «Релаксация», карта природных зон России, карточки для самостоятельной и групповой работы.
1
Ход урока
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок. (5 мин)
Учитель. Урок хочу начать словами французского философа Ж.Руссо:
« Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению»
Ребята, на каждом уроке вы стремитесь сделать для себя открытие, получить новые знания. В добрый путь за новыми знаниями!
II. Формулировка (определение) темы урока (2 мин )
У. В этом стихотворении спрятаны тема и цели нашего урока. Как вы думаете, какую природную зону мы будем исследовать? Сформулируйте тему урока.
Д. Мы будем сегодня исследовать зону лесов России.
Слайд № 2 Тема урока: «Россия-страна лесов»
У. Автор стихотворения говорит « Здравствуй, лес, дремучий лес…»
Что значит «дремучий»?
Д. Тёмный, густой, труднопроходимый
У. А все ли леса в России дремучие?
Д. Нет, есть и светлые. Мы бы хотели узнать, почему одни леса тёмные, а другие светлые?
У. Ответ на этот вопрос и другие узнаем в ходе нашего исследования.
Вы становитесь учеными, и с помощью дополнительного материала и своих учебников отправляетесь в экспедицию исследовать леса России.
III. Поставка учебной задачи ( 2 мин)
У. Пользуясь схемой изучения природной зоны и своими знаниями, давайте составим план изучения зоны лесов.
Составление плана изучения зоны лесов.
Д. (После высказывания детей на обычной доске появляются записи ( план).
ПЛАН
1. Месторасположение
2. Климат
3. Растительный мир
4. Животный мир 2
У. На какие вопросы мы с вами должны будем ответить при изучении этой зоны
Д. В чём значение леса для человека?
Человек- друг или враг леса?
Экологические проблемы леса.
IV. Открытие новых знаний ( 14 мин)
Работа в группах
У. Предлагаю вам поработать в группах. Договоритесь, кто возьмет на себя роль капитана.
У. Найдём зону лесов на карте. В совместной работе составьте рассказ о лесной зоне, ответив на вопросы:
1.Где находится зона лесов относительно тундры?
2.Какая она в сравнении с другими природными зонами?
3. Какие части лесной зоны вы увидели? Сравните их по площади.
Д. (Примерный рассказ)
« Зона лесов находится южнее зоны тундры. Она большей частью расположена на Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье. Эта природная зона – самая большая по площади. Мы увидели 3 части Они закрашена тёмно-зеленым, зелёным цветом, третья часть светло-зелёного цвета»
У. Месторасположение вы определили правильно. Согласно нашему плану, что мы дальше должны узнать о зоне лесов?
Д. Выяснить климатические условия этой природной зоны.
У. Поработайте с учебником «Окружающий мир» и найдите в тексте главные климатические отличия зоны лесов.
Работа с учебником( с.127 ).
Д. Зона лесов расположена в умеренном поясе, поэтому ярко выражены 4 времени года; холодная зима, тёплое лето.
У. Ребята, вы правильно заметили, что на карте зона лесов от тёмно-зелёного до светло-зелёного оттенка.
У. Предположите, почему?
Д. Растут разные деревья.
Просмотр видеоролика «Леса России»
У. На какие подзоны делится зона лесов?
Д. Тайга, смешанные леса, широколиственные леса. Поэтому на карте зона лесов изображена зелёным цветом 3 оттенков.
У. Каких деревьев больше в Липецком крае ?
Д. Широколиственных.
Работа с учебником ( с. 129-130)
У. Прочитайте текст в учебнике и найдите ответ на вопрос, какое главное отличие широколиственных лесов?
Д. Многоярусность, или, как ещё говорят, «многоэтажность».
Работа в паре
У. Расположите карточки со словами в порядке расположения ярусов в лесу.
( Карточка № 1 Приложение № 1 )
Самопроверка. Слайд №3 (шторочка)
V. Минутка отдыха ( 2мин)
Звучит аудиозапись «Релаксация»
3
VI.Актуализация ранее усвоенных знаний ( 8 мин)
Включение в систему знаний ранее изученный материал
У. Предлагаю попробовать свои силы в самостоятельной работе.
Распределите животных на 3 группы по природным зонам
( Карточка № 2 Приложение № 1 )
Один ученик работает у доски Слайд№ 4
У. Сверьте свою работу с работой ученика, работавшего у доски .
У. Вспомните, как животные приспособились к суровым условиям Арктики?
Какие из этих животных занесены в Красную книгу?
В какой из этих зон наибольшее количество и разнообразие животных?
Д. В зоне лесов много разнообразных животных. В лесах благоприятные условия для жизни животных. В лесу обилие корма. Это травы, плоды и семена растений, грибы.
У. Об обитателях леса нам расскажет группа исследователей, которая заранее подготовила этот материал.
« Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких зверей, много птиц, насекомых. В тайге живут: кедровка, бурундук, соболь. Нигде в мире, кроме тайги, не водится столько пушных зверей. Для животных нет границ - они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку, другие делают на зиму запасы.
Кедровка – таёжная птица. На зиму делает запасы из кедровых орехов.
Белка-летяга – родственница белки, но меньше её. Она умеет не только прыгать, но и летать: у неё перепонки между передними и задними лапками.
Рысь-хищница, имеет пятнистый окрас. По бокам головы развиты баки. А на ушах- кисточки. Рысь, затаившись, поджидает жертву и тихо подкрадывается к ней. Лось – лесной исполин. В различные сезоны года лоси потребляют разное количество пищи. В зимний период они объединяются в группы. Многие животные занесены в Красную книгу. Один из красавцев - это амурский тигр. На территории Липецкой области расположен Воронежский заповедник. Благодаря заповедному режиму увеличилась численность бобров. Потом их расселили в другие регионы»
У. Составьте самостоятельно, одну-две цепи питания лесной зоны, а если есть у кого затруднения, то воспользуйтесь карточкой «помогайкой» ( Карточка № 3 Приложение № 1 )
У. У С.В.Михалкова есть стихотворение, которое называется «Прогулка».
Мы приехали на речку Мы по бережку прошли
Воскресенье провести, И поляночку нашли.
А свободного местечка Но на солнечной полянке
Возле речки не найти. Тут и там пустые банки.
Тут сидят и там сидят: И, как будто нам назло,
Загорают и едят, Даже битое стекло!
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят.
У. Какие проблемы поднимает автор в этом стихотворении?
Д. Экологические
4
VII. Включение нового в систему знаний. ( 9 мин)
У. Вновь вам предлагаю поработать в группах под руководством капитанов.
Каждая группа получает карточку с текстом. ( Карточка № 4 Приложение № 1)
Определите какие правила поведения в лесу были нарушены?
У. Вы посовещались. Какая группа готова выйти к доске и подчеркнуть в тексте
( Слайд №10 ) слова, словосочетания, которые указывают на неправильное поведение людей в лесу.
У. Назовите экологические проблемы леса.
Д. Загрязнение леса, браконьерство, вырубка леса, пожары.
У. О каких отношениях говорится в этом стихотворении?
Д. Отношениях между человеком и лесом.
У. Поговорим о значении леса для человека.
Слайд№ 11
Дети говорят о значение леса, а учитель в это время на слайде №11 открывает таблицу.
Д. Лес- это место отдыха, дом для растений и животных, чистый воздух, источник древесины, источник пищи, лекарственные травы.
VIII. Рефлексия ( 3 мин)
У. Почему Россию называют страной лесов?
Д. В России самое большое количество лесов. Мы можем этим гордиться. Наши леса- настоящее достояние страны.
У. Пригодятся ли вам в жизни знания, полученные сегодня на уроке?
Помните цель нашего урока? Достигли ли вы цели?
Оценка деятельностиСлайд№ 12
Ребята, послушайте одну притчу.
Шёл мудрец и встретил 3 работников.
« Что ты сегодня делал?» - спросил он каждого.
Первый ответил:- «Я целый день таскал ненавистные камни».
Второй ответил:- « Я немного устал, но добросовестно выполнял свою работу».
Третий ответил:- «Сегодняшняя работа принесла мне радость и большое удовлетворение».
У. Кто из вас на уроке был первым работником, вторым работником, третьим работником?
IX. Домашнее задание Личностно-индивидуальный подход
У. Выберите себе задание, которое будете выполнять:
1. Подготовить сообщение о животных Липецкого края, занесённых в Красную книгу.
2. Выучить и рассказать стихотворение о лесе. 3. Подобрать пословицы, поговорки, загадки о лесе. 4. Нарисовать экологические знаки, призывающие к бережному отношению
С весёлой музыкой люди шагали по лесу. Они собирали грибы, вырывая их с корнем. Те грибы, которые они не знали, сбивали палкой. Потом люди устроили привал. Они быстро наломали веток и разожгли костёр. Поели и пошли дальше, побросав банки и пакеты. В кустах они нашли гнездо какой-то птицы. Подержали в руках яички и положили обратно. На лесной опушке нарвали большую охапку цветов.