kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературному чтению М. М. Пришвин "Ребята и утята", 2 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: М. М. Пришвин. « Ребята и утята».

Цели:

познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина; организовать эмоционально-эстетическое восприятие; учить формировать идею произведения; познакомить с художественными особенностями произведения;

развивать речь учащихся; развивать навык осознанного и правильного чтения; формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста; находить в тексте предложения, подтверждающие устное высказывание;

воспитывать способность замечать красоту природы, потребность в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру, интерес и уважение к писателю как создателю художественного произведения.

                                              Ход урока

І. Организационный момент

ІІ. Актуализация знаний

1. Рассказ о М.Пришвине.

– Сегодня мы познакомимся с произведением автора, который стал писателем, прежде попробовав себя в нескольких профессиях. Этот человек, путешествуя по неисследованным северным лесам, по азиатским степям с дорожной сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой. Любовался её красотой. Это был не просто наблюдательный человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде.

– Какого человека можно назвать неравнодушным?

– Так вот и этот человек всегда старался помочь не только людям, но и вообще природе. Даже, когда шел по зимнему лесу, он не мог пройти равнодушно мимо берез, склонившихся под тяжестью снега. Он брал палку и сбивал снег, освобождая березки. Его неравнодушие проявлялось во всех его делах и поступках. В рассказе, с которым мы познакомимся сегодня, вы сами поймете, что это был за человек.

– Прочитайте, что о нем написал К.Паустовский:

“Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю…”

– На долю кого выпала бы эта благодарность?

– М.Пришвин.

2. Викторина по творчеству М.Пришвина.

– Вы уже не в первый раз встречаетесь с произведениями М.Пришвина. А я хочу узнать сейчас, настоящие ли вы читатели. Попробуйте по отрывкам узнать произведение:

1) “Раз было у нас – поймали мы молодого журавля и дали ему лягушку. Он её проглотил. Дали другую – проглотил.”

– “Журка”

2) “И как раз под заячьей капустой лежал у меня кусок черного хлеба: со мной это постоянно бывает, что, когда не возьму хлеба в лес – голодно. А возьму – забуду съесть и назад принесу.”

– “Лисичкин хлеб”

– Какие еще произведения М.Пришвина вы читали?

ІІІ. Сообщение темы урока

– А вот как вы считайте, почему люди пишут книги?

– Мир вокруг нас огромен, прекрасен, удивителен. А М.Пришвин старался передать красоту мира словами, чтобы люди, прочитав его рассказы, тоже начали видеть и чувствовать эту красоту. Тогда они становятся лучше.

– Давайте и мы попробуем увидеть красоту природы и попытаемся стать лучше, познакомившись с новым произведением М.Пришвина.

IV. Изучение нового материала

– Прочитайте заглавие рассказа.

– “Ребята и утята”

– Как вы думаете, кто главные герои этого произведения?

– Кто видел маленьких утят?

– Где?

– Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек – чирке-свистунке и написал свой рассказ М.Пришвин.

1) Словарная работа.

– В тексте вам встретятся незнакомые слова. Попробуем объяснить их значение.

Чирок-свистунок – птица семейства утиных. Обитают эти птицы на небольших водоемах.

Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км.

Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов.

Овсяное поле – поле, засеянное овсом.

Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился.

Кузница – помещение, где работают кузнецы.

2) Физминутка.

 3) Чтение рассказа.

– Теперь мы прочитаем рассказ, а потом вы попробуете доказать, что М.Пришвин был неравнодушным человеком.

(Чтение рассказа учителем)

4) Анализ и выборочное чтение произведения.

– Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера?

 – Докажите строчками из произведения.

 – Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса?

 – На свободу.

 – Что значит для утят свобода?

 – Долго ли раздумывала уточка, прежде чем перевести своих утят?

 – Докажите строчками из произведения.

 – Сколько надо было идти до озера?

 – 3 версты.

 – Сколько это километров?

 – Чуть больше 3 километров.

 – Это много или мало для человека?

 – А для маленькой уточки?

 – Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами.

 – Почему уточка-мать шла позади утят?

 – Какие враги были у уток?

 – Докажите строчками из произведения.

 – Кто страшнее?

 – Почему?

 – Как стали вести себя мальчишки, увидев утят?

 – Докажите строчками из произведения.

 – Зачем ребята это делали?

 – Просто так, для забавы.

 – Как вела себя уточка, когда ловили её утят?

 – Докажите строчками из произведения.

 – Могла ли утка кричать?

 – Докажите строчками из произведения.

 – Её немота, беззащитность, отчаяние – все в этих движениях.

 – А какое чувство пережили утята?

 – Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали?

 – А какое слово вы кричите, когда боитесь?

 – Мама!

 – А ваша мама переживает за вас?

 – Как она ведет себя при этом?

 – Как в рассказе чаще всего называют уточку?

 – Мать.

 – А какая она мама?

 – Заботливая.

 – Вам её жалко?

– Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас , которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить , как поведет себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.

– Какие пословицы о маме вы знаете?

 – Утята пойманы, что собираются делать ребята?

 – Докажите строчками из произведения.

 – Кто помешал мальчишкам?

 – Смогли ли они объяснить свой поступок?

 – Какое приказание дал им взрослый?

 – Докажите строчками из произведения.

 – Назовите слова, которые показывают строгость автора.

 – Что делали бы вы, оказавшись рядом?

 – Что можно сказать о ребятах?

 – Как их назвал рассказчик?

 – Как можно назвать их по-другому?

 – Можно ли сказать, что ребята были жестокими?

 – Поэтому-то автор и назвал их ласково, понимая, что они это сделали неумышленно.

 – Что сделала уточка-мать, когда её детей отпустили?

 – Докажите строчками из произведения.

 – Как шла уточка-мать в начале рассказа?

 – А почему сейчас она побежала впереди?

 – Хотела быстрее увести детей от врагов.

 – Как Пришвин попрощался с утятами?

 – Что он сделал при этом?

 – Докажите строчками из произведения.

 – Что означает этот жест: снять перед кем-то шляпу?

 – Знак уважения.

 – Перед кем этот знак уважения?

 – Почему?

 – Как мальчишки на это прореагировали?

 – Почему?

 – Что пожелали люди уточке?

 – Нужно ли было пожелание людей уточке?

 – Почему?

 – Докажите строчками из произведения.

5) Работа над иллюстрацией.

– Посмотрите на иллюстрацию.

 – Кто изображен на переднем плане?

 – Что они делают?

 – Кто изображен на заднем плане?

 – Что они делают?

 – Найдите в рассказе слова, которые можно подписать под этой иллюстрацией.

 – Для чего М.Пришвин написал свой рассказ?

 – Что его волновало?

 – Вызывают ли у вас сочувствие действующие лица

 – Кто именно?

 – А кто нет?

 – Почему?

 

6) Работа с пословицами.

– Давайте попробуем продолжить пословицы, записанные на доске      Прочитайте их про себя.

 – Вслух прочитает первую пословицу …

(Умел ошибиться – умей и …)

– Продолжите пословицу.

 – Умел ошибиться – умей и поправиться.

 – К кому из действующих лиц рассказа подходит эта пословица?

 – Почему?

 – Вслух прочитает вторую пословицу …

(Сей добро, посылай …, оделяй …)

– Продолжите пословицу.

 – Сей добро, посылай добро, оделяй добром.

 – К кому из действующих лиц рассказа подходит эта пословица?

 – Почему?

7) Определение главной мысли рассказ

– Как автор назвал свой рассказ?

 – Почему?

 – Автор делает ребят и утят главными действующими лицами, подчеркивая, что мы живем все вместе, рядом, о совместном сосуществовании.

 – Чему научил М.Пришвин ребят и нас своим рассказом?

 – Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь.

 – Что же вы можете сказать о М.Пришвине?

 – Докажите, что М.Пришвин – человек

а) добрый;

 б) строгий;

 в) неравнодушный.

8) Заключительное слово.

– Вот уже несколько десятков лет, как нет с нами М.Пришвина. Но для нас с вами он оставил послание:

Мои молодые друзья!

 Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти сохранить, их надо открывать и показывать.

 Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину".

Итог урока

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению М. М. Пришвин "Ребята и утята", 2 класс. »



Тема: М. М. Пришвин. « Ребята и утята».

Цели:

познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина; организовать эмоционально-эстетическое восприятие; учить формировать идею произведения; познакомить с художественными особенностями произведения;

развивать речь учащихся; развивать навык осознанного и правильного чтения; формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста; находить в тексте предложения, подтверждающие устное высказывание;

воспитывать способность замечать красоту природы, потребность в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру, интерес и уважение к писателю как создателю художественного произведения.

Ход урока

І. Организационный момент

ІІ. Актуализация знаний

1. Рассказ о М.Пришвине.

– Сегодня мы познакомимся с произведением автора, который стал писателем, прежде попробовав себя в нескольких профессиях. Этот человек, путешествуя по неисследованным северным лесам, по азиатским степям с дорожной сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой. Любовался её красотой. Это был не просто наблюдательный человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде.

– Какого человека можно назвать неравнодушным?

– Так вот и этот человек всегда старался помочь не только людям, но и вообще природе. Даже, когда шел по зимнему лесу, он не мог пройти равнодушно мимо берез, склонившихся под тяжестью снега. Он брал палку и сбивал снег, освобождая березки. Его неравнодушие проявлялось во всех его делах и поступках. В рассказе, с которым мы познакомимся сегодня, вы сами поймете, что это был за человек.

– Прочитайте, что о нем написал К.Паустовский:

“Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю…”

– На долю кого выпала бы эта благодарность?

– М.Пришвин.

2. Викторина по творчеству М.Пришвина.

– Вы уже не в первый раз встречаетесь с произведениями М.Пришвина. А я хочу узнать сейчас, настоящие ли вы читатели. Попробуйте по отрывкам узнать произведение:

1) “Раз было у нас – поймали мы молодого журавля и дали ему лягушку. Он её проглотил. Дали другую – проглотил.”

– “Журка”

2) “И как раз под заячьей капустой лежал у меня кусок черного хлеба: со мной это постоянно бывает, что, когда не возьму хлеба в лес – голодно. А возьму – забуду съесть и назад принесу.”

– “Лисичкин хлеб”

– Какие еще произведения М.Пришвина вы читали?

ІІІ. Сообщение темы урока

– А вот как вы считайте, почему люди пишут книги?

– Мир вокруг нас огромен, прекрасен, удивителен. А М.Пришвин старался передать красоту мира словами, чтобы люди, прочитав его рассказы, тоже начали видеть и чувствовать эту красоту. Тогда они становятся лучше.

– Давайте и мы попробуем увидеть красоту природы и попытаемся стать лучше, познакомившись с новым произведением М.Пришвина.

IV. Изучение нового материала

– Прочитайте заглавие рассказа.

– “Ребята и утята”

– Как вы думаете, кто главные герои этого произведения?

– Кто видел маленьких утят?

– Где?

– Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек – чирке-свистунке и написал свой рассказ М.Пришвин.

1) Словарная работа.

– В тексте вам встретятся незнакомые слова. Попробуем объяснить их значение.

Чирок-свистунок – птица семейства утиных. Обитают эти птицы на небольших водоемах.

Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км.

Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов.

Овсяное поле – поле, засеянное овсом.

Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился.

Кузница – помещение, где работают кузнецы.



2) Физминутка.

3) Чтение рассказа.

– Теперь мы прочитаем рассказ, а потом вы попробуете доказать, что М.Пришвин был неравнодушным человеком.

(Чтение рассказа учителем)

4) Анализ и выборочное чтение произведения.

– Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера?

– Докажите строчками из произведения.

– Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса?

– На свободу.

– Что значит для утят свобода?

– Долго ли раздумывала уточка, прежде чем перевести своих утят?

– Докажите строчками из произведения.

– Сколько надо было идти до озера?

– 3 версты.

– Сколько это километров?

– Чуть больше 3 километров.

– Это много или мало для человека?

– А для маленькой уточки?

– Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами.

– Почему уточка-мать шла позади утят?

– Какие враги были у уток?

– Докажите строчками из произведения.

– Кто страшнее?

– Почему?

– Как стали вести себя мальчишки, увидев утят?

– Докажите строчками из произведения.

– Зачем ребята это делали?

– Просто так, для забавы.

– Как вела себя уточка, когда ловили её утят?

– Докажите строчками из произведения.

– Могла ли утка кричать?

– Докажите строчками из произведения.

– Её немота, беззащитность, отчаяние – все в этих движениях.

– А какое чувство пережили утята?

– Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали?

– А какое слово вы кричите, когда боитесь?

– Мама!

– А ваша мама переживает за вас?

– Как она ведет себя при этом?

– Как в рассказе чаще всего называют уточку?

– Мать.

– А какая она мама?

– Заботливая.

– Вам её жалко?

– Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас , которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить , как поведет себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.

– Какие пословицы о маме вы знаете?

– Утята пойманы, что собираются делать ребята?

– Докажите строчками из произведения.

– Кто помешал мальчишкам?

– Смогли ли они объяснить свой поступок?

– Какое приказание дал им взрослый?

– Докажите строчками из произведения.

– Назовите слова, которые показывают строгость автора.

– Что делали бы вы, оказавшись рядом?

– Что можно сказать о ребятах?

– Как их назвал рассказчик?

– Как можно назвать их по-другому?

– Можно ли сказать, что ребята были жестокими?

– Поэтому-то автор и назвал их ласково, понимая, что они это сделали неумышленно.

– Что сделала уточка-мать, когда её детей отпустили?

– Докажите строчками из произведения.

– Как шла уточка-мать в начале рассказа?

– А почему сейчас она побежала впереди?

– Хотела быстрее увести детей от врагов.

– Как Пришвин попрощался с утятами?

– Что он сделал при этом?

– Докажите строчками из произведения.

– Что означает этот жест: снять перед кем-то шляпу?

– Знак уважения.

– Перед кем этот знак уважения?

– Почему?

– Как мальчишки на это прореагировали?

– Почему?

– Что пожелали люди уточке?

– Нужно ли было пожелание людей уточке?

– Почему?

– Докажите строчками из произведения.



5) Работа над иллюстрацией.

– Посмотрите на иллюстрацию.

– Кто изображен на переднем плане?

– Что они делают?

– Кто изображен на заднем плане?

– Что они делают?

– Найдите в рассказе слова, которые можно подписать под этой иллюстрацией.

– Для чего М.Пришвин написал свой рассказ?

– Что его волновало?

– Вызывают ли у вас сочувствие действующие лица

– Кто именно?

– А кто нет?

– Почему?



6) Работа с пословицами.

– Давайте попробуем продолжить пословицы, записанные на доске Прочитайте их про себя.

– Вслух прочитает первую пословицу …

(Умел ошибиться – умей и …)

– Продолжите пословицу.

– Умел ошибиться – умей и поправиться.

– К кому из действующих лиц рассказа подходит эта пословица?

– Почему?

– Вслух прочитает вторую пословицу …

(Сей добро, посылай …, оделяй …)

– Продолжите пословицу.

– Сей добро, посылай добро, оделяй добром.

– К кому из действующих лиц рассказа подходит эта пословица?

– Почему?

7) Определение главной мысли рассказ

– Как автор назвал свой рассказ?

– Почему?

– Автор делает ребят и утят главными действующими лицами, подчеркивая, что мы живем все вместе, рядом, о совместном сосуществовании.

– Чему научил М.Пришвин ребят и нас своим рассказом?

– Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь.

– Что же вы можете сказать о М.Пришвине?

– Докажите, что М.Пришвин – человек

а) добрый;

б) строгий;

в) неравнодушный.



8) Заключительное слово.

– Вот уже несколько десятков лет, как нет с нами М.Пришвина. Но для нас с вами он оставил послание:

Мои молодые друзья!

Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти сохранить, их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину".

Итог урока


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Конспект урока по литературному чтению М. М. Пришвин "Ребята и утята", 2 класс.

Автор: Залеских Людмила Алексеевна

Дата: 11.10.2014

Номер свидетельства: 118162

Похожие файлы

object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Конспект урока литературного чтения по теме: "Е.И. Чарушин. Страшный рассказ""
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-po-tiemie-ie-i-charushin-strashnyi-rasskaz"
    ["file_id"] => string(6) "332958"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1465218283"
  }
}
object(ArrayObject)#888 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Урок литературного чтения во 2 классе по теме: М.М.Пришвин. Ребята и утята"
    ["seo_title"] => string(69) "urok_literaturnogo_chteniia_vo_2_klasse_m_m_prishvin_rebiata_i_utiata"
    ["file_id"] => string(6) "509023"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1556895050"
  }
}
object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Конспект урока "М.М. Пришвин "Ребята и утята" "
    ["seo_title"] => string(46) "konspiekt-uroka-m-m-prishvin-riebiata-i-utiata"
    ["file_id"] => string(6) "228051"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441055827"
  }
}
object(ArrayObject)#888 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Конспект урока литературного чтения 2 класс по теме : "М.М. Пришвин "Ребята и утята""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_literaturnogo_chteniia_2_klass_po_teme_m_m_prishvin_rebiata_i_uti"
    ["file_id"] => string(6) "638835"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1698257260"
  }
}
object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(237) "Конспект  урока по  литературному  чтению  на  тему:  М.  Пришвин «Ребята  и  утята».   Составление плана.  (2 класс. УМК «Перспектива»). "
    ["seo_title"] => string(127) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-na-tiemu-m-prishvin-riebiata-i-utiata-sostavlieniie-plana-2-klass-umk-pierspiektiva"
    ["file_id"] => string(6) "142105"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418226604"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства