kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Луг-природное сообщество

Нажмите, чтобы узнать подробности

Луг- природное сообщество

Цели:

Обучающая: 

  • ознакомление с лугом как природным сообществом;
  • сформировать представления учащихся о луге, как о сообществе;

Развивающая:

  • развивать представления учащихся о животных и растениях нашего луга.
  • ознакомить с разнообразием обитателей луга, ролью грибов;
  • способствовать формированию умения выделять главное, развивать логическое мышление.

       Воспитывающая:

  • развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать, выражать свои мысли.
  • содействовать побуждению интереса к уроку окружающего мира, воспитывать бережное отношение к природе.

Методические приемы: рассказ, беседа, демонстрация, тестовый контроль.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма работы: индивидуальная, фронтальная, эвристическая.

Оборудование урока: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, гербарий, принтер.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Луг-природное сообщество »

Луг- природное сообщество

Цели:

Обучающая:

  • ознакомление с лугом как природным сообществом;

  • сформировать представления учащихся о луге, как о сообществе;

Развивающая:

  • развивать представления учащихся о животных и растениях нашего луга.

  • ознакомить с разнообразием обитателей луга, ролью грибов;

  • способствовать формированию умения выделять главное, развивать логическое мышление.

Воспитывающая:

  • развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать, выражать свои мысли.

  • содействовать побуждению интереса к уроку окружающего мира, воспитывать бережное отношение к природе.

Методические приемы: рассказ, беседа, демонстрация, тестовый контроль.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма работы: индивидуальная, фронтальная, эвристическая.

Оборудование урока: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, гербарий, принтер.

СЛАЙД №1

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока. Здравствуйте, ребята, садитесь.

Слайд №2

Прозвенел звонок.

Мы начинаем наш урок.

Любознательные в классе дети

Обо всём хотят знать на свете.

- Мне приятно вас видеть, давайте улыбнёмся друг другу и начнём урок.

Стихотворение читает ученица:

Бежит тропинка через луг,

Ныряем влево, вправо.

Куда ни глянь – цветы вокруг,

Да по колено травы.

Зелёный луг, как чудный сад,

Пахуч и свеж в часы рассвета.

Красивых радужных цветов

На нём разбросаны букеты.



- Как вы думаете, почему наш урок этим стихотворением? (В этом стихотворении говорится о красоте луга, значит, мы сегодня будем говорить о луге). Но попозже.



II. Проверка домашнего задания.



А пока я проверю, как вы подготовили домашнее задание. Откройте тетради, запишите тему «Луг». Сейчас будет графический диктант. Слайд №3 Я читаю утверждение, а вы рисуете



– если согласны - квадрат



– если не согласны - кружок

1.Самый верхний ярус леса образован деревьями.

2.Средний ярус – это мхи и лишайники.

3.Теневыносливые растения занимают верхние ярусы.

4.Корни подземных растений расположены ярусами.

5.Между организмами природного сообщества существуют разнообразные связи.

6.Жуки – короеды приносят вред лесному сообществу.

7.Леса бывают только хвойные и лиственные.

8.Глухари и тетерева питаются ягодами, семенами, почками деревьев и кустарников.

9.Бурый медведь – хищник.

10.Плоды всех кустарников человек употребляет в пищу.

4.Итак проверяем. (слайд №4)

Проверка на слайде. Оценивание.

4. Работа над новой темой.

- Тема урока «Жизнь луга. Луг – природное сообщество . (СЛАЙД №5)

- Что изображено на слайде?



- Почему вы считаете, что на слайде изображён именно луг? (Мы видим траву, цветы, нет деревьев, кустарников...)



- Значит что такое луг?



- Послушайте стихотворение, постарайтесь как можно больше запомнить растений, растущих на лугу.



На лугу растёт ромашка,

Лютик едкий, клевер – кашка!

Что ещё? Гвоздика. Смолка,

Колокольчик, хвощ – как ёлка.

А ещё? Кошачьи лапки,

Одуванчиковы шапки,

Подорожник, васильки,

Грамофончики – вьюнки,

Ещё много разных травок,

У тропинок, у канавок,

И красивых, и пушистых,

Разноцветных и душистых! –



Какие растения растут на лугу?

(называют дети)

Наверное, нигде нельзя встретить такого разнообразия трав, как на лугу. Среди них мятлик, ежа сборная, тимофеевка… (Слайд № 6 ) Они являются ценными кормовыми растениями.



Эти растения довольно-таки неприхотливы. Почти все они не имеют длинные корневища и растут в виде рыхлого куста.



- Легче всего узнать среди них ежу сборную…(Слайд №7 ) Соцветие этих растений очень своеобразно - оно состоит точно из отдельных комков. Ежу можно узнать даже тогда, когда у неё нет соцветий: побеги сильно сплюснуты, словно проглажены утюгом. - Характерный облик имеет и тимофеевка луговая... (Слайд №8 ) На верхушке стебля мы видим узкое соцветие - султан ( его называют ложным колосом).

Среди кормовых и медоносных растений на лугах выделяются клевер и мышиный горошек… (Слайд №9 )



- Кто из животных больше всего любит клевер?

- Арсланбеков Владик ЗАХОТЕЛ УЗНАТЬ О КЛЕВЕРЕ ПОДРОБНЕ И ДЛЯ ВАС ПОДГОТОВИЛ СООБЩЕНИЕ.

- Кто из вас на лугу видел растение - мышиный горошек?...(Слайд №10 )

Как вы думаете, почему оно так называется?



- Про это растение ПОДГОТОВИЛА СООБЩЕНИЕ Белова Света

-Если внимательно наблюдать, как животные едят траву, можно увидеть, что одни травы они едят хорошо, а другие обходят стороной. Как вы думаете, почему? На лугах растут и ядовитые растения, вех ядовитый, лютик едкий…(Слайд № 11) -По топким берегам рек и озер растёт одно из самых ядовитых растений- вех. Если яд этого растения попадёт в организм, то он действует на мозг, тогда прекращается дыхание.

-Многие из растений, растущие на лугах, являются лекарственными… Например тысячелистник…(Слайд № 12)



- Растёт лекарство под ногами

Прошу вас, убедитесь сами.

Кладём на ссадину листочек,

И ссадина не кровоточит.

И можно снова в путь-дорогу.

Ведь их у нас так много!



- Что за растение? Подорожник (СЛАЙД №13)



- Следующее растение

Погляди на зверобой

Он на лугу повсюду.

Он поможет нам с тобой

Вылечить простуду.

Мы видим, что на лугу растут только травянистые растения, они невысокие. Тогда каким вы представляете животный мир луга? (Они маленькие должны быть, чтобы прятаться в траве или жить в земле).

А сейчас отдохнём

V. Физкультминутка. (СЛАЙД14)

Бабочка проснулась,

улыбнулась, потянулась,

Раз – росой она умылась,

два - изящно покружилась,

Три – качнулась

И к цветочкам полетела.



Пришёл черёд познакомиться с обитателями луга.

(Слайд №15)



- Где может обитать животные луга?



- Подумайте, какую окраску могут иметь животные луга? (Трава и стебли цветов - зелёные, значит легко остаться незамеченными зелёным животным; цветы - разноцветные, пёстрые - значит и животным пёстрым и разноцветным можно спрятаться; на фоне земли могут скрываться животные близких оттенков.).

- Как вы думаете, на лугу должны быть хищники? (Должны, чтобы не развелось слишком много животных, питающихся растительной пищей, чтобы не была уничтожена вся растительность...).



- Какой основной корм могут найти травоядные животные на лугу? (Пыльца и нектар цветов, листья и корни растений, семена растений...).

- Какие приспособления должны иметь животные, которые питаются нектаром и пыльцой растений? (Они должны иметь крылья, чтобы добраться до цветка и специальный хоботок, при помощи которого нектар добывается).



- С помощью рисунка на стр. 60 учебника познакомьтесь с животными луга. Попробуйте сначала самостоятельно назвать их, закрыв полоской бумаги подписи, а затем проверьте себя.



- Каких животных вы узнали на рисунке? Ответы детей

- Давайте подробнее знакомиться с животными луга.







Насекомые



Чёрен, да не ворон,

Рогат, да не бык,

Летит - воет,

Сядет - землю роет. (Жук) (Слайд № 16 )



- Следующая «жительница» луга:



Домовитая хозяйка

Полетает над лужком,

Похлопочет над цветком -

Он поделится медком. (Пчела)… (Слайд № 17)



-На цветках растений в хорошую погоду кормится множество пчёл и шмелей. Они собирают нектар и цветочную пыльцу, попутно опыляют растения, обеспечивая урожай семян. Особенно велика роль шмеля - опылителя клевера. Только он своим длинным хоботком может добраться до нектара и пыльцы. (Слайд №18)

- Следующие обитатели луга…..



Разными крыльями

Машут красавицы.

То поднимаются -

То опускаются.

Носиком водят

По краю ромашки:

Мёд или чай

В этой беленькой чашке? (Бабочки)…(Слайд №19)



-Конечно, кому как не бабочкам жить на лугу. О них придумано много сказок и легенд. В одной из сказок говорится, что бабочки - это ожившие цветы, которые сорвались со стебелька. За их красоту люди дали им красивые имена: махаон, адмирал, аполлон, зорька, лимонница, павлиний глаз, голубянка и др. Все они являются украшением природы. Чем питаются бабочки? Бабочки питаются нектаром цветов и способствуют опылению растений.



-Как вы думаете, кого нужно опасаться бабочкам? (Птиц).

-И не только птиц! Женя прочитает «Страшный рассказ», а вы определите о ком речь.

Если присесть в высокую траву, то услышишь как они переговариваются. А вот на травинку опустилась бабочка, не заметила его среди травы. Вдруг прыжок, и бабочка схвачена передними ногами, даже пошевелиться не может - ноги у него сильные. Вот он уже работает челюстями. А захочешь поймать его, схватишь за заднюю ногу, а она у тебя в руке и останется. Это хитрость насекомого, чтобы удрать от врага. Уши у них находятся на ногах. Кто это?...(Слайд № 20 )



-Как вы думаете, зачем кузнечику такие длинные, сильные ноги? (прыгать)

-Кроме насекомых на лугу можно встретить птиц ,например перепел (Слайд № 21 ) и трясогузка (Слайд №22 )Нередко на лугах можно заметить мышей (Слайд №23 ), ящериц (Слайд №24 ), жаб (Слайд №25 )

Он, как рыба в воде,

Разгребает в земле.

Сам он чёрный, слепой,

Но добытчик какой!

Сделал дыру,

Вырыл нору,

Солнце сияет,

А он и не знает. (крот) Слайд №26

Кроме того в земле ещё живут дождевые черви (Слайд № 27 )

Ребята, сейчас мы с вами поговорим еще об одном обитателе луга. Я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать.

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожка,

Шляпка есть – нет головы.

Это гриб. (Слайд №28 )

Какие грибы вы можете встретить на нашем лугу?

Ответ учащихся.

Ребята, как вы думаете, нужны ли лугу грибы?(Нужны.)

А какую роль выполняют грибы на лугу?( Служат животным лекарством, пищей.)

Это для животных. А для растений какую пользу приносят грибы?

Грибы относятся к растениям или к животным?

А кто думает по - другому? (Это группа живых существ. Грибы не относятся ни к растениям, ни к животным.)

Физминутка слайд №29

IV. Обобщение. -Видите, какие разнообразные живые существа обитают на лугу. Они связаны друг с другом. Пчёлы собирают пыльцу и в то же время опыляют растения. Птицы следят за тем, чтобы насекомых и гусениц не было слишком много, иначе они погубят растения.

(СЛАЙД №30)

Что такое цепь питания? ЦЕПЬ ПИТАНИЯ- ряд организмов, в котором каждое предыдущее звено служит пищей следущему.

Попробуем составить цепи питания, которые сложились на лугу ? НА ДОСКЕ (РАБОТА ПО ВАРИАНТАМ )ПЕРЕД ВАМИ ОБИТАТЕЛИ ЛУГА ВАМ НУЖНО СОСТАВИТЬ ЦЕПЬ ПИТАНИЯ

Проверка ответов на слайдах

(СЛАЙД № 31 )

СЛАЙД №32)

У человека есть семья и дом. Семья живет дружно, сообща.

А можно ли луг назвать домом?

Можно, так как луг является домом для растений, животных, грибов, микроорганизмов.

Как живут обитатели луга? (Вместе, сообща).

Обитатели луга живут вместе, хотя некоторые животные не могут жить дружно.

Какой вывод можно сделать?

Луг – природное сообщество и все его обитатели живут вместе. (Слайд №33)



луг

.

Животные

грибы

Растения

Микроорганизмы



-А сейчас мы поговорим о взаимоотношениях обитателей луга и человека. Прочитаем статью «Луг в жизни человека». Прочитаем на странице 63.

-Приведите примеры неправильного поведения человека на лугу.

5. Закрепление пройденного.

Какие растения луга вы запомнили?

Какие живые существа встречаются на лугу?

Почему луг называют природным сообществом?

Какое влияние человек оказывает на луг?

Как нужно охранять луг?



6. Выставление отметок. А закончить урок хотелось бы вот таким стихотворением: Полунина Влада СЛАЙД №34

Человек! Ты царь природы!

О тебе веду я речь.

Можешь ты помочь живому,

Иль на гибель всех обречь.

Помоги траве родиться,

Белкам жить, а речкам течь.

Ты на свете самый главный.

Значит должен всех беречь!

7. Подведение итогов.

- А я в свою очередь хочу вам сказать, ребята, что вы молодцы, спасибо за активную работу на уроке, за ваш интерес и улыбки Оценки за графический диктант, хорошо работали назвать

Домашнее задание: стр57-64, отвечать на вопросы

ученики1ряда готовят сообщение о любом насекомом луга, 2ряда о любом растении луга, 3 ряда готовят сообщение о любой птице луга.

Слайд35


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Луг-природное сообщество

Автор: Путенихина Наталия Михайловна

Дата: 27.11.2014

Номер свидетельства: 136491


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства