kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

М. Пришвин "Ребята и утята"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: М. Пришвин «Ребята и утята»

Цель:организовать деятельность учащихся по ознакомлению  с творчеством М.М.Пришвина; эмоционально-эстетического восприятия произведения; выражать при чтении свое отношение к прочитанному, создать условия для формирования УУД

личностных: мотивация учения, нравственно-этическое  оценивание (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающие личностный моральный выбор), воспитание любви к природе, бережного отношения к ней;

познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование, анализ с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения сериации, классификации объектов, установление причинно-следственных связей,  выдвижение гипотез и их обоснование,

коммуникативных: оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«М. Пришвин "Ребята и утята" »

Тема: М. Пришвин «Ребята и утята»

Цель:организовать деятельность учащихся по ознакомлению с творчеством М.М.Пришвина; эмоционально-эстетического восприятия произведения; выражать при чтении свое отношение к прочитанному, создать условия для формирования УУД

личностных: мотивация учения, нравственно-этическое оценивание (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающие личностный моральный выбор), воспитание любви к природе, бережного отношения к ней;

познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование, анализ с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения сериации, классификации объектов, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование,

коммуникативных: оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка.



Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент.


Долгожданный дан звонок,

Начинаем любимый наш урок …

Литературного чтения…

Мы проснулись, мы здоровы

И к работе мы готовы.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти!



-Дети, встаньте в круг, возьмитесь за руки, подарите всем свою улыбку.


-Закройте глаза, послушайте. (звучит музыка –шум леса)


-Что вы представили, слушая музыку?

- Какие чувства у вас возникли?

Речевая разминка.

1. Упражнение на дыхание.

Набрать через нос воздух, постепенно порциями выпустить через нос.

2. чтение чистоговорки.





-Образовывают круг, берутся за руки, улыбаются.

-Закрывают глаза, слушают музыку.


-Отвечают все учащиеся, высказывают, какие чувства возникли у них.

Личностные: самоопределение; регулятивные: Целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.


Обращение к записи на доске:

«Остановись! Присядь! Нагнись! И под ноги взгляни! Живой живому удивись: они ж тебе сродни…»

- Как понимаете эти слова?

-Мы живем на нашей планете и порой не замечаем, что нас окружает удивительный неповторимый мир природы. Мы живем в нем, и часто не видим очень многого. А рядом с нами живут братья наши меньшие. Они наши соседи и земляки. И нас связывает с ними общее-жизнь. Самое удивительное явление на Земле и самое уязвимое.

Рассказать наизусть стихотворение

А. Барто

« Воробей»

-Ребята, мы продолжим наш урок с викторины.

-Вы уже не в первый раз встречаетесь с произведениями этого автора. А я хочу узнать сейчас, настоящие ли вы читатели. Попробуйте по отрывкам узнать произведение:

- « Это было очень красиво. Все говорили «Очень красиво! Луг золотой».


-«А на полянке берёза, под берёзой пень, а рядом с пнём красная сыроежка. И такая большая, каких я в жизни не видел. Совсем как большая глубокая тарелка».


-« Раз было у нас – поймали мы молодого журавля и дали ему лягушку. Он её проглотил. Дали другую – проглотил».


-« И как раз под заячьей капустой лежал у меня кусок чёрного хлеба: со мной это постоянно бывает, что, когда не возьму хлеба в лес- голодно. А возьму- забуду съесть и назад принесу.


-Вспомнили произведения. Молодцы!


-А кто автор этих произведений?

-А что мы знаем о нём?


Умению видеть прекрасное, любоваться красотой природы мы будем у замечательного писателя, удивительного человека, М.М.Пришвина, познакомимся с его произведением, будем читать, наблюдать, вспоминать, думать. Познакомимся поближе с писателем.

  • Обращение к портрету.( сообщение ученика).

М.М.Пришвин прожил долгую, насыщенную событиями, жизнь. Родился в Елецком уезде Орловской губернии. С детства любил много читать и путешествовать. Так в 12 лет, начитавшись книг Майн Рида, Пришвин с тремя друзьями совершает свое первое путешествие-побег в Азию. Конечно же, беглецов быстро вернули назад, но страсть к путешествием осталось. И после каждого путешествия появлялась книга или какие-то заметки .За годы своей жизни сменил много видов деятельности. Был агрономом, охотником, учителем ,библиотекарем. Писать начал в 30 лет. Пришвин был влюблен в свою Родину, в её красоту, в леса и поля, реки и озёра, в её птиц и зверей, Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе.

  • Обращение к выставке книг ( ученик).


Вот уже несколько десятков лет Пришвина нет с нами, но его книги продолжают свою жизнь. Книги читаются не спеша. В своих произведениях автор открывает что-то важное, близкое каждому человеку. Нас самих он делает мудрее, умнее и великодушнее. Вы можете увидеть следующее книги. (обращение к книги).









-Рассказывают

стихотворение

наизусть.

-Вспоминают ранее прочитанные произведения М.М. Пришвина.


Слушают.

-Отгадывают.

-«Золотой луг».




- «Деревья в лесу».





-« Журка».





-« Лисичкин хлеб».


-М.М.Пришвин

* писатель

* автор

* рассказы

* о природе































Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков

3.Постановка учебной задачи.


Активизирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию.

. -Мы побывали в гостях у писателя, узнали о его жизни, творчестве.

– А вот как вы считайте, почему люди пишут книги?

– Мир вокруг нас огромен, прекрасен, удивителен. А М.Пришвин старался передать красоту мира словами, чтобы люди, прочитав его рассказы, тоже начали видеть и чувствовать эту красоту. Тогда они становятся лучше.

– Давайте и мы попробуем увидеть красоту природы и попытаемся стать лучше, познакомившись с новым произведением М.Пришвина

-Кому из вас захотелось прочитать книги М.Пришвина?

-Отгадайте, о ком будет произведение?


Вдоль по речке, по водице

Плывет лодок вереница

Впереди корабль идет

За собою всех ведет.

( утка с утятами)


- Как вы думаете , кто главные герои этого произведения?

- Итак, главными персонажами нашего рассказа будет утка с утятами, а произведение называется « Ребята и утята».


3) Составим обложку.

-Укажите, что написал автор (жанр)и на какую тему?


.

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока

Учащиеся сами формулируют цель урока: - познакомимся с новым произведением М.М.Пришвина.


Утята, ребята, девочки, мальчики………

М.М.Пришвин



Ребята и

утята.






-Вспоминают систему «заместителей».







-Открывают учебник.


-« Ребята и утята».


-Предполагают.

Регулятивные: целеполагание; познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы

4.Построение проекта выхода из затруднения.


1. Работа с текстом во время чтения.

-Теперь мы прочитаем рассказ, а потом вы попробуете доказать, что М.Пришвин, был неравнодушным человеком.

1) Первичное чтение.( читает учитель или хорошо читающие дети).


2) Выявление первичного восприятия.



-Понравилось ли произведение?




-Когда ребята начали ловить утят, подумали ли они о том, что утка-мать будет переживать?



- К какому жанру относится это произведение?


-Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный?


3)Перечитывание текста.

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.)

-Читает хорошо

читающий ученик.

-Слушают.



-Участвуют в диалоге.

-Да.



Высказывают свою точку зрения.

Сравнивают свои предположения по обложке. Делают вывод.


- Поучительный.

- Читают медленно, вдумчиво.

Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные- моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.


5.Первичное закрепление.


- В тексте вам встретились незнакомые слова. Попробуем объяснить их значение.


4) Словарная работа.


Чирок-свистунок- птица семейства утиных. Обитают эти птицы на небольших водоёмах. Оказывается, существует очень много различных пород уток. Одна из них- чирок-свистунок. Это самая маленькая из речных уток, вес её всего 200-500гр. Самец весной имеет коричнево- рыжую голову с черно-зеленой полоской и белой полоской по бокам. Зоб бледно охристый с черными пятнышками. Бока серые с темным струйчатым рисунком. Самка темно- бурая с рыжимипестринками. Чирок-свистунок -одна из самых обычных уток, широко распространенных на Алтае и по его предгорьям. Утка гнездится по заросшим озерам, берегам рек, прудам и болотам.

- Узнаете эту уточку, если встретите?

-Именно с такой уточкой мы сегодня встретимся в рассказе.



Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км.


Паровое поле- поле, отдыхающее от посевов.


Овсяное поле – поле, засеянное овсом.


Вода спала- с наступлением лета уровень воды в водоёме уменьшился.


Кузница- помещение, где работают кузнецы.


5) Анализ и выборочное чтение.

- Почему уточка устроила своё гнездо далеко от озера?

- Докажите строчками из

произведения.


- Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса?


- Что значит для утят свобода?


-Долго ли раздумывала уточка, прежде чем перевести своих утят?

Докажите строчками из произведения.


-Сколько надо было идти до озера?


-Сколько это километров?


-Это много или мало для человека?

-А для маленьких утят?

-Прочитайте, как шла мать –уточка с утятами.


-Почему уточка-мать шла позади утят?


Какие враги были у уток?


-Кто страшнее? Почему?


-Как стали вести себя мальчишки, увидев утят?

Докажите строчками из произведения.

-Зачем ребята это делали?

-Как вела себя уточка, когда ловили её утят?

Докажите строчками из произведения.



-Могла ли утка кричать?


-Её немота, беззащитность, отчаяние- всё в этих движениях.

-А какое чувство пережили утята?

-Как вы думаете , если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали?

- А какое вы слово кричите, когда боитесь?

-А ваша мама переживает за вас?


-Как она ведёт себя при этом?

-Как в рассказе чаще всего называет автор уточку?

-А какая она мама?

-Вам жалко её?


- Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы ещё маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас, которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить , как поведёт себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.

-Какие пословицы о маме вы знаете?


-Утята пойманы, что собираются делать ребята?

Докажите строчками из произведения.


-Кто помешал мальчишкам?

- Смогли ли они объяснить свой поступок?

-Какое приказание дал им взрослый? Найдите и подтвердите.


-Назовите слова, которые показывают строгость автора.

С какой интонацией будем читать эти слова?

- Что делали бы вы, оказавшись рядом?



-Можно ли сказать, что ребята были жестокими?



- Что сделала уточка-мать, когда её детей отпустили?

Докажите строчками из произведения.


-Как шла уточка-мать в начале рассказа?


- А почему сейчас она побежала впереди?


-Как М. Пришвин попрощался с утятами?

- Что он сделал при этом? Докажите строчками из произведения.


- Что означает этот жест: снять перед кем-то шляпу?


- Перед кем этот знак уважения?

Почему?



-Как мальчишки на это прореагировали? Почему?

-Что пожелали люди уточке?

-Почему? Докажите строчками из произведения.


Нужно ли было пожелание уточке?



6) Беседа по содержанию в целом.


Работа над иллюстрацией. Работа в парах.


-Посмотрите на иллюстрацию стр.118.


-Кто изображён на переднем плане?

- Что они делают?

-Кто изображён на заднем плане?


- Что они делают?


-Найдите в рассказе слова, которые можно подписать под этой иллюстрацией.




-Для чего М. Пришвин написал свой рассказ?


- Что его волновало?


-Вызывают ли у вас сочувствие действующие лица?

-Кто именно?


-А кто нет?

-Почему?



7)Выявление совпадений первичных с окончательными.


8)Определение главной мысли рассказа.

-Как автор назвал свой рассказ?


-Почему?



-Чему научил М. Пришвин ребят и нас своим рассказом?


-Что же вы можете сказать о М.Пришвине?

-Докажите, что М. Пришвин- человек

а) добрый

б) строгий

в) неравнодушный

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух

-Учащиеся читают, обращая внимание на ударение, объясняют смысловое значение.


















-














Весной это озеро далеко разливалось, и прочное место для гнезда можно было найти только версты за три, на кочке, в болотном лесу.

- На свободу.

-Вода, корм, озеро.


-Решилась наконец-то.


-3 версты.


-Чуть больше 3 километров.

- Много.

Очень много.

-Мать шла позади.

Чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду.


-Люди, лисица, ястреб.

Высказывают

своё мнение.


-Вот тут их увидели ребята и зашвыряли шапками.

-Просто так, для забавы.

Всё время, пока они ловили утят, мать бегала с раскрытым клювом или перелётывала в разные стороны на несколько шагов в величайшем волнении.

Нет.




Страх, испуг,…


-Мама!



-Мама.


Переживает.Высказывают своё мнение.

-Мать.

-Заботливая.

Жалко.






-











Вспоминают пословицы.


Ребята собрались закидать шапками мать и поймать её.


-


Автор.

Нет. Они струсили.


-Живо,- приказал я ребятам, -идите и отдайте ей всех утят!

-Строго спросил.


- Строго.


-Каждый высказывает своё мнение как бы он поступил.



- Нет. Поэтому автор и назвал их ласково, понимая, что они это сделали неумышленно.

Мать отлетела немного и, когда ребята ушли , бросилась спасать своих сыновей и дочерей.

-Мать шла позади.



-Считала себя виноватой.



-Радостно снял шляпу и, помахав ею, крикнул: -Счастливый путь, утята!




-Знак уважения.



-Перед маленькими утятами, М. М Пришвин неравнодушный человек.


-Они засмеялись.


-Счастливого пути. Все разом закричали ребята:

- До свидания, утята!


-Нет. По- своему она им что-то быстро сказала и побежала к овсяному полю. За ней побежали утята.




-



Утка- мать и утята.


-Бегут.


-Ребята.




-Машут шапками, кричат.

По овсяному полю, в обход деревни, семья продолжала своё путешествие к озеру.


-Чтобы мы не совершали глупых поступков.


-Утята могли погибнуть.

-Да.

Маленькие утята.

-Ребята.

Они, не подумав, совершили глупость.


-Сравнивают свои, делают вывод.

-«Ребята и утята»

Автор делает ребят и утят главными действующими лицами, подчёркивая, что мы живём все вместе, рядом, то совместном существовании.

-Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитывать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь.


-Доказывают.


Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные–умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.



2) Творческая работа. Работа в группе


Работа с заглавием.

-Придумайте своё заглавие к рассказу.


Работа с пословицами.

-Соберите пословицы, определите, к кому из действующих лиц рассказа подходит каждая.

Умел ошибиться- умей и поправиться.

Сей добро, посылай добро, оделяй добром.


По выбору:

Работа в тетради «Литературное чтение» стр.77

4* или составить рассказ об уточке.

3) Чтение по смысловым частям и их озаглавливание, наблюдение за состоянием чувств, вызванных произведением.

ПОМНИТЕ, ЧТО КОГДА СЛУШЕШЬ И ЧИТАЕШЬ, НАДО ДУМАТЬ, ПРЕДСТАВЛЯТЬ, ПОНИМАТЬ, ЗАПОМИНАТЬ.

- Какие испытывали чувства при чтении и слушании?

План. Чувства

  1. Путешествие к озеру. Спокойствие

  2. Не выпускать из виду. Тревожность

  3. В величайшем волнении. Страх, волнение

  4. Живо возвратите утят! Негодование

  5. До свидания, утята! Радость

4) Пересказ по плану.

- От чьего лица ведется повествование? /от лица автора/

- А как М.М.Пришвин относится к героям рассказа? К утятам?



Самостоятельная работа. Осуществляет самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.


Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение.


7.Рефлексия деятельности (итог урока)


-– Вот уже несколько десятков лет, как нет с нами М.Пришвина. Но для нас с вами он оставил послание: (слайд 18)

Мои молодые друзья!
Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти сохранить, их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину".


« Любить и охранять природу- значит любить и охранять Родину» . М Пришвин

-Как вы понимаете эти слова?

-Чему вас научил урок?

-Кто доволен своей работой?

-Кому захотелось создать иллюстрацию к произведению?

Берегите эту землю, эту воду,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы

Убивайте лишь зверей внутри себя.


- Перечитать текст, подготовиться к чтению по ролям.


- Вам дома надо прочитать рассказ родителям, младшим братья, сестрам так, чтобы они тоже смогли пережить эти чувства.

Зеленый – работал активно, все получалось

Желтый – работал хорошо, иногда обращался за помощью

Красный – было трудно, не все получилось



Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
М. Пришвин "Ребята и утята"

Автор: Рощупкина Татьяна Александровна

Дата: 29.09.2014

Номер свидетельства: 115359

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Конспект урока по литературному чтению М. М. Пришвин "Ребята и утята", 2 класс. "
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-m-m-prishvin-riebiata-i-utiata-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "118162"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413050054"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "М. М. Пришвин « Ребята и утята»"
    ["seo_title"] => string(30) "m_m_prishvin_riebiata_i_utiata"
    ["file_id"] => string(6) "344324"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1474194332"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "М.Пришвин «Ребята и утята» "
    ["seo_title"] => string(30) "m-prishvin-riebiata-i-utiata-2"
    ["file_id"] => string(6) "235722"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443803434"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Тема: М. Пришвин «Ребята и утята»."
    ["seo_title"] => string(34) "tiema-m-prishvin-riebiata-i-utiata"
    ["file_id"] => string(6) "318328"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460556041"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока на тему "М. М. Пришвин "Ребята и утята". "
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-na-tiemu-m-m-prishvin-riebiata-i-utiata"
    ["file_id"] => string(6) "128598"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415539857"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства