Цель: познакомить с произведением Пришвина М. М. « Ребята и утята», заинтересовать проблемой произведения, развивать навыки беглого, выразительного чтения, сформировать умения правильно выражать мысли, прививать любовь к Родине.
Предметные: воспринимать художественное произведение на слух, учить осмысленному чтению, выделять существенную информацию из художественного произведения.
Коммуникативные: высказывать отношение к героям, давать оценку их поступкам, обмениваться мнением с одноклассниками по поводу прочитанного.
Регулятивные: учить составлять план, пересказывать рассказ, оценивать свой ответ.
Познавательные: прогнозировать содержание раздела
Личностные: анализировать свои успехи, неудачи, формировать нравственные качества.
Методические указания
Ход урока
Цель: Настроить детей на рабочий лад
Цель: выявление умений работать над идеей.
Выставка книг.
Цель: показать учащимся написание сложных, непонятных слов; включить слова в активный словарь детей.
Чтение рассказа учителем
Цель: улучшить восприятие текста.
Цель: развитие речи, логического мышления.
I. Организационный момент:
Звонок веселый прозвенел,
«Пора учиться!» - он пропел,
Давайте сядем тихо, дружно,
Сегодня много сделать нужно.
II. Речевая разминка:
1) Упражнение на дыхание («Сдувание шара»)
2) Артикуляционная разминка (« Конница»)
3) Работа над интонацией (Скороговорка: От топота копыт пыль по полю летит. )
III. Актуализация знаний
-На уроке мы с вами будем читать произведение о « братьях наших меньших»
Вдоль по речке, по водице,
Плывет лодок вереница,
Впереди корабль идет,
За собою всех ведет. ( Утка с утятами)
-Кто это? (утка с утятами)
IV. Определение темы, постановка задач урока:
-Как вы думаете о ком пойдет речь на уроке? ( О утке и утятах)
- Сегодня мы познакомимся с произведением М. М. Пришвина « Ребята и утята»
-Какие задачи поставим перед собой? ( Познакомиться с жизнью писателя, с его произведением)
-А что вы можете сказать об этом человеке?
- Какие произведения этого писателя вам уже знакомы?
V. Изучение нового материала
1) Подготовка к чтению. Первичный синтез. ( подготовка к первичному восприятию текста; установка на целенаправленное восприятие текста; первичное восприятие; эмоционально-оценочная беседа.)
а) Слово об авторе
М. М. Пришвин родился в Орловской губернии близ города Ельца. Жилось его семье трудно, так как мать осталась одна с 5 детьми. В Германии закончил университет и стал агрономом, в дальнейшем он стал писать стихи о природе. Путешествовал по неисследованным Северным лесам, по азиатским степям, любовался красотой природы.
-Кем по образованию был Пришвин?
-Почему он выбрал именно эту профессию?
-С какой целью писатель отправлялся в путешествия?
-А сейчас посмотрите на иллюстрацию на доске, можно ли по ней определить, кто будут герои нашего рассказа?
б) Словарная работа.
-В тексте вам встретятся незнакомые слова:
Чирок - свистунок- самая маленькая уточка;
Верста - старая русская мера длины, чуть больше 1 км;
Паровое поле- поле, отдыхающее от посевов;
Кузница - помещение, где работают кузнецы.
2) Первичное восприятие текста
-После прослушивания рассказа, вы должны ответить на вопрос: почему ребята отпустили утят?
3) Проверка восприятия.
-Почему ребята отпустили утят?
-Что случилось, когда ребята увидели утят? (они зашвыряли утят шапками)
-Чем закончился рассказ? (Ребята отпустили утят, пожелали «До свидания»)
4) Вторичное чтение. Анализ. (выяснение мотивов поведения действующих лиц; композиция произведения; связи между сюжетами; оценка мотивов поведения героев.)
-Дети читают рассказ, деля его на части.
а) чтение и анализ 1 части
-Почему уточка повела утят из леса на озеро? ( чтобы найти место для гнезда)
-Как можно озаглавить часть? ( Уточка повела утят к озеру)
б) чтение и анализ 2 части
-Кто помог утятам? ( Взрослый человек)
- Как озаглавить часть? (Приказ взрослого)
в) чтение и анализ 3 части
-Поняли ли ребята, что поступали неправильно? (Да, они послушали взрослого и отпустили утят)
-Озаглавим часть (Семья продолжает путешествие)
-Что мы можем сказать о ребятах, которые ловили утят? Какие они? ( Глупые, несмышленые, беззаботные, так как они навредили утке и утятам, не подумали, как они будут жить дальше)
-А как бы ты поступил на месте рассказчика? (Объяснил бы им, как труден путь утят к озеру, ругать бы не стал, потому что они сами еще небольшие и многого не понимают, и в следующий раз они так не поступят)
-Прочитав рассказ М. М. Пришвина, давайте попробуем доказать, почему его назвали «неравнодушным человеком»? (Он учит не совершать бездумных поступков, любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к «братьям нашим меньшим», знать их жизнь, воспитывать в себе готовность защищать животных, оказывать им помощь)
5. Обобщающая беседа. Вторичный синтез. ( обобщать существенные черты действующих лиц; сопоставление героев; выяснение направления произведения; оценка художественного произведения)
-Как вы понимаете пословицы, подходят ли они к рассказу?
а) соотнесение пословиц с произведением.
1) Всякий человек в деле познается. (По тому, что совершает человек, помогает другим или нет, можно сделать вывод, какой он человек)
2) Кто скоро помог - тот дважды помог. (Если скоро и во время помочь человеку, можно изменить всю его жизнь)
3) За правое дело стой смело. (Если дело хорошее и поможет другим, то за него нужно браться, чтобы помочь окружающим)
4) Любить природу - это наблюдать и помогать ей. ( За природой нужно всегда наблюдать и если увидишь, что кто-то нуждается в помощи, обязательно помочь)
VI. Итог урока.
- Над чем этот рассказ заставляет вас задуматься? ( Нужно любить и беречь природу)
-С какой целью написан этот рассказ?
- Какие задачи были поставлены? ( Познакомиться с жизнью М. М. Пришвина, с его рассказом « Ребята и утята»)
-Достигли мы задач? (да)
VII. Рефлексия.
-Что понравилось на уроке?
-Что запомнилось?
-Что было трудно?
Домашнее задание: с. 130 вопрос №6.