Просмотр содержимого документа
«"Луг - природное сообщество"»
Тема : Луг- природное сообщество.
Цель: углубить и расширить знания детей о луге, как о природном сообществе;
развивать познавательную активность детей, интерес, умение сравнивать и
обобщать, творческое воображение; воспитывать бережное отношение к природе.
Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.
Задачи урока: развивать умение работать над понятием «луг»
Тип урока: урок новых знаний.
Оборудование: картинки с изображением растений и животных, карточки, маркеры,
ватманы, скотч.
Приёмы: - чтение с остановками;
- обращение к личному опыту уч-ся;
- прогнозирование по названию;
- кластер;
- синквейн
Ход урока.
I .Стадия вызова,
1) организационный момент:
Дети сидят по группам ( 5 групп ), на столах у каждой группы конверты с картинками животных и растений, большой лист зелёного цвета, скотч, маркер.
2) актуализация знаний
Кластер по теме «Лес – природное сообщество»
Цветы луговые просты,
Но мед в них запрятан душистый.
Мы любим эти цветы,
Что выросли в зелени чистой.
Мы лютик сорвем золотой
И розовый клевер медовый,
Мы в зелени луга густой
Найдем колокольчик лиловый.
Учитель: - О чем говорится в стихотворении? (О луговых цветах)
- Как вы считаете, какие животные и растения обитают на лугу ? Выберите из предложенных картинок растений и животных те, которые, по вашему мнению, обитают на лугу, наклейте их на зелёный лист.
2) работа в группах:
Дети выполняют аппликацию.
Готовые работы выставляются на доску.
Выслушиваются комментарии от каждой группы ( перечисление животных и растений, которые дети выбрали).
Учитель : - Есть ли у вас сомнения?
Запись на доске :
- Растёт ли на лугу вороний глаз?
- Растёт ли на лугу колокольчик?
- Растёт ли на лугу ландыш?
- Живёт ли на лугу коростель?
- Живёт ли на лугу крот?
3) объявление темы:
Учитель: Сегодня на уроке мы выясним, какие животные и растения обитают на лугу и как они взаимосвязаны друг другом.
II Смысловая стадия,
1) работа с текстом
Учитель раздаёт текст «Луг- природное сообщество» каждому ученику.
Задание: а) внимательно прочитайте,
б) сделайте пометки (у каждого ученика лежит карточка с условными знаками:
V - я это знал(а),
+ - новое для меня,
─ - думал(а) иначе,
? - непонятно, нужно разобраться ).
2) проверка содержания прочитанного:
Учитель: - Что нового вы узнали из текста о луге ?
- О чём вы думали по-другому ?
- С какими сведениями вы не согласны и почему ?
- Какие вопросы у вас возникли после прочтения текста ?
3) составление кластера:
а) От каждой группы командир подходит к учителю за карточкой с заданием.
Карточки: Животные Растения Охрана
Значение Экология
Одновременно каждая группа получает лист ( формат АЗ), на котором написано ключевое слово.
б) командир выделяет часть текста, с которой будет работать вся группа маркером.
в) на доске учитель прикрепляет название кластера :
Л У Г
г) ФИЗМИНУТКА :
Видишь, бабочка летает,
На лугу цветы считает:
Раз, два, три, четыре, пять,
Ох, считать - не сосчитать
За день, за два и за месяц.
Шесть, семь, восемь, девять, десять.
Даже мудрая сова
Сосчитать бы не смогла.
д) работа в группах -5-7 мин.
е) по одному представителю от группы учащиеся объясняют выбор
не разорять не ловить не поджигать не рвать гнёзда бабочек траву цветы
ЭКОЛОГИЯ
↓ ↓ ↓
животные ↔ растения человек ↔ природа живое ↔ неживое
ж) составление общего кластера из частей на доске
III. Стадия рефлексии.
а) определение причинно-следственных связей:
Учитель: - что же вы узнали о луге, как природном сообществе?
- Почему луг называют природным сообществом?
б) возврат к сомнениям:
- Растёт ли на лугу вороний глаз ? (Нет)
Учитель: - Как вы думаете, какое это сообщество?
Убираем эту картинку с зелёного листа.
- Растёт ли на лугу колокольчик ? ( Да)
- Растёт ли на лугу ландыш ? (Нет)
Учитель: - Как вы думаете, какое это сообщество?
Убираем эту картинку с зелёного листа.
- Живёт ли на лугу коростель? ( Да)
- Живёт ли на лугу крот? ( Да)
в) составление синквейна
Луг
Открытый, солнечный
Живёт, растёт, радует
Замечательное природное сообщество
Красота!
г) домашнее задание.
1. Рассказать по кластеру о луге, как природном сообществе.
2. Какое задание вы бы предложили выполнить ребятам? (Из предложенных вариантов уч-ся выбирают дополнительное задание на своё усмотрение)
Луг – природное сообщество.
Широкой полоской вдоль рек и озер тянутся луга. Луг – безлесное пространство, занятое травянистыми растениями.
Все травы, которые растут на лугу можно разделить на несколько групп (злаковые, лисохвост, мятлик, тимофеевка луговая и др). Злаки узнать легко: стебель у них полый – соломинка с утолщенными узлами, от узлов отходят листья. Невзрачные цветки собраны в колоски, колоски в соцветия. Луговые злаки – ценный корм для скота. Цветковые растения (колокольчики, нивяник, васильки и др). На лугах растут лекарственные растения (тысячелистник, подорожник) и ядовитые растения (лютик едкий, чемерица). На лугу растут только травянистые растения, они не высокие, любят свет и тепло.
Богат и разнообразен также животный мир лугов. Животные приспособились к жизни в травяном покрове: маскирующая окраска, маленькие размеры, обитают в норах или строят гнезда на земле. Животных на лугу немного, так как мало корма, нет убежища – ведь луг – открытое пространство. Животный мир луга представлен многими группами: насекомые земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.
Особенно разнообразны насекомые. На цветках- пчелы, шмели, бабочки цветочные мухи. Они кормятся нектаром, опыляют цветки. В зелени трав- питаются растениями гусеницы. На лугу можно встретить жаб, ящериц. Они питаются насекомыми. Насекомые являются основной пищей для луговых птиц- перепела, коростеля, трясогузки. Скрываются в траве многочисленные мыши. На лугах можно заметить небольшие кусочки рыхлой почвы. Это работа кротов. Они живут под землей, питаются корнями растений и личинками насекомых.
На лугу совместно обитают разнообразные живые существа. Они связаны между собой, зависят друг от друга. Пчелы собирают пыльцу и в то же время опыляют растения.
Птицы следят за тем. Чтобы насекомых и гусениц не было слишком много, иначе они погубят растения. Значит луг- природное сообщество. Луга украшают родной край. Они играют большую роль в сельском хозяйстве. Луга используют для заготовки кормов скоту, служат пастбищем для домашних животных. Надо помнить, что неумеренный выпас скота очень вреден для лугов.
Исчезают многие растения, а иногда даже остается на месте луга голая, вытоптанная почва.
Неправильное поведение человека на лугу: ловля бабочек, вылавливание лягушек, жаб, разорение птичьих гнезд – может нарушить экологическое равновесие луга.
Если уничтожить жаб и лягушек, то растительноядные насекомые уничтожат травы. Если уничтожить бабочек и пчел, то растения погибнут.
Человек не имеет права нарушать жизнь луга, его природное равновесие, так как пострадает сам.
Очень важно оберегать красоту луга, охранять жизнь всех его обитателей. Не рвать на лугу цветы, не разорять гнезда шмелей, не ловить ради забавы бабочек. Без бабочек и шмелей у многих растений не произойдет опыления- не будет плодов и семян. Некоторые виды шмелей и бабочек внесены в Красную книгу России. Нельзя поджигать на лугах сухую прошлогоднюю траву. Вместе со старой травой сгорают молодые ростки, погибают подземные части растений. В огне погибают божьи коровки, гнезда шмелей и птиц. Почва станет менее плодородной. Нужно бережно относиться к живущим на лугу птицам, ящерицам, жабам.
Эти животные бережно поддерживают экологическое равновесие луга.
Технология: «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Предмет: Окружающий мир
Класс: 4
УМК «Школа России»
Название учебника: «Мир вокруг нас»
Автор: А.А. Плешаков
Тема: «Жизнь луга. Луг – природное сообщество»
Авторы составители:
Сидоренко И.Н., учитель
нач. классов МОУ СОШ №3
Грачевский р-он, с. Кугульта;
Тихая Н.С., учитель
нач. классов МОУ СОШ №4
Грачевский р-он, с. Красное;
Кухтина В.В., учитель
нач. классов МОУ СОШ №37
г. Ставрополь
Ставрополь, 2010г.
САМОАНАЛИЗ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
Предмет: Окружающий мир
Класс: 4
Система: Традиционная
Технология: Критическое мышление
Учебник: А.Плешаков «Мир вокруг нас»
Тема урока: «Луг – природное сообщество»
Тип урока: сообщение новых знаний
Оборудование: учебники, конверты с картинками животных и растений, большие листы зеленого цвета, скотч, маркеры, клей и карточки с темами.
На уроке были поставлены следующие цели педагогической деятельности:
Развитие умения осуществлять анализ собственных знаний на основе сопоставления своих первичных знаний и научной информации и понимать , за счет какой деятельности они получены.
Формировать критическое мышление; познакомить с приемом РКМЧП «Инсерт» и «Кластер» и научить ими пользоваться на примере текста «Луг – природное сообщество»; учить взаимодействию в группах;
Развивать творческие и аналитические способности.
Дидактический процесс урока построен на основе «Технологии развития критического мышления через чтение и письмо»
В течение урока выдерживалась модель: ВЫЗОВ - ОСМЫСЛЕНИЕ – РЕФЛЕКСИЯ.
На стадии ВЫЗОВА были созданы условиям для того, чтобы ученик актуализировал имеющиеся знания и ,опираясь на них ,был организован обмен мнениями, мыслями и предположениями по группам через составление таблиц. (Информация выслушивается и обсуждается ,выдвигаются сомнения . Работа ведется индивидуально и группах. На стадиях «Вызова» использовался метод обращения к имеющимся знаниям.
На стадии ОСМЫСЛЕНИЯ (реализации) было организовано получение информации на основе приема «Инсерт». Детям было предложен текст и карточка с темой. Так же учащиеся обменивались добытой информацией по поставленной проблеме, т.к. мнение каждого ученика ВАЖНО. Была проведена работа в группах
На стадии РЕФЛЕКСИИ (размышления) было организовано осмысление полученной информации через составление «Кластера» ; обмен мнениями и самооценка усвоения знаний по теме. Также детям было предложено домашнее задание - написать ЭССЕ на тему «Когда я иду по лугу, то….»
Считаю, что урок поставленной цели достиг. Убеждена, что технология РКМЧП способствует созданию на уроках сотрудничества, повышает интерес к изучаемому материалу, учит самостоятельно действовать в новой ситуации.