kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

М.Пришвин «Ребята и утята»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: М.Пришвин «Ребята и утята»

Цель: организация деятельности обучающихся по составлению плана пересказа на содержании произведения М.Пришвина "Ребята и утята".

Задачи:

Образовательная: познакомить с творчеством и биографией писателя и его произведением, учить выделять смысловые части, составлять план рассказа по ключевым словам и пересказывать по плану.
Развивающая: продолжить развивать навык выразительного, осознанного чтения,  расширять и обогащать словарь, развивать речь и мышление учащихся.
Воспитательная: воспитывать гуманное отношение к животным, к родной природе.
 

Тип урока: изучение нового материала

Технология: ТРКМ (технология развития критического мышления через чтение и письмо)

Форма организации: индивидуальная, групповая, фронтальная

Методы обучения: проблемно-поисковый, объяснительный, использование творческих заданий.

Оборудование:

  • учебник «Литературное чтение» 2 класс Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий
  • рассказ М.Пришвина «Ребята и утята»
  • портрет писателя
  • выставка книг о животных М.Пришвина
  • интерактивная доска
  • иллюстрации к рассказу

Планируемые результаты:

Составление плана пересказа произведения М.Пришвина "Ребята и утята".

Технологическая карта

№ п/п

Этап занятия

Планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные)

Содержание деятельности педагога

Содержание деятельности обучающихся

Инструментарий

I.

1.

2.

II.

3.

4.

III.

5.

6.

Стадия вызова.

Орг. момент

Задачи: подготовить обучающихся к работе на уроке

Актуализация знаний

Задачи: актуализировать и обобщить имеющиеся знания у обучающихся по данной теме;

вызов устойчивого интереса к изучаемой теме;

побуждение обучающих к активной работе на уроке.

Стадия осмысления.

Изучение нового материала

Задачи: познакомить с текстом, пословицами, расширить словарный запас.

Физкультминутка

«Танец маленьких утят»

Закрепление

Задачи:  составлять план пересказа, характеризовать героев.

Стадия рефлексии

Итог урока

Задачи: обобщить полученную информацию, ее целостное осмысление; формировать у каждого обучающегося собственного отношения к изучаемому материалу; присвоение нового знания, новой информации.

Домашнее задание

Задачи: закрепить материал, полученный на уроке; возможность получить новые сведения из дополнительных источников.

Л: мотивация к учебной деятельности, настрой на урок.

К: умение позитивно относиться друг к другу

Л: умение проявлять познавательную инициативу, умение решать возникшую проблему.

П: умение строить логические цепочки рассуждения; умение делать умозаключения;

К: умение слушать; высказывать свое мнение; умение аргументировать.

Р: умение конкретизировать свои знания.

Предметные: расширение знаний о творчестве писателя.

Л: умение проявлять познавательную инициативу, умение решать свою возникшую проблему.

П: умение использовать разные источники получения информации; делать умозаключения; умение строить логические цепочки рассуждения.

К: умение слушать; высказывать свое мнение; умение аргументировать.

Р: умение ставить и сохранять учебную задачу;

Предметные: знакомство с текстом, со значением новых слов.

Л: оценка важности здорового образа жизни, снятие усталости.

Л: осознание ответственности за выполнение учебной деятельности.

П: умение структурировать знания;

Р: умение сохранять учебную цель и задачу; умение составлять план.

К: умение выслушать друг друга; умение осознанно строить высказывания.

Предметные: умение классифицировать; умение обрабатывать информацию в тексте;  умение составлять план по ключевым словам.

Л: умение понимать значимость полученной информации.

П: умение обрабатывать информацию, анализировать, конкретизировать информацию.

К: умение слышать, слушать, понимать речь учителя и товарищей.

Р: умение оценивать свою работу в группе.

Предметные: умение обобщать, полученную информацию на основе текста.

Обучающиеся разделены на группы по желанию.

- Подарите улыбку друг другу. Прислонитесь друг к другу ладошками. Что вы почувствовали, приветствуя друг друга?

- Всегда дарите друг другу улыбку и тепло! И вы будете нравиться людям!
Вводное слово учителя.
- Мы живем на нашей планете и порой не замечаем, что нас окружает удивительный неповторимый мир природы. Мы живем в нем, и часто не видим очень многого. А рядом с нами живут братья наши меньшие. Они наши соседи и земляки. И нас связывает с ними общее - жизнь.

Методический прием «Корзина идей»

- Глядя на портрет писателя, что вы можете сказать или вспомнить об этом человеке, его творчестве?

- Обменяйтесь своей информацией в группе. Выберите сведения, которые не повторяются и зачитайте.

Прием «Чтение с пометами».

-Все ли знаете об этом человеке?

- При чтении биографии карандашом выставляете пометки на полях.

V – знаю

+ - новое

? – возник вопрос

- Что узнали нового?

- Обсудим, где возникли вопросы.

- О ком писал автор?

Обращается к выставке книг.

- Да, сегодня мы продолжим изучение произведений писателя, будем читать рассказы о животных.

Первичное чтение учителем (с.132-134).

- Поднимите руки те, кому понравился рассказ?

- Как вы думаете, почему рассказ так называется?

Словарная работа.

Прием «Мудрые совы»

Азы работы над текстом.

- Встретились ли вам трудные слова? (проблема).

- Найдите в словарях лексическое значение слов.

Обобщение. Выяснение значения слов.

Вторичное чтение.

- Прочитайте рассказ еще раз самостоятельно и выберите из текста такую информацию, которая является для вас неожиданной.

- Что неожиданным оказалось для вашей группы?

- Постарайтесь выразить основную мысль текста - главную жизненную мудрость?

Работа с пословицами (с.134).

Распределяет пословицы по группам.

- Соотнесите пословицы с главным смыслом рассказа.

- Поделитесь своей информацией (идет обсуждение).

Работа с иллюстрацией.

- Найдите и зачитайте предложение из текста, которые подходят к картинке с.134.

Поучительный вывод.

- Какие выводы мы можем сделать из прочитанного текста?

- Как бы вы поступили на месте рассказчика?

- Найдите высказывания, достойные обсуждения в классе.

Прием «Кластер»

- Обсудите в группе и составьте кластер на тему «Ребята». Синим цветом обозначьте, какими были ребята до встречи с автором. Красным цветом – после встречи.

- Обсудите в группе, что пытался объяснить писатель ребятам и читателям?

- Поместим ваши кластеры на доску.

Прием «Сюжетная таблица»

- Заполните сюжетную таблицу, которая находится на парте. Работаем группой.

Обсуждение. Выслушивает ответы детей, подводя к плану пересказа. Составьте план пересказа.

Корректирует ответы детей и записывает на доску.

- Что у нас получилось? Зачитайте.

- Кто сможет пересказать текст?

- Как называется рассказ, с которым мы познакомились сегодня?
- Кто написал этот рассказ?
- Чему учит это произведение?

- Как поступил бы ты на месте рассказчика? 

На парте у каждого

лежит лепесток. Оцените свою работу в

группе, закрасив каждый свой лепесток.

Если  у тебя все получалось, все удалось, закрась лепесток желтым цветом, если были небольшие трудности – зеленым,  если было трудно, непонятно, закрась лепесток красным цветом.

Из лепестков составьте общую ромашку.

Прикрепите ромашку группы на доску.

- Подготовить пересказ текста по составленному плану с.132-135.

- Подготовить пересказ текста от имени ребят или утки (по желанию).

Делятся на группы.

Настраиваются на активную деятельность.

Каждый ученик записывает все, что знает об этом писателе и его творчестве в свою корзину. (1-2 минуты).

Обмениваются информацией в группе (обсуждение), выделяют главное, зачитывают.

Самостоятельное чтение автобиографии (у каждого печатные листы с биографией) с пометами; работа с текстом.

Отвечают.

Проговаривают.

- О животных.

Слушают рассказ.

Отвечают на вопрос.

У каждой группы на парте толковые словари.

Сталкиваются с проблемой, анализируют слова.

Ответы обучающихся: верста, кузница, зашвыряли, паровое поле, чирок-свистунок.

Вторичное чтение каждым ребенком.

Читают и выбирают информацию, которая является  неожиданной.

- Зашвыряли  шапками утят, хотели поймать утку-мать, подошел автор, испугались и переменили свои действия. 

Определяют ключевое выражение, фразу (Человека судят по его поступкам).

Каждая группа читает свою пословицу, определяет ее смысл и соотносит с содержанием рассказа. Обсуждают в группе.

- «Снимайте живо все шапки, кричите «до свидания!».

Делают выводы.

Высказывают свое мнение. Обсуждают.

Дети выполняют физкультминутку.

Обсуждают и составляют.

В процессе работы над кластером дети обмениваются информацией, каждый предлагает свое мнение.

- Бережно относиться к животным и природе.

Помещают кластеры. 1-2 группы читают.

Выслушивают ответы товарищей, озвучивают не повторяющиеся ответы, делают выводы, заполняют таблицу. Составляют план пересказа.

- План пересказа.

1. Утка повела утят к озеру.

2. Ребята ловили утят.

3. Приказ взрослого.

4. Мальчики отпустили утят.

Пересказ сильного ученика.

Отвечают на вопросы.

Предположения обучающихся.

Оценивают, закрашивают, составляют,

прикрепляют ромашку на доску.

Осмысливают д/з.

Фиксируют в дневник.

Приложение 1. Портрет писателя.

Приложение 2. «Корзина» (у каждого).

Приложение 3. Биография писателя.

Приложение 4. Таблица «Мудрые совы».

Приложение 5. Кластер.

злые

Приложение 6. Сюжетная таблица.

На доске план:

1. Утка повела утят к озеру.

2. Ребята ловили утят.

3. Приказ взрослого.

4. Мальчики отпустили утят.

Приложение 7. Ромашка.

Ромашки каждой группы на  доске.

Просмотр содержимого документа
«М.Пришвин «Ребята и утята» »

Тема: М.Пришвин «Ребята и утята»

Цель: организация деятельности обучающихся по составлению плана пересказа на содержании произведения М.Пришвина "Ребята и утята".

Задачи:

Образовательная: познакомить с творчеством и биографией писателя и его произведением, учить выделять смысловые части, составлять план рассказа по ключевым словам и пересказывать по плану.
Развивающая: продолжить развивать навык выразительного, осознанного чтения, расширять и обогащать словарь, развивать речь и мышление учащихся.
Воспитательная: воспитывать гуманное отношение к животным, к родной природе.


Тип урока: изучение нового материала



Технология: ТРКМ (технология развития критического мышления через чтение и письмо)



Форма организации: индивидуальная, групповая, фронтальная

Методы обучения: проблемно-поисковый, объяснительный, использование творческих заданий.



Оборудование:

  • учебник «Литературное чтение» 2 класс Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий

  • рассказ М.Пришвина «Ребята и утята»

  • портрет писателя

  • выставка книг о животных М.Пришвина

  • интерактивная доска

  • иллюстрации к рассказу



Планируемые результаты:

Составление плана пересказа произведения М.Пришвина "Ребята и утята".

Технологическая карта



п/п

Этап занятия

Планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные)

Содержание деятельности педагога

Содержание деятельности обучающихся

Инструментарий

I.

1.



























































2.































































II.



3.































































































































































4.















































































III.



5.



























































6.

Стадия вызова.

Орг. момент

Задачи: подготовить обучающихся к работе на уроке



















































Актуализация знаний

Задачи: актуализировать и обобщить имеющиеся знания у обучающихся по данной теме;

вызов устойчивого интереса к изучаемой теме;

побуждение обучающих к активной работе на уроке.


















Стадия осмысления.

Изучение нового материала

Задачи: познакомить с текстом, пословицами, расширить словарный запас.




































































Физкультминутка

«Танец маленьких утят»



Закрепление

Задачи: составлять план пересказа, характеризовать героев.




































Стадия рефлексии

Итог урока

Задачи: обобщить полученную информацию, ее целостное осмысление; формировать у каждого обучающегося собственного отношения к изучаемому материалу; присвоение нового знания, новой информации.





























Домашнее задание

Задачи: закрепить материал, полученный на уроке; возможность получить новые сведения из дополнительных источников.


Л: мотивация к учебной деятельности, настрой на урок.

К: умение позитивно относиться друг к другу


























Л: умение проявлять познавательную инициативу, умение решать возникшую проблему.

П: умение строить логические цепочки рассуждения; умение делать умозаключения;

К: умение слушать; высказывать свое мнение; умение аргументировать.

Р: умение конкретизировать свои знания.

Предметные: расширение знаний о творчестве писателя.
















Л: умение проявлять познавательную инициативу, умение решать свою возникшую проблему.

П: умение использовать разные источники получения информации; делать умозаключения; умение строить логические цепочки рассуждения.

К: умение слушать; высказывать свое мнение; умение аргументировать.

Р: умение ставить и сохранять учебную задачу;

Предметные: знакомство с текстом, со значением новых слов.





















































Л: оценка важности здорового образа жизни, снятие усталости.


Л: осознание ответственности за выполнение учебной деятельности.

П: умение структурировать знания;

Р: умение сохранять учебную цель и задачу; умение составлять план.

К: умение выслушать друг друга; умение осознанно строить высказывания.

Предметные: умение классифицировать; умение обрабатывать информацию в тексте; умение составлять план по ключевым словам.






















Л: умение понимать значимость полученной информации.

П: умение обрабатывать информацию, анализировать, конкретизировать информацию.

К: умение слышать, слушать, понимать речь учителя и товарищей.

Р: умение оценивать свою работу в группе.

Предметные: умение обобщать, полученную информацию на основе текста.























Обучающиеся разделены на группы по желанию.

- Подарите улыбку друг другу. Прислонитесь друг к другу ладошками. Что вы почувствовали, приветствуя друг друга?

- Всегда дарите друг другу улыбку и тепло! И вы будете нравиться людям!
Вводное слово учителя.
- Мы живем на нашей планете и порой не замечаем, что нас окружает удивительный неповторимый мир природы. Мы живем в нем, и часто не видим очень многого. А рядом с нами живут братья наши меньшие. Они наши соседи и земляки. И нас связывает с ними общее - жизнь.



Методический прием «Корзина идей»

- Глядя на портрет писателя, что вы можете сказать или вспомнить об этом человеке, его творчестве?

- Обменяйтесь своей информацией в группе. Выберите сведения, которые не повторяются и зачитайте.

Прием «Чтение с пометами».

-Все ли знаете об этом человеке?

- При чтении биографии карандашом выставляете пометки на полях.

V – знаю

+ - новое

? – возник вопрос

- Что узнали нового?

- Обсудим, где возникли вопросы.

- О ком писал автор?

Обращается к выставке книг.




- Да, сегодня мы продолжим изучение произведений писателя, будем читать рассказы о животных.

Первичное чтение учителем (с.132-134).

- Поднимите руки те, кому понравился рассказ?

- Как вы думаете, почему рассказ так называется?

Словарная работа.

Прием «Мудрые совы»

Азы работы над текстом.

- Встретились ли вам трудные слова? (проблема).

- Найдите в словарях лексическое значение слов.

Обобщение. Выяснение значения слов.


Вторичное чтение.


- Прочитайте рассказ еще раз самостоятельно и выберите из текста такую информацию, которая является для вас неожиданной.

- Что неожиданным оказалось для вашей группы?





- Постарайтесь выразить основную мысль текста - главную жизненную мудрость?

Работа с пословицами (с.134).

Распределяет пословицы по группам.

- Соотнесите пословицы с главным смыслом рассказа.

- Поделитесь своей информацией (идет обсуждение).

Работа с иллюстрацией.

- Найдите и зачитайте предложение из текста, которые подходят к картинке с.134.

Поучительный вывод.

- Какие выводы мы можем сделать из прочитанного текста?

- Как бы вы поступили на месте рассказчика?

- Найдите высказывания, достойные обсуждения в классе.







Прием «Кластер»

- Обсудите в группе и составьте кластер на тему «Ребята». Синим цветом обозначьте, какими были ребята до встречи с автором. Красным цветом – после встречи.

- Обсудите в группе, что пытался объяснить писатель ребятам и читателям?

- Поместим ваши кластеры на доску.

Прием «Сюжетная таблица»

- Заполните сюжетную таблицу, которая находится на парте. Работаем группой.


Обсуждение. Выслушивает ответы детей, подводя к плану пересказа. Составьте план пересказа.

Корректирует ответы детей и записывает на доску.

- Что у нас получилось? Зачитайте.

- Кто сможет пересказать текст?












- Как называется рассказ, с которым мы познакомились сегодня?
- Кто написал этот рассказ?
- Чему учит это произведение?

- Как поступил бы ты на месте рассказчика?

На парте у каждого

лежит лепесток. Оцените свою работу в

группе, закрасив каждый свой лепесток.

Если у тебя все получалось, все удалось, закрась лепесток желтым цветом, если были небольшие трудности – зеленым, если было трудно, непонятно, закрась лепесток красным цветом.

Из лепестков составьте общую ромашку.

Прикрепите ромашку группы на доску.


- Подготовить пересказ текста по составленному плану с.132-135.

- Подготовить пересказ текста от имени ребят или утки (по желанию).





Делятся на группы.


Настраиваются на активную деятельность.


























Каждый ученик записывает все, что знает об этом писателе и его творчестве в свою корзину. (1-2 минуты).


Обмениваются информацией в группе (обсуждение), выделяют главное, зачитывают.






Самостоятельное чтение автобиографии (у каждого печатные листы с биографией) с пометами; работа с текстом.


Отвечают.

Проговаривают.


- О животных.











Слушают рассказ.





Отвечают на вопрос.






У каждой группы на парте толковые словари.

Сталкиваются с проблемой, анализируют слова.

Ответы обучающихся: верста, кузница, зашвыряли, паровое поле, чирок-свистунок.

Вторичное чтение каждым ребенком.

Читают и выбирают информацию, которая является неожиданной.




- Зашвыряли шапками утят, хотели поймать утку-мать, подошел автор, испугались и переменили свои действия.

Определяют ключевое выражение, фразу (Человека судят по его поступкам).



Каждая группа читает свою пословицу, определяет ее смысл и соотносит с содержанием рассказа. Обсуждают в группе.




- «Снимайте живо все шапки, кричите «до свидания!».




Делают выводы.

Высказывают свое мнение. Обсуждают.








Дети выполняют физкультминутку.




Обсуждают и составляют.

В процессе работы над кластером дети обмениваются информацией, каждый предлагает свое мнение.

- Бережно относиться к животным и природе.


Помещают кластеры. 1-2 группы читают.



Выслушивают ответы товарищей, озвучивают не повторяющиеся ответы, делают выводы, заполняют таблицу. Составляют план пересказа.







- План пересказа.

1. Утка повела утят к озеру.

2. Ребята ловили утят.

3. Приказ взрослого.

4. Мальчики отпустили утят.






Пересказ сильного ученика.





Отвечают на вопросы.





Предположения обучающихся.




Оценивают, закрашивают, составляют,

прикрепляют ромашку на доску.













Осмысливают д/з.

Фиксируют в дневник.


























































Приложение 1. Портрет писателя.





Приложение 2. «Корзина» (у каждого).










Приложение 3. Биография писателя.




























Приложение 4. Таблица «Мудрые совы».

































































Приложение 5. Кластер.














Приложение 6. Сюжетная таблица.












На доске план:

1. Утка повела утят к озеру.

2. Ребята ловили утят.

3. Приказ взрослого.

4. Мальчики отпустили утят.























Приложение 7. Ромашка.







Ромашки каждой группы на доске.





























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
М.Пришвин «Ребята и утята»

Автор: Братанова Светлана Николаевна

Дата: 02.10.2015

Номер свидетельства: 235722

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства