Тема: М. М. Пришвин. «Ребята и утята»
Образовательные цели: 1) способствовать формированию у учащихся
умения читать правильно, выразительно,
бегло, осознанно;
2) обеспечить развитие умения составлять план
текста под руководством учителя;
3) организовать деятельность учащихся по
выделению деталей для характеристики
персонажей, анализу их поступков.
4) создать условия для воспитания умения работать в группе.
Тип учебного занятия: комплексное применение знаний и способов
деятельности.
Форма проведения: традиционный урок.
Содержательная основа учебного занятия
Ценностные отношения: содействовать развитию у детей чувства сострадания к животным, желания оказать им помощь.
Знания:
Опорные: - жанр произведения;
- произведения писателя;
Новые: - особенности творчества писателя;
- лексическое значение некоторых слов;
- невозможность проживания диких животных в неволе.
Способы действий:
Опорные: - чтение «спринт» и ответы на вопросы;
- деление произведения на части;
- составление плана произведения, выделение ключевых
слов.
Новые: - соотнесение слова с его лексическим значением.
Дидактические материалы и оборудование:
таблицы Шульте, таблицы для развития зрительной памяти,
лист с трудными словами и их лексическим значением
(индивидуально каждому ребенку), тетради на печатной
основе.
Макроструктура учебного занятия
- Оргмомент
- Этап подготовки к чтению
- Проверка домашнего задания
- Этап актуализации субъектного опыта учащихся
- Этап обобщения и систематизации
- Этап контроля и самоконтроля
- Коррекция
- Информация о домашнем задании
- Подведение итогов учебного занятия
- Рефлексия
План учебного занятия
Этап
Информационный блок
Операционально-деятельностный блок
Рефлексивный блок
Методический блок
1. Оргмомент
Приветствие, сообщение темы и общей цели урока
Приветствие, подготовка к уроку
Психологическая подготовка
к общению
Монолог учителя
2. Этап
подготовки
к чтению
а) работа по числовым квадратам;
б) «фотографирование»
в) чтение скороговорки Осип охрип, Архип осип
Работают по таблицам Шульте
Зарисовывают геометрические фигуры, которые запомнили
Читают скороговорку про себя, тихо в медленном темпе, быстрее и громче, сначала девочки, затем мальчики
Психологическая подготовка
к чтению
Самостоятельно
3. Проверка домашнего
задания
а) проверяем, насколько хорошо вы готовились к уроку;
б) выполняем задание в тетради с. 48, № 1,2
Выразительное чтение с отрывом взгляда от текста
Стремление показать себя
и свои знания
Фронтально
Самостоятельно, с последующей проверкой
4. Этап актуализации субъектного
опыта
учащихся
Знакомство с рассказом М. Пришвина «Ребята и утята»
а) рассказ о творчестве писателя
б) Вспомните, с какими произведениями М. Пришвина вы уже знакомы.
б) чтение произведения:
- Прочитайте фамилию автора, заголовок.
- Прочитайте название произведения.
- Как вы думаете, о чем это произведение?
в) словарная работа. Работа в парах
- Прочитайте слова в левом столбике и найдите его лексическое значение в правом.
Слушание
Чтение
Ответ на вопрос
Стремление показать себя
и свои знания
Рассказ учителя
Фронтально
В паре , с последующей проверкой
5. Этап
обобщения и систематизации
а) чтение 1 части учителем
Вопросы после прочтения:
- Что заставило уточку устроить гнездо далеко от озера?
- Почему переход к озеру означал «выход на свободу»?
- Когда пришла пора это сделать?
- Почему мать шла позади?
б) чтение 2 части «Спринт»
Вопросы на доске:
- Как ребята ловили утят?
- Какие слова «говорят» о том, что уточка волновалась?
- Что ребята собирались сделать с утятами?
- Прочитайте, что автор приказал ребятам.
в) чтение 3 части «цепочкой»
Вопросы после прочтения:
- Как автор называет ребят? Почему?
- Каким образом дети исправили свою ошибку?
- Кто им помог в этом?
Слушание
Ответы на вопросы
Чтение молча, сжав губы и зубы.
Ответы на вопросы.
Ответы на вопросы, опираясь на текст.
Стремление показать себя
и свои знания
Фронтально
Самостоятельно
Коллективно
6. Этап
контроля и самоконтроля
а) выполнение задания по содержанию произведения в тетради на печатной основе (с. 49, №1,2)
б) работа по иллюстрации.
- Как вы думаете, когда был написан рассказ: давно или в наши дни?
- Найдите строки, которые можно было бы подписать под иллюстрацией.
в) составление плана произведения.
- Найдите ключевые слова 1 части произведения, и т.д.
1. Утка повела утят к озеру.
2. Ребята поймали утят.
3. Продолжение путешествия.
Определение жанра произведения
Чтение-«разведка»
Умение
правильно
себя оценить
Самостоятельно
Фронтально
Коллективно
7. Коррекция
Вопросы:
- Чем могла обернуться забава ребят для утиного семейства?
- Что можно сказать о человеке, который написал этот рассказ?
- Над чем вы задумались, познакомившись с рассказом?
Ответы на вопросы
Помощь
слабым
учащимся
Фронтально
8. Информация
о домашнем задании
Подготовить подробный пересказ рассказа, выполнить задание № 5
Объяснение учителя
Объяснение учителя
9. Подведение итогов
учебного
занятия
Формулировка выводов, подведение итогов, оценка деятельности
Диалог учителя и учащихся
Эмоциональная удовлетворенность от полученных результатов
Коллективно
10. Рефлексия
Как ты себя ощущаешь?
Рисование
Эмоциональное удовлетворение собой
Интерпретация изображения