Математика
Состав чисел в пределах 10. Закрепление
Ход урока
Оргмомент
- Откройте свои тетради, запишите число и название работы (1 слайд) (…) Отложите пока их в сторону (…)
- Сегодня я предлагаю вам поиграть в космическое путешествие. Приготовьтесь к отлёту. Посмотрите на карту путешествия (2 слайд). Три космических корабля – это три экипажа – три ряда. Если экипаж выполняет задание, он первым отправляется на следующую планету. Работа каждого экипажа будет отмечаться на карте-доске. Побеждает тот экипаж, который первый вернётся на Землю. Итак, полетели. Повторяйте движения за мной:
(Выпрямляем спину) В кресло сядем поскорее
(«Надеть шлем») Шлем застёгивать начни
(Хлопок в ладоши) По сигналу командира
(«Пристёгиваем ремень») Пристегнули все ремни
(Поворачиваем ключ) Включили зажигание
(Руки в стороны) Летим мы к новым знаниям
- Первое задание экипажам – проверить исправность своих космических отсеков: решить логические задачи по очереди. За каждый верный ответ экипаж получает очко:
У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (Одна внучка)
На столе лежали 4 яблока. Одно из них разрезали пополам и положили на стол. Сколько яблок на столе? (4 яблока)
Тройка лошадей пробежала 3 км. Сколько километров пробежала одна лошадь? (3 км)
Спортсмены Иванов, Петров, Сидоров участвовали в соревнованиях по бегу. Иванов занял не второе и не третье место. Петров не третье. Какие места заняли эти спортсмены? (Иванов – первое, Петров – второе, Сидоров – третье)
Коля старше Вани, а Ваня старше Толи. Кто из детей самый старший, самый младший? (Коля самый старший, Толя самый младший)
На столе лежат три палочки. Как сделать среднюю крайней, не трогая её? (Переложить крайнюю)
Устный счёт (уравнять количество членов экипажа по меньшему числу космонавтов в ряду)
- Каждый член экипажа сейчас от меня получает числовую полоску – космические показатели исправности своего отсека. Сколько членов экипажа расшифруют их правильно – столько очков получит весь экипаж
Закрасьте красным цветом число, которое больше числа 6 на 4 (…)
Закрасьте синим цветом число, соседи которого числа 8 и 10 (…)
Закрасьте зелёным цветом число, которое получится, если к 5 прибавить 3 (…)
Обведите в круг число, которое получится, если из 7 вычесть 4 (…)
Обведите в квадрат число, которое получится при сложении чисел 2 и 3 (…)
Подчеркните одной чертой число, которое меньше 6 на 2 (…)
На сколько 10 больше 4? Закрасьте это число жёлтым цветом (…)
На сколько 2 меньше 4? Закрасьте это число коричневым цветом
- Посчитаем очки и узнаем, какой экипаж отправляется первым (…)
Подготовка к работе на основном этапе урока
- Как вы поняли, какие знания вам понадобятся в вашем космическом путешествии? (…)
- О каком математическом законе вы узнали на прошлых уроках? (…) Когда его можно применить? (…)
- Какие задачи вы решали? (Задачи на развитие логики, логические задачи)
- Сегодня на уроке вам предстоит повторить пройденный материал. Чтобы путешествие прошло без чрезвычайных происшествий, надо быть внимательными, хорошо знать правила и таблицы сложения, уметь решать задачи
- А как должны вести себя космонавты экипажа? (Поддерживать друг друга; не сердиться, если товарищ ошибся; объяснять, если он чего-то не понял)
Закрепление новых знаний и способов действий
- Мы высаживаемся на первой планете (3 слайд). Это планета Числовая. Жители этой планеты – числа. Живут они в особых домиках, которые называются составом числа. Но однажды планета попала в метеоритный поток, и все жители перепутались. Помогите жителям навести порядок. Чтобы начать работу приготовьте сигнальные ракеты – карточки с числами из кассы. Я буду показывать вам домик, а вы карточками те числа, которые там окажутся пропущенными (+)
- Молодцы, быстро помогли числам. А нам пора лететь на следующую планету (+)
- Внимание! У кораблей кончилось топливо. Мы высаживаемся для дозаправки на Планете Задач (4 слайд)
- Но с жителями этой планеты расплачиваются за топливо не деньгами, а правильно решёнными задачами
- Откройте учебник на с. 17 (…) Прочитайте задачу № 2 (…) (+)
- О чём говорится в задаче? Какие слова возьмёте для краткой записи условия этой задачи? (1 семья, 2 семья)
- Что известно о первой семье? (дети комментируют, я вывожу на экране, дети записывают в тетради)
- Что известно о детях во второй семье? (…) Сколько вопросов в этой задаче? (Два вопроса)
- Прочитайте первый (…) Прочитайте второй (…)
- Можно ли сразу узнать, сколько всего детей живёт в этом доме? (Нет, так как мы не знаем, сколько детей во второй семье)
- А найти это сможете? (Да) Что сказано о детях во второй семье? (Их на 3 больше, чем в первой семье)
- Что это значит? (Их столько же, сколько и в первой семье, да ещё 3)
- Каким действием можно найти количество детей во второй семье? (Сложением) Запишите (+)
- Теперь можно ли узнать сколько всего детей живёт в доме, когда известно их количество в первой семье, и вы нашли количество детей во второй семье? (Да) Каким действием? (Сложением) Запишите (…) (+)
- Как ответите на первый вопрос? (Во 2 с. – столько-то д., всего – столько-то д.) Запишите (+)
- Проверка. Обменяйтесь тетрадями, возьмите зелёные ручки (дети комментируют решение задачи, я вывожу)
- Верните тетрадь хозяину (…) Поднимите руки те, у кого нет ошибок и всё решено правильно (считаю количество в каждом экипаже и те, у кого ошибок меньше всего выигрывают этот тур) (+)
Применение знаний и способов действий
- Внимание! Экипажам собраться в кают-компании – подойти всем к указанной парте своего ряда (…)
- Выполните задание № 3 учебника. В этом задании по данному рисунку нужно совместно устно составить задачу, в вопросе которой было бы слово меньше (…)
- На маршрутных листах (раздаю) надо написать решение и ответ составленной задачи (…)
- Выберите штурмана для отчёта о выполненном задании (экипажи отчитываются: штурманы по одному выходят к доске, озвучивают составленную задачу и её решение. Два других экипажа оценивают их работу)
- Все ли экипажи справились с заданием? Отметим место каждого экипажа на карте, садимся на места и летим дальше (…)
Контроль и самоконтроль знаний и способов действий
- И вот мы приближаемся к планете Самостоятельной (5 слайд). Здесь экипажам предстоит самостоятельно решить примеры из задания № 4. За каждый правильно решённый пример экипаж получает одно очко, за решённый неправильно – одно очко вычитается (…)
Подведение итогов и рефлексия
- Все задания полёта были выполнены. Пора отправляться домой (+). Но вот беда – в бортовые компьютеры во время полёта попал вредоносный вирус. Чтобы починить компьютеры, надо их проверить. Для этого дополните примеры в рубрике Проверь себя под красной чертой недостающими числами, пользуясь таблицами сложения, составленными вами на прошлом уроке (…)
(Проверка. Дети по одному ученику от каждого экипажа называют по одному примеру с пропущенным числом, остальные проверяют. За каждый правильный ответ добавляется одно очко, за неправильный – вычитается)
- Подсчитаем очки, определим экипаж-победитель (…) (+) Вот вы и вернулись домой (7 слайд)
- Кто доволен своей работой на уроке? (…) Какое задание было самым для вас интересным? (…)
- А самым трудным? (…) Кто научился работать как один дружный экипаж? (…)
- Какого члена своего экипажа вам хотелось бы поблагодарить за работу? (…) (+)
Рекомендации для повторения дома
рассказать и показать родителям, чем занимались на уроке по с. 17 учебника, повторять таблицы сложения и вычитания с числами 1, 2, 3, 4, учить таблицы сложения с числами 5, 6, 7, 8 и 9