Урок по окружающему миру в 3 классе по теме: "Луг- природное сообщество"
Урок по окружающему миру в 3 классе по теме: "Луг- природное сообщество"
Урок по окружающему миру в 3 классе по теме: «Луг - природное сообщество», УМК «Перспективная начальная школа». Тип урока: открытие новых знаний. Образовательные ресурсы: работа в среде SMART Notebook
Цели урока: углубить знания и представления о луге, как о природном сообществе, формирование УУД в процессе решения проблемных ситуаций на этапе изучения нового материала.
Задачи урока: узнать о разнообразии растительного и животного мира луга, показать связи между ними; уметь описывать луг, как природное сообщество
Основные методы: словесный, практический, наглядный
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, групповая, работа с разными источниками информации
Источники информации:
- Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир: Учебник: 2-я ч. – М.: Академкнига/Учебник, 2014;
- Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир: Тетрадь для самостоятельной работы №2. – М.: Академкнига/Учебник, 2014;
- диск (серия «Хочу все знать»);
- словари (толковый словарь, словарик учебника);
- книги из серии «Зачем и почему»;
- карточки с текстом.
-карта растительности Вологодской области
Планируемые результаты:
познавательные УУД:
- начать знакомство с лугом как с природным сообществом;
- обобщить и систематизировать знания о лугах;
- сравнивать свои возможности и возможности сквозных героев (Кости Погодина)
- учить искать и выделять необходимую информацию в тексте;
- учить устанавливать причинно-следственные связи на основе микроисследований:
- описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое;
- использовать словарь учебника;
личностные УУД:
- работать над развитием учебных и познавательных мотивов;
- работать над формирование рефлексивного отношения к учёбе;
регулятивные УУД:
- учить ставить цели предстоящей работы;
- учить различать учебные задания разного типа;
- учить контролировать свои учебные действия, обнаруживать и исправлять ошибки, осуществлять контроль;
- учить оценивать себя и своих товарищей;
коммуникативные УУД:
- совершенствовать умение работать в паре, в группе;
- учить осуществлять учебное сотрудничество;
- учиться работать в роли консультантов, оказывать взаимопомощь группы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру в 3 классе по теме: "Луг- природное сообщество" »
Урок по окружающему миру
в 3 классе
по теме: «Луг - природное сообщество»,
УМК «Перспективная начальная школа»
Автор: Панина Ирина Борисовна,
учитель начальных классов
БОУ КМР ВО «Кирилловская СОШ».
Технологическая карта урока «Окружающий мир» 3 класс
УМК «Перспективная начальная школа».
Тема урока: Луг - природное сообщество
Тип урока: открытие новых знаний
Дата урока: 3 марта
Образовательные ресурсы: работа в среде SMART Notebook
Цели урока: углубить знания и представления о луге, как о природном сообществе,формирование УУД в процессе решения проблемных ситуаций на этапе изучения нового материала
Задачи урока: узнать о разнообразии растительного и животного мира луга, показать связи между ними;уметь описывать луг, как природное сообщество
Основные методы: словесный, практический, наглядный
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, групповая, работа с разными источниками информации
Источники информации:
- Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир: Учебник: 2-я ч. – М.: Академкнига/Учебник, 2014;
- Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир: Тетрадь для самостоятельной работы №2. – М.: Академкнига/Учебник, 2014;
- диск (серия «Хочу все знать»);
- словари (толковый словарь, словарик учебника);
- книги из серии «Зачем и почему»;
- карточки с текстом.
-карта растительности Вологодской области
Планируемые результаты:
познавательные УУД:
- начать знакомство с лугом как с природным сообществом;
- обобщить и систематизировать знания о лугах;
- сравнивать свои возможности и возможности сквозных героев (Кости Погодина)
- учить искать и выделять необходимую информацию в тексте;
- учить устанавливать причинно-следственные связи на основе микроисследований:
- описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое;
- использовать словарь учебника;
личностные УУД:
- работать над развитием учебных и познавательных мотивов;
- работать над формирование рефлексивного отношения к учёбе;
регулятивные УУД:
- учить ставить цели предстоящей работы;
- учить различать учебные задания разного типа;
- учить контролировать свои учебные действия, обнаруживать и исправлять ошибки, осуществлять контроль;
- учить оценивать себя и своих товарищей;
коммуникативные УУД:
- совершенствовать умение работать в паре, в группе;
- учить осуществлять учебное сотрудничество;
- учиться работать в роли консультантов, оказывать взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Организационная структура урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД
Организационный момент
Мы сегодня будем исследовать и наблюдать,
Выводы делать и рассуждать,
-Какую главу мы начали изучать по окружающему миру?
Личностные (мотивация к изучению нового материала)
Актуализация знаний
- О каком природном сообществе шёл разговор на прошлом уроке?
-Почему лес называют природным сообществом?
-В качестве проверки домашнего задания, я предлагаю Вам написать на листочках блиц-опрос.
О природном сообществе – лес.
В лесу все обитатели, растения, животные, микроорганизмы, тесно связаны между собой. Они живут совместно, сообща. Поэтому лес называют природным сообществом.
Сегодня мы побываем на лугу, узнаем, какие растения и животные там обитают, как они связаны между собой. Ребята, а что такое луг в Вашем представлении?
Представьте, что сейчас лето. Светит солнце. Мы выходим на пёстрый луг. Дует лёгкий, приятный ветерок. Он перемешал ароматы множества цветов. Прислушайтесь и присмотритесь. Здесь Вы увидите целый мир. В каждом крае есть немало мест, где растут только одни травянистые растения. Эти растения любят свет и тепло, поэтому растут на открытой местности
Где располагаются луга?
Чем отличается луг от леса?
Что такое луг? Почему деревья и кустарники редко встречаются на лугу?
Объём материала урока очень большой. Как Вы думаете, какая форма работы будет наиболее продуктивной?
Групповая работа, вспомним основные правила работы в группе. Приложение 2
1-5 группа: изучает материал о растениях луга. Подготовьтесь рассказать одноклассникам о данных растениях. Приложение 5
1-5 группа: изучает материал о животных луга.
Подготовьтесь рассказать одноклассникам о данных животных луга. Приложение 6
Что объединяет все растения луга? Луг это открытое пространство какие животные по размерам могут там жить?
Приложение 1
Работа в парах .
Составим пищевые цепочки
Работа в парах. Экологическая игра «Найди ошибку в рассказе».
Приложение 3.
Дети рассказывают о луге, исходя из жизненного опыта.
Луга расположены по берегам рек и озёр. Эти луга – одни из лучших. Во время весеннего половодья вода заливает прибрежные территории и выносит на них много ила. Ил обогащает почву перегноем. Поэтому травы здесь особенно быстро разрастаются.
На лугу растут травянистые растения, почти совсем нет деревьев и кустарников, поверхность земли достаточно ровная.
Лугами называют безлесные площади, занятые травянистыми растениями. Эти растения любят свет и тепло, поэтому растут на открытой местности.
Самая продуктивная форма работы – групповая.
Задание для групп
1.Внимательно изучите слайды «Растения луга», прочитайте учебник Федотовой О.Н. «Окружающий мир» часть 2 стр51 по теме «Луг – природное сообщество».
Внимательно изучите презентацию «Животные луга», рассмотрите учебник Федотовой О.Н. «Окружающий мир» часть 2 стр 53-54 по теме «Луг – природное сообщество».
Оцениваем групповую и в парах работу в «Листе оценивания».
Какие учебные задачи мы ставили на уроке?
«Сегодня на уроке я узнал (а)…»
«Я удивился (удивилась)…»
Поднимите руку те, кто поставил себе «5». Объясните почему.
Итог На правую ладонь мысленно положите знания с которыми пришли на урок, на левую – те, которые получили на уроке. Соедините ладошки в «хлопке» и скажите друг другу «спасибо», «молодец».
Узнать о разнообразных растениях и животных луга, показать связи между ними.
Ответы детей. Они объясняют объективность выставления отметки.
2 уровень: Учебник стр 50-54 рассказать, что узнали интересного.
3 уровень: Сочините сказку о жителях луга, о их дружбе, согласии и вражде
Вы внимательно слушали, активно работали
Регулятивные (адекватная оценка своих знаний)
Приложение 1.
План работы в парах.
Читаем (думаем).
Обсуждаем.
Выбираем отвечающего.
Приложение 2
План работы в группе.
Работаем сообща.
Выбираем лидера группы.
Распределяем работу (роли).
Слушаем других, не перебивая, внимательно.
Стараемся договориться, помочь друг другу.
Приложение 3
Работа в парах.
Экологическая игра «Найди ошибку в рассказе».
Июньским воскресным днем мы отправились на луг. Погода была хорошая. Как красиво кругом! Луг похож на пестрый ковер. Девочки нарвали большие букеты цветов. Мальчики наловили бабочек и кузнечиков. Будет, что показать друзьям в городе. В траве мы нашли гнездо какой-то птицы. В нем лежали маленькие голубоватые яйца. Мы подержали их в руках и положили обратно. Раздавили несколько гусениц – все равно они вредные. Потом мы перекусили. Пластиковые бутылки оставили – микробы их разрушат. Домой вернулись довольные. Весело прошел день!
Приложение 4
Лист оценивания _______________________
Урок окружающего мира «Жизнь луга. Луг – природное сообщество»
1 этап
Графический диктант. Критерии оценивания:
Ответил на 10 вопросов верно – 3 балла.
Ответил на 8-9 вопросов верно – 2 балла.
Ответил на 6-7 вопросов верно – 1 балл
Менее 6 верных ответов – 0 б.
2 этап
Критерии оценивания:
Активно отвечал на вопросы, имел свое мнение, понимал и принимал суть происходящего – 1 балл,
отсутствие ответа – 0 баллов.
3 этап
Групповая работа. Критерии оценивания:
Внимательно слушал – 1 б.
Высказывал собственное мнение – 1б.
Участвовал в подготовке и представлении работы – 1 б.
Выступление лидера группы – 1б (решение принимает учитель).
«Узнать растения»
Ответил верно – 2 б,
Допустил 1 ошибку – 1б,
Ошибся – 0 б.
Работа в паре.Критерии оценивания:
Найдено 5 ошибок – 3 балла.
Найдено 4 ошибки – 2 балла.
Найдено 3 ошибки – 1 балл.
Менее 3 ошибок – 0 баллов.
4 этап
Критерии оценивания:
Написание 2 балла
Представление синквейна – 1 балла
Дополнительные ответы и высказывания – 1 б.
итого
Общий итог работы.
12-18 баллов – «5»
9-11 баллов – «4»
Менее 8 баллов - «3»
Приложение 5
Задание для групп
1.Внимательно изучите слайды «Растения луга», прочитайте учебник Федотовой О.Н. «Окружающий мир» часть 2 стр51 по теме «Луг – природное сообщество».
1 группа Прочитайте учебник Федотовой О.Н. «Окружающий мир» часть 2 стр51 Запишите на слайде яруса луга. Подготовьтесь рассказать одноклассникам. Как растения луга уживаются друг с другом?
2группа Прочитайте учебник Федотовой О.Н. «Окружающий мир» часть 2 стр51 Выпишите как можно больше названий растений. Как вы считаете, какие условия необходимы им для жизни?
3 группа Внимательно изучите слайды «Растения луга». Найдите слайдс лекарственным растением. Вспомните и запишите названия лекарственных растений. Подготовьтесь рассказать одноклассникам о лекарственных растениях. Какую пользу они приносят человеку
4 группа Внимательно изучите слайды «Растения луга», Красную книгу. Привести примеры растений луга нашего края. Рассказать о растениях занесённых в Красную книгу Вологодской области.
5 группа Внимательно изучите слайды «Растения луга». Если внимательно наблюдать, как животные едят траву, можно увидеть, что одни травы они едят хорошо, а другие обходят стороной. Как вы думаете, почему? Найдите слайд с ядовитыми растения луга. Подготовьтесь рассказать одноклассникам о данных растениях.
Приложение 6
Задание для групп
1. Внимательно изучите презентацию «Животные луга», рассмотрите учебник Федотовой О.Н. «Окружающий мир» часть 2 стр 53-54 по теме «Луг – природное сообщество».
1 группа Прочитайте текст. Подчеркните названия животных луга постарайтесь запомнить самые яркие и интересные для всех сведения о 2-3 представителях лугового сообщества.
Особенно разнообразны насекомые. Над цветами летают пчёлы, шмели, бабочки, мухи они кормятся нектаром, опыляют цветка. Велика роль шмеля, он опыляет клевер. Семья шмелей живет только одно лето. Божья коровка истребляет от 50 до 270 тлей, высасывающих сок из растений. Со всех сторон доносится стрекотание незаметных в траве, кузнечиков, кобылок, сверчков. Кузнечики и кобылки стрекочут, а сверчки мелодично «поют». Стрекотание кузнечиков получаются от того, что на крыльях есть особая жилка, как смычком они трут о ножки. Получается такая «музыка». У них длинные ноги с крепкими мышцами которые служат для резкого толчка в верх. Их окраска очень гармонирует с окружающей средой. Есть жуки - навозники, жуки - могильщики, они содержат луг в образцовой чистоте. Насекомые основная пища для птиц.
2 группа Прочитайте текст. Ответьте на вопрос какая польза от божьей коровки? Кто в основном питается насекомыми? Подумайте над смыслом выделенного предложения
Особенно разнообразны насекомые. Над цветами летают пчёлы, шмели, бабочки, мухи они кормятся нектаром, опыляют цветка. Велика роль шмеля, он опыляет клевер. Семья шмелей живет только одно лето. Божья коровка истребляет от 50 до 270 тлей, высасывающих сок из растений. Со всех сторон доносится стрекотание незаметных в траве, кузнечиков, кобылок, сверчков. Кузнечики и кобылки стрекочут, а сверчки мелодично «поют». Стрекотание кузнечиков получаются от того, что на крыльях есть особая жилка, как смычком они трут о ножки. Их окраска очень гармонирует с окружающей средой. Есть жуки- навозники, жуки- могильщики, они содержат луг в образцовой чистоте. Насекомые основная пища для птиц. Видео что ещё услышите о кузнечике?
3группа Прочитайте текст. Ответьте на вопрос, что растения дают птицам?
Птицы на лугу находят не только корм, но и убежище от врагов. В траве они устраивают гнёзда, выводят птенцов. Здесь можно встретить коростеля, перепелку. Взлетают они редко, в основном бегают по земле. Своё присутствие перепел выдаёт песенкой, «пить –полоть». Свое потомство перепелка очень сильно оберегает. Во время высиживания яиц, перепёлка сидит плотно на яйцах, не покидая гнезда, даже при приближении сенокосилок. Нередко в таких случаях птицы погибают. Коростель кричит громким скрипучим криком «дерг-дерг». Второе его названия дергач.
4 группа Прочитайте текст. Ответьте на вопрос, польза и вред крота лугу?
На лугу живут, полёвки и мыши. Охотиться за ними прилетают из леса совы. В больших количествах обитают кроты. Он всю жизнь проводит под землей. Передние лапы настоящие лопата. Они любят полакомиться вредными насекомыми, червями. За один раз крот съедает до 30 г. дождевых червей. Насытившись, он засыпает на 4-5 часов. Крот большой мастер, строить подземелья. Тем самым рыхлит почву. Но и повреждает корневую систему. Его враги куница, лисица, совы.
5 группа Прочитайте учебник Федотовой О.Н. «Окружающий мир» часть 2 стр 53-54 по теме «Луг – природное сообщество». Выпишите названия животных луга постарайтесь запомнить самые яркие и интересные для всех сведения о 2-3 представителях лугового сообщества.