kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

М. М. Пришвин « Ребята и утята»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить с произведением Пришвина М. М. « Ребята и утята», заинтересовать проблемой произведения, развивать навыки беглого, выразительного чтения, сформировать умения правильно выражать мысли, прививать любовь к Родине.

Предметные: воспринимать художественное произведение на слух, учить осмысленному чтению, выделять существенную информацию из художественного произведения.

Коммуникативные: высказывать отношение к героям, давать оценку их поступкам, обмениваться мнением с одноклассниками по поводу прочитанного.

Регулятивные: учить составлять план, пересказывать рассказ, оценивать свой ответ.

Познавательные: прогнозировать содержание раздела

Личностные: анализировать свои успехи, неудачи, формировать нравственные качества.

Методические указания

Ход урока

Цель: Настроить детей на рабочий лад

Цель: выявление умений работать над идеей.

Выставка книг.

Цель: показать учащимся написание сложных, непонятных слов; включить слова в активный словарь детей.

Чтение рассказа учителем

Цель: улучшить восприятие текста.

Цель: развитие речи, логического мышления.

         I.         Организационный момент:

Звонок веселый прозвенел,

«Пора учиться!» - он пропел,

Давайте сядем тихо, дружно,

Сегодня много сделать нужно.

      II.         Речевая разминка:

1) Упражнение на дыхание («Сдувание шара»)

2) Артикуляционная разминка (« Конница»)

3) Работа над интонацией (Скороговорка: От топота копыт пыль по полю летит. )

   III.         Актуализация знаний

-На уроке мы с вами будем читать произведение о « братьях наших меньших»

Вдоль по речке, по водице,

Плывет лодок вереница,

Впереди корабль идет,

За собою всех ведет. ( Утка с утятами)

-Кто это? (утка с утятами)

  IV.         Определение темы, постановка задач  урока:

-Как вы думаете о ком пойдет речь на уроке? ( О утке и утятах)

- Сегодня мы познакомимся с произведением М. М. Пришвина « Ребята и утята»

-Какие задачи поставим перед собой? ( Познакомиться с жизнью писателя, с его произведением)

-А что вы можете сказать об этом человеке?

- Какие произведения этого писателя вам уже знакомы?

     V.         Изучение нового материала

1)    Подготовка к чтению. Первичный синтез. ( подготовка к первичному восприятию текста; установка на целенаправленное восприятие текста; первичное восприятие; эмоционально-оценочная беседа.)

а) Слово об авторе

М. М. Пришвин родился в Орловской губернии близ города Ельца. Жилось его семье трудно, так как мать осталась одна с 5 детьми. В Германии закончил университет и стал агрономом, в дальнейшем он стал писать стихи о природе. Путешествовал по неисследованным Северным лесам, по азиатским степям, любовался красотой природы.

-Кем по образованию был Пришвин?

-Почему он выбрал именно эту профессию?

-С какой целью писатель отправлялся в путешествия?

-А сейчас посмотрите на иллюстрацию на доске, можно ли по ней определить, кто будут герои нашего рассказа?

б) Словарная работа.

-В тексте вам встретятся незнакомые слова:

Чирок - свистунок- самая маленькая уточка;

Верста - старая русская мера длины, чуть больше 1 км;

Паровое поле- поле, отдыхающее от посевов;

Кузница - помещение, где работают кузнецы.

2)    Первичное восприятие текста

-После прослушивания рассказа, вы должны ответить на вопрос: почему ребята отпустили утят?

  3) Проверка восприятия.

-Почему ребята отпустили утят?

-Что случилось, когда ребята увидели утят? (они зашвыряли утят шапками)

-Чем закончился рассказ? (Ребята отпустили утят, пожелали «До свидания»)

4) Вторичное чтение. Анализ. (выяснение мотивов поведения    действующих лиц; композиция произведения; связи между сюжетами; оценка мотивов поведения героев.)

-Дети читают рассказ, деля его на части.

а) чтение и анализ 1 части

-Почему уточка повела утят из леса на озеро? ( чтобы найти место для гнезда)

-Как можно озаглавить часть? ( Уточка повела утят к озеру)

б) чтение и анализ 2 части

-Кто помог утятам? ( Взрослый человек)

- Как озаглавить часть? (Приказ взрослого)

в) чтение и анализ 3 части

-Поняли ли ребята, что поступали неправильно?  (Да, они послушали взрослого и отпустили утят)

-Озаглавим часть (Семья продолжает путешествие)

-Что мы можем сказать о ребятах, которые ловили утят?  Какие они? ( Глупые, несмышленые, беззаботные, так как они навредили утке и утятам, не подумали, как они будут жить дальше)

-А как бы ты поступил на месте рассказчика? (Объяснил бы им, как труден путь утят к озеру, ругать бы не стал,  потому что они сами еще небольшие и многого не понимают, и в следующий раз они так не поступят)

-Прочитав рассказ М. М. Пришвина, давайте попробуем доказать, почему его назвали «неравнодушным человеком»? (Он учит не совершать бездумных поступков, любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к «братьям нашим меньшим», знать их жизнь, воспитывать в себе готовность защищать животных, оказывать им помощь)

    5. Обобщающая беседа. Вторичный синтез. ( обобщать существенные черты действующих лиц; сопоставление героев; выяснение направления произведения; оценка художественного произведения)

-Как вы понимаете пословицы, подходят ли они к рассказу?

а) соотнесение пословиц с произведением.

1) Всякий человек в деле познается. (По тому, что совершает человек, помогает другим или нет, можно сделать вывод, какой он человек)

2) Кто скоро помог - тот дважды помог. (Если скоро и во время помочь человеку, можно изменить всю его жизнь)

3) За правое дело стой смело. (Если дело хорошее и поможет другим, то за него нужно браться, чтобы помочь окружающим)

4) Любить природу - это наблюдать и помогать ей. ( За природой нужно всегда наблюдать и если увидишь, что кто-то нуждается в помощи, обязательно помочь)

  VI.         Итог урока.

- Над чем этот рассказ заставляет вас задуматься? ( Нужно любить и беречь природу)

-С какой целью написан этот рассказ?

- Какие задачи были поставлены? ( Познакомиться с жизнью М. М. Пришвина, с его рассказом « Ребята и утята»)

-Достигли мы задач? (да)

VII.         Рефлексия.

-Что понравилось на уроке?

-Что запомнилось?

-Что было трудно?

Домашнее задание: с. 130 вопрос №6.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«М. М. Пришвин « Ребята и утята»»

Тема: М. М. Пришвин « Ребята и утята»

Цель: познакомить с произведением Пришвина М. М. « Ребята и утята», заинтересовать проблемой произведения, развивать навыки беглого, выразительного чтения, сформировать умения правильно выражать мысли, прививать любовь к Родине.

Предметные: воспринимать художественное произведение на слух, учить осмысленному чтению, выделять существенную информацию из художественного произведения.

Коммуникативные: высказывать отношение к героям, давать оценку их поступкам, обмениваться мнением с одноклассниками по поводу прочитанного.

Регулятивные: учить составлять план, пересказывать рассказ, оценивать свой ответ.

Познавательные: прогнозировать содержание раздела

Личностные: анализировать свои успехи, неудачи, формировать нравственные качества.

Методические указания

Ход урока


Цель: Настроить детей на рабочий лад
















Цель: выявление умений работать над идеей.












Выставка книг.
















Цель: показать учащимся написание сложных, непонятных слов; включить слова в активный словарь детей.





























Чтение рассказа учителем













Цель: улучшить восприятие текста.















































Цель: развитие речи, логического мышления.

  1. Организационный момент:


Звонок веселый прозвенел,

«Пора учиться!» - он пропел,

Давайте сядем тихо, дружно,

Сегодня много сделать нужно.


  1. Речевая разминка:

1) Упражнение на дыхание («Сдувание шара»)

2) Артикуляционная разминка (« Конница»)

3) Работа над интонацией (Скороговорка: От топота копыт пыль по полю летит. )


  1. Актуализация знаний

-На уроке мы с вами будем читать произведение о « братьях наших меньших»


Вдоль по речке, по водице,

Плывет лодок вереница,

Впереди корабль идет,

За собою всех ведет. ( Утка с утятами)


-Кто это? (утка с утятами)


  1. Определение темы, постановка задач урока:


-Как вы думаете о ком пойдет речь на уроке? ( О утке и утятах)


- Сегодня мы познакомимся с произведением М. М. Пришвина « Ребята и утята»


-Какие задачи поставим перед собой? ( Познакомиться с жизнью писателя, с его произведением)


-А что вы можете сказать об этом человеке?


- Какие произведения этого писателя вам уже знакомы?


  1. Изучение нового материала

  1. Подготовка к чтению. Первичный синтез. ( подготовка к первичному восприятию текста; установка на целенаправленное восприятие текста; первичное восприятие; эмоционально-оценочная беседа.)


а) Слово об авторе


М. М. Пришвин родился в Орловской губернии близ города Ельца. Жилось его семье трудно, так как мать осталась одна с 5 детьми. В Германии закончил университет и стал агрономом, в дальнейшем он стал писать стихи о природе. Путешествовал по неисследованным Северным лесам, по азиатским степям, любовался красотой природы.


-Кем по образованию был Пришвин?


-Почему он выбрал именно эту профессию?


-С какой целью писатель отправлялся в путешествия?


-А сейчас посмотрите на иллюстрацию на доске, можно ли по ней определить, кто будут герои нашего рассказа?


б) Словарная работа.


-В тексте вам встретятся незнакомые слова:


Чирок - свистунок- самая маленькая уточка;


Верста - старая русская мера длины, чуть больше 1 км;


Паровое поле- поле, отдыхающее от посевов;


Кузница - помещение, где работают кузнецы.


  1. Первичное восприятие текста


-После прослушивания рассказа, вы должны ответить на вопрос: почему ребята отпустили утят?

3) Проверка восприятия.

-Почему ребята отпустили утят?


-Что случилось, когда ребята увидели утят? (они зашвыряли утят шапками)


-Чем закончился рассказ? (Ребята отпустили утят, пожелали «До свидания»)


4) Вторичное чтение. Анализ. (выяснение мотивов поведения действующих лиц; композиция произведения; связи между сюжетами; оценка мотивов поведения героев.)


-Дети читают рассказ, деля его на части.


а) чтение и анализ 1 части


-Почему уточка повела утят из леса на озеро? ( чтобы найти место для гнезда)


-Как можно озаглавить часть? ( Уточка повела утят к озеру)


б) чтение и анализ 2 части


-Кто помог утятам? ( Взрослый человек)


- Как озаглавить часть? (Приказ взрослого)


в) чтение и анализ 3 части


-Поняли ли ребята, что поступали неправильно? (Да, они послушали взрослого и отпустили утят)


-Озаглавим часть (Семья продолжает путешествие)


-Что мы можем сказать о ребятах, которые ловили утят? Какие они? ( Глупые, несмышленые, беззаботные, так как они навредили утке и утятам, не подумали, как они будут жить дальше)


-А как бы ты поступил на месте рассказчика? (Объяснил бы им, как труден путь утят к озеру, ругать бы не стал, потому что они сами еще небольшие и многого не понимают, и в следующий раз они так не поступят)


-Прочитав рассказ М. М. Пришвина, давайте попробуем доказать, почему его назвали «неравнодушным человеком»? (Он учит не совершать бездумных поступков, любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к «братьям нашим меньшим», знать их жизнь, воспитывать в себе готовность защищать животных, оказывать им помощь)


5. Обобщающая беседа. Вторичный синтез. ( обобщать существенные черты действующих лиц; сопоставление героев; выяснение направления произведения; оценка художественного произведения)


-Как вы понимаете пословицы, подходят ли они к рассказу?


а) соотнесение пословиц с произведением.

1) Всякий человек в деле познается. (По тому, что совершает человек, помогает другим или нет, можно сделать вывод, какой он человек)


2) Кто скоро помог - тот дважды помог. (Если скоро и во время помочь человеку, можно изменить всю его жизнь)


3) За правое дело стой смело. (Если дело хорошее и поможет другим, то за него нужно браться, чтобы помочь окружающим)


4) Любить природу - это наблюдать и помогать ей. ( За природой нужно всегда наблюдать и если увидишь, что кто-то нуждается в помощи, обязательно помочь)


  1. Итог урока.


- Над чем этот рассказ заставляет вас задуматься? ( Нужно любить и беречь природу)


-С какой целью написан этот рассказ?

- Какие задачи были поставлены? ( Познакомиться с жизнью М. М. Пришвина, с его рассказом « Ребята и утята»)


-Достигли мы задач? (да)


  1. Рефлексия.


-Что понравилось на уроке?


-Что запомнилось?


-Что было трудно?

Домашнее задание: с. 130 вопрос №6.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
М. М. Пришвин « Ребята и утята»

Автор: Прозорова Валентина Владимировна

Дата: 18.09.2016

Номер свидетельства: 344324

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Конспект урока по литературному чтению М. М. Пришвин "Ребята и утята", 2 класс. "
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-m-m-prishvin-riebiata-i-utiata-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "118162"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413050054"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "М.Пришвин «Ребята и утята» "
    ["seo_title"] => string(30) "m-prishvin-riebiata-i-utiata-2"
    ["file_id"] => string(6) "235722"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443803434"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Тема: М. Пришвин «Ребята и утята»."
    ["seo_title"] => string(34) "tiema-m-prishvin-riebiata-i-utiata"
    ["file_id"] => string(6) "318328"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460556041"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока на тему "М. М. Пришвин "Ребята и утята". "
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-na-tiemu-m-m-prishvin-riebiata-i-utiata"
    ["file_id"] => string(6) "128598"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415539857"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "М. Пришвин "Ребята и утята" "
    ["seo_title"] => string(28) "m-prishvin-riebiata-i-utiata"
    ["file_id"] => string(6) "115359"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411935322"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства