kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по естествознанию " ЖИЗНЬ ЛУГА. ЛУГ – ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: ЖИЗНЬ ЛУГА. ЛУГ – ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО естествознание 5 класс

Цели:

1. Сформировать представление учащихся о луге как о природном сообществе.

2. Познакомить с разнообразием животных и растений лугов, показать связи между ними.

3. Раскрыть значение лугов для человека, экологические проблемы, связанные с данным сообществом, сформулировать правила поведения на лугу.

4. Развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать.

Оборудование: гербарий луговых трав

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок по естествознанию " ЖИЗНЬ ЛУГА. ЛУГ – ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО"»

Тема: ЖИЗНЬ ЛУГА. ЛУГ – ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО естествознание 5 класс

Цели:

1. Сформировать представление учащихся о луге как о природном сообществе.

2. Познакомить с разнообразием животных и растений лугов, показать связи между ними.

3. Раскрыть значение лугов для человека, экологические проблемы, связанные с данным сообществом, сформулировать правила поведения на лугу.

4. Развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать.

Оборудование: гербарий луговых трав

Ход урока















Слайд 1.

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Цветы луговые просты,

Но мед в них запрятан душистый.

Мы любим эти цветы,

Что выросли в зелени чистой.

Мы лютик сорвем золотой

И розовый клевер меловый,

Мы в зелени луга густой

Найдем колокольчик лиловый.

- О чем говорится в стихотворении? Почему наш урок я начала с этого стихотворения? (В этом стихотворении говорится о луговых цветах. Значит, мы сегодня будем говорить о луге.)

На доске и в тетрадях тема: «Жизнь луга. Луг - природное сообщество».


II. Проверка домашнего задания.

Графический диктант (если утверждение верное, учащиеся ставят «+»; если утверждение неверное, знак «-»):

1) Грибница, оказавшись под лучами солнца, будет расти более интенсивно.

2) Работу микробов в почве облегчают насекомые и их личинки.

3) Береза — короед — дятел - правильная цепь питания.

4) Дятел является наземным животным.

5) Черника и брусника очень требовательны к солнечному свету, поэтому занимают верхний ярус леса.

6) Подберезовик относится к растениям.

7) Лисы, ласки, совы являются хищниками.

8) Бурый медведь - хищник.

9) Грибы необходимы лесу, потому что ими питаются многие животные.

10) Средний ярус леса - это мхи и лишайники.

Ответы: - + + --- + - + -.

Слайд 2.


















III. Работа по теме урока.


Ребята, сегодня мы совершим воображаемое путешествие в еще одно сообщество - луг.

На первый взгляд луг кажется малообитаемым, лишь сплошной ковер из растений. Но это ошибочное представление. Стоит прислушаться - и сразу станет слышен гул тысяч насекомых. Богат и своеобразен животный мир луга. Разные животные питаются разными частями трав. Это травоядные животные, различные грызуны, насекомоядные и зерноядные птицы, а также хищные птицы и звери. Среди стеблей и корней трав живут кузнечики, муравьи. Насекомые служат пищей более крупным животным. Многие насекомые имеют окраску под цвет травы, это помогает им прятаться от врагов, а также незаметно подкрадываться к своей добыче.

Давайте поближе познакомимся с растительным и животным миром лугов.

Слайд 3.

Какие можно встретить растения на лугу? Что их объединяет? На эти вопросы вы сможете ответить, послушав стихотворение.

Слайд 4.

На лугу растет ромашка,

Лютик едкий,

клевер-кашка.

Что еще?

Гвоздика, смолка,

Колокольчик, хвощ как елка.

А еще?

Кошачьи лапки,

Одуванчиковые шапки,

Подорожник, васильки,

Граммофончики-вьюнки.

Еще много разных травок,

У тропинок, у канавок,

И красивых, и пушистых,

Разноцветных и душистых!

- Так названия каких растений вы услышали, которые растут на лугу? (На лугу растут ромашка, лютик, клевер, гвоздика, смолка, колокольчик, хвощ, одуванчик, подорожник, васильки, вьюнки. Это травы, они любят свет и тепло, поэтому растут на открытой местности.)


Работа по учебнику.

- Прочитаем статью на с. 183 учебника.


Демонстрация гербария и знакомство учащихся с растительным миром луга.

Растение, которое мы зовем ромашкой, оказывается |не ромашка, а нивяник, он внесен в Красную книгу.

У тысячелистника белые корзиночки-соцветия, прямой жесткий стебель, а листья рассечены на многочисленные дольки. Растение приятно пахнет. Оно лекарственное.

Очень много желтых одуванчиков. По ним можно узнавать время. Одуванчики открывают свои корзинки в шесть часов утра, к трем часам дня соцветие превращается в плотный бутон. По одуванчику можно предсказывать погоду: в холод и в дождь цветки не раскрываются, оберегая свою пыльцу.

Можно встретить на лугу злаки. Лисохвост - любимый корм животных. Он получил свое название за соцветие - султан, похожий по форме и пушистости на лисий хвост. У мятлика колоски собраны в метелку. Тимофеевка похожа на лисохвост, но султан у нее твердый. Все злаки служат хорошим кормом для скота.

Растения с ползучими стеблями - неприхотливы, быстро растут, цепляясь за другие растения, камни. Это мышиный горошек, будра плющевидная с круглыми листьями и сине-фиолетовыми цветами, луговой чай с нежными листочками и желтыми цветками.

Рабочая тетрадь на печатной основе с. 59№4,5.


Если на лугу растут только травянистые растения, то какие же здесь живут животные?

(Животные должны быть маленькие, чтобы прятаться в траве или жить в земле. Очень много насекомых.)

Слайд 5.

Животные приспособились к жизни в травяном покрове. С цветка на цветок порхают бабочки, собирают нектар пчелы и шмели. Внизу, на земле, бесчисленное множество жуков, муравьев.

Слайд 6.

Насекомые луга являются пищей для птиц, которые находят здесь не только корм, но и убежище от врагов. Здесь они устраивают гнезда, выращивают птенцов. Среди густой травы можно встретить быстро бегущую птицу - коростеля, луговую курочку - перепела. Луговые птицы из-за отсутствия деревьев устраивают гнезда на земле.

Рабочая тетрадь на печатной основе с. 61.№6,7.

Слайд 7.

Скрываются в траве и находят богатую пищу многочисленные мыши. Многочисленные мыши-полевки живут в норах, где они размножаются, спасаются от врагов, укрываются от жары и дождя. Нередко на лугах можно заметить небольшие кусочки рыхлой почвы. Это работа кротов. Большую часть жизни они проводят в норах под землей, питаясь корнями растений и личинками насекомых.

Слайд 8.

На лугу можно встретить и растущие грибы: шампиньоны, поганки.


Работа по учебнику.

Учащиеся читают статью «Луг - природное сообщество» на с. 183-186 учебника. После чтения рассказывают о животных луга.

- Растительный и животный мир лугов очень богат. Все живые существа связаны друг с другом. Пчелы собирают пыльцу и в то же время опыляют растения. Птицы следят за тем, чтобы насекомых и гусениц не было слишком много, иначе они погубят растения. Как живут обитатели луга? (Они живут совместно, сообща. Значит, луг - природное сообщество.)


V. Физкультминутка





















Слайд 9.

Работа по теме урока.

- Луга играют большую роль в сельском хозяйстве, издавна используются для заготовки кормов скоту, поэтому постоянно заботятся о них: очищают от мелких кустарников, засевают ценными кормовыми травами, удобряют луговые почвы.

В середине лета начинается страдная пора - сенокос. Там, где могут пройти сельхозмашины, стрекочут сенокосилки, сваливая грядами скошенную траву. На увлажненных местах, заросших кустарниками, траву косят вручную, стальными косами. Высушенное сено собирают в стога или увозят к скотным дворам. Сено нужно для кормежки домашних животных в зимнее время.

Неправильное поведение человека на лугу: ловля бабочек, вылавливание лягушек, жаб, разорение птичьих гнезд и др. - может нарушить экологическое равновесие луга.

Если уничтожить жаб и лягушек, то растительноядные насекомые уничтожат травы. Если уничтожить бабочек, пчел, то растения погибнут (неопыленные растения не дают семян). Все живые существа связаны друг с другом.

Человек не имеет права нарушать жизнь луга, его природное равновесие, так как он пострадает сам.

Рабочая тетрадь на печатной основе с. 62.№9.


IV. Закрепление изученного материала.

По иллюстрации на с. 184-185 учебника учащиеся составляют 2-3 цепи питания:

Рабочая тетрадь на печатной основе с. 61.№8.

растения — бабочки — птицы;

растения - насекомые - лягушки;

растения — полевка - птицы.

Слайд10.

Игра «Знатоки луга».


VII. Подведение итогов.

- Что такое луг?

- Кто живет на лугу?

- Для чего нам нужны луга?

Чтение вывода на с. 190 учебника.


VIII. Домашнее задание.

С. 182-190. Ответы на вопросы «Проверь себя».

Рабочая тетрадь на печатной основе с. 63.№10, 11, 12.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Учебник: А. А. Плешаков «Мир вокруг нас», 4 класс. Часть 1., М. : Просвещение, 2006.

  2. Рабочая тетрадь: А. А. Плешаков «Мир вокруг нас», 4 класс. Часть 1., М. : Просвещение, 2008.

  3. Н.В. Лободина. Мир вокруг нас. 4 класс: поурочные планы. Волгоград: Учитель, 2006.

  4. О.И. Дмитриева, О.А. Мокрушина. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» , 4 класс. М. : ВАКО, 2004.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
урок по естествознанию " ЖИЗНЬ ЛУГА. ЛУГ – ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО"

Автор: Рихарт Ольга Леонидовна

Дата: 03.02.2016

Номер свидетельства: 287458


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства