Тема: М. М. Пришвин. «Ребята и утята»
 
Образовательные цели: 1) способствовать формированию у учащихся 
                                                 умения читать правильно, выразительно,
                                                 бегло, осознанно;
                                             2) обеспечить развитие умения составлять план 
                                                  текста под руководством учителя;
                                             3) организовать деятельность учащихся по 
                                                  выделению деталей для характеристики
                                                  персонажей, анализу их поступков.
                                              4) создать условия для воспитания умения работать в группе.
                                            
Тип учебного занятия: комплексное применение знаний и способов
                                          деятельности.
 
Форма проведения: традиционный урок.
 
Содержательная основа учебного занятия
 
Ценностные отношения:   содействовать развитию у детей чувства сострадания к животным, желания оказать им помощь.
 
Знания:        
  Опорные:   - жанр произведения;
                      - произведения писателя;                                   
  Новые:        - особенности творчества писателя;
                      - лексическое значение некоторых слов;
                      - невозможность проживания диких животных в неволе.
 
Способы действий:
    Опорные:  -  чтение «спринт» и ответы на вопросы;
                       -  деление произведения на части;
                       -  составление плана произведения, выделение ключевых 
                          слов.    
    Новые:      - соотнесение слова с его лексическим значением.
 
Дидактические материалы и оборудование:
                         таблицы Шульте, таблицы для развития зрительной памяти,
                         лист с трудными словами и их лексическим значением               
                         (индивидуально каждому ребенку), тетради на печатной
                         основе.
Макроструктура учебного занятия
	- Оргмомент
- Этап подготовки к чтению
- Проверка домашнего задания
- Этап актуализации субъектного опыта учащихся
- Этап обобщения и систематизации
- Этап контроля и самоконтроля
- Коррекция
- Информация о домашнем задании
- Подведение итогов учебного занятия
- Рефлексия
План учебного занятия
 
Этап
Информационный блок
Операционально-деятельностный блок
Рефлексивный блок
Методический блок
1. Оргмомент
 
Приветствие, сообщение темы и общей цели  урока
Приветствие, подготовка к уроку
Психологическая подготовка
 к общению
Монолог учителя
2. Этап
подготовки
к чтению
а) работа по числовым квадратам;
 
б) «фотографирование»
 
 
в) чтение скороговорки Осип охрип, Архип осип
Работают по таблицам Шульте
Зарисовывают геометрические фигуры, которые запомнили
Читают скороговорку про себя, тихо в медленном темпе, быстрее и громче, сначала девочки, затем мальчики
Психологическая подготовка
к чтению
Самостоятельно
3. Проверка домашнего
задания
 
а) проверяем, насколько хорошо вы готовились к уроку;
 
 
 
б) выполняем задание в тетради  с. 48, № 1,2
 
Выразительное чтение с отрывом взгляда от текста
 
Стремление показать себя
и свои знания
 
 
 
Фронтально
 
 
Самостоятельно, с последующей проверкой
 
4. Этап актуализации субъектного
опыта
учащихся
 
 
 
 
 
 
 
 
Знакомство с рассказом  М. Пришвина «Ребята и утята»
а) рассказ о творчестве писателя
б) Вспомните, с какими произведениями  М. Пришвина вы уже знакомы.
б) чтение произведения:
- Прочитайте фамилию автора, заголовок.
- Прочитайте название произведения.
- Как вы думаете, о чем это произведение?
в) словарная работа. Работа в парах 
- Прочитайте слова  в левом столбике и найдите его лексическое значение в правом.
 
 
Слушание
 
 
Чтение
 
 
 
Ответ на вопрос
 
 
 
 
Стремление показать себя
и свои знания
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Рассказ учителя
 
 
Фронтально
 
 
 
В паре , с последующей проверкой
 
 
5. Этап
обобщения и систематизации
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
а) чтение 1 части учителем
Вопросы после прочтения:
- Что заставило уточку устроить гнездо далеко от озера?
- Почему переход к озеру означал «выход на свободу»?
- Когда пришла пора это сделать?
- Почему мать шла позади?
б) чтение 2 части «Спринт»
Вопросы на доске:
- Как ребята ловили утят?
- Какие слова «говорят» о том, что уточка волновалась?
- Что ребята собирались сделать с утятами?
- Прочитайте, что автор приказал ребятам.
в) чтение 3 части «цепочкой»
Вопросы после прочтения:
- Как автор называет ребят? Почему?
- Каким образом дети исправили свою ошибку?
- Кто им помог в этом?
                      
Слушание
Ответы на вопросы
 
 
 
 
Чтение молча, сжав губы и зубы.
Ответы на вопросы.
 
 
 
Ответы на вопросы, опираясь на текст.
 
 
 
 
Стремление показать себя
и свои знания
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Фронтально
 
 
 
 
Самостоятельно
 
 
 
 
 
Коллективно
 
6. Этап
контроля и самоконтроля
а) выполнение задания по содержанию произведения в тетради на печатной основе (с. 49, №1,2)
б) работа по иллюстрации.
- Как вы думаете, когда был написан рассказ: давно или в наши дни?
- Найдите строки, которые можно было бы подписать под иллюстрацией.
в) составление плана произведения.
- Найдите ключевые слова 1 части произведения, и т.д.
1. Утка повела утят к озеру.
2. Ребята поймали утят.
3. Продолжение путешествия.
Определение жанра произведения
 
 
 
 
 
Чтение-«разведка»
 
Умение
правильно
себя оценить
Самостоятельно
 
Фронтально
 
 
 
 
Коллективно
7. Коррекция
Вопросы:
- Чем могла обернуться забава ребят для утиного семейства?
- Что можно сказать о человеке, который написал этот рассказ?
- Над чем вы задумались, познакомившись с рассказом?
 Ответы на вопросы
 
 
 
Помощь
слабым
учащимся
Фронтально
8. Информация
о домашнем задании
Подготовить подробный пересказ рассказа, выполнить задание № 5
Объяснение учителя
 
Объяснение учителя
9. Подведение итогов
учебного
занятия
Формулировка выводов, подведение итогов, оценка деятельности
Диалог учителя и учащихся
Эмоциональная удовлетворенность от полученных результатов
Коллективно
10. Рефлексия
Как ты себя ощущаешь?
Рисование
Эмоциональное удовлетворение собой
Интерпретация изображения
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
            
                Просмотр содержимого документа
                
                «Конспект урока на тему "М. М. Пришвин "Ребята и утята". »
            
            
                                                              Тема: М. М. Пришвин. «Ребята и утята»
  
 
  Образовательные цели: 1) способствовать формированию у учащихся 
  умения читать правильно, выразительно,
  бегло, осознанно;
  2) обеспечить развитие умения составлять план 
  текста под руководством учителя;
  3) организовать деятельность учащихся по 
  выделению деталей для характеристики
  персонажей, анализу их поступков.
  4) создать условия для воспитания умения работать в группе.
  
  Тип учебного занятия: комплексное применение знаний и способов 
  деятельности.
  
 
  Форма проведения: традиционный урок.
  
 
  Содержательная основа учебного занятия
  
  Ценностные отношения:  содействовать развитию у детей чувства сострадания к животным, желания оказать им помощь.
  
 
  Знания:  
  Опорные: - жанр произведения;
  - произведения писателя; 
  Новые: - особенности творчества писателя;
  - лексическое значение некоторых слов;
  - невозможность проживания диких животных в неволе.
  
 
  Способы действий:
  Опорные: - чтение «спринт» и ответы на вопросы;
  - деление произведения на части;
  - составление плана произведения, выделение ключевых 
  слов. 
  Новые: - соотнесение слова с его лексическим значением.
  
 
  Дидактические материалы и оборудование:
  таблицы Шульте, таблицы для развития зрительной памяти, 
  лист с трудными словами и их лексическим значением 
  (индивидуально каждому ребенку), тетради на печатной 
  основе.
  Макроструктура учебного занятия
  -  Оргмомент 
-  Этап подготовки к чтению 
-  Проверка домашнего задания 
-  Этап актуализации субъектного опыта учащихся 
-  Этап обобщения и систематизации 
-  Этап контроля и самоконтроля 
-  Коррекция 
-  Информация о домашнем задании 
-  Подведение итогов учебного занятия 
-  Рефлексия  
 План учебного занятия
  
 
        | Этап | Информационный блок | Операционально-деятельностный блок | Рефлексивный блок | Методический блок | 
  |  1. Оргмомент  
 | Приветствие, сообщение темы и общей цели урока | Приветствие, подготовка к уроку |  Психологическая подготовка  к общению | Монолог учителя | 
  |  2. Этап    подготовки   к чтению |  а) работа по числовым квадратам;  
  б) «фотографирование»  
  
 в) чтение скороговорки Осип охрип, Архип осип |  Работают по таблицам Шульте  Зарисовывают геометрические фигуры, которые запомнили   Читают скороговорку про себя, тихо в медленном темпе, быстрее и громче, сначала девочки, затем мальчики |  Психологическая подготовка   к чтению   | Самостоятельно | 
  |  3. Проверка домашнего    задания 
 |  а) проверяем, насколько хорошо вы готовились к уроку;  
  
  
  б) выполняем задание в тетради с. 48, № 1,2 
 |  Выразительное чтение с отрывом взгляда от текста   
 |  Стремление показать себя  и свои знания  
  
 
 |  Фронтально  
  
  Самостоятельно, с последующей проверкой 
 | 
  |  4. Этап актуализации субъектного    опыта    учащихся  
  
  
  
  
  
  
 
 |  Знакомство с рассказом М. Пришвина «Ребята и утята»  а) рассказ о творчестве писателя  б) Вспомните, с какими произведениями М. Пришвина вы уже знакомы.  б) чтение произведения:  - Прочитайте фамилию автора, заголовок.  - Прочитайте название произведения.  - Как вы думаете, о чем это произведение?  в) словарная работа. Работа в парах    - Прочитайте слова в левом столбике и найдите его лексическое значение в правом.   
 |  
  Слушание  
  
  Чтение  
  
  
  Ответ на вопрос  
  
  
 
 |  Стремление показать себя    и свои знания  
  
  
  
  
  
  
  
 
 |  
  Рассказ учителя  
  
  Фронтально  
  
  
  В паре , с последующей проверкой  
 
 | 
  |  5. Этап    обобщения и систематизации  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 
 |  а) чтение 1 части учителем  Вопросы после прочтения:  - Что заставило уточку устроить гнездо далеко от озера?  - Почему переход к озеру означал «выход на свободу»?  - Когда пришла пора это сделать?  - Почему мать шла позади?  б) чтение 2 части «Спринт»  Вопросы на доске:  - Как ребята ловили утят?  - Какие слова «говорят» о том, что уточка волновалась?  - Что ребята собирались сделать с утятами?  - Прочитайте, что автор приказал ребятам.  в) чтение 3 части «цепочкой»  Вопросы после прочтения:  - Как автор называет ребят? Почему?  - Каким образом дети исправили свою ошибку?  - Кто им помог в этом?   |  Слушание  Ответы на вопросы  
  
  
  
  Чтение молча, сжав губы и зубы.  Ответы на вопросы.  
  
  
  Ответы на вопросы, опираясь на текст.  
  
  
 
 |  Стремление показать себя    и свои знания  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 
 |  
  Фронтально  
  
  
  
  Самостоятельно  
  
  
  
  
  Коллективно 
 | 
  |  6. Этап   контроля и самоконтроля |  а) выполнение задания по содержанию произведения в тетради на печатной основе (с. 49, №1,2)  б) работа по иллюстрации.  - Как вы думаете, когда был написан рассказ: давно или в наши дни?  - Найдите строки, которые можно было бы подписать под иллюстрацией.  в) составление плана произведения.  - Найдите ключевые слова 1 части произведения, и т.д.  1. Утка повела утят к озеру.  2. Ребята поймали утят. 3. Продолжение путешествия. |  Определение жанра произведения  
  
  
  
  
  Чтение-«разведка» 
 |  Умение  правильно   себя оценить |  Самостоятельно  
  Фронтально  
  
  
  
 Коллективно | 
  | 7. Коррекция |  Вопросы:  - Чем могла обернуться забава ребят для утиного семейства?  - Что можно сказать о человеке, который написал этот рассказ? - Над чем вы задумались, познакомившись с рассказом? |  Ответы на вопросы  
  
 
 |  Помощь    слабым   учащимся | Фронтально | 
  |  8. Информация о домашнем задании | Подготовить подробный пересказ рассказа, выполнить задание № 5 | Объяснение учителя | 
 | Объяснение учителя | 
  |  9. Подведение итогов    учебного занятия | Формулировка выводов, подведение итогов, оценка деятельности | Диалог учителя и учащихся | Эмоциональная удовлетворенность от полученных результатов | Коллективно | 
  | 10. Рефлексия | Как ты себя ощущаешь? | Рисование   | Эмоциональное удовлетворение собой | Интерпретация изображения |