1. Сформировать представление учащихся о луге как о природном сообществе.
2. Познакомить с разнообразием животных и растений лугов, показать связи между ними.
3. Раскрыть значение лугов для человека, экологические проблемы, связанные с данным сообществом, сформулировать правила поведения на лугу.
4. Развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать.
Слайд 1. | I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока. Цветы луговые просты, Но мед в них запрятан душистый. Мы любим эти цветы, Что выросли в зелени чистой. Мы лютик сорвем золотой И розовый клевер меловый, Мы в зелени луга густой Найдем колокольчик лиловый. - О чем говорится в стихотворении? Почему наш урок я начала с этого стихотворения? (В этом стихотворении говорится о луговых цветах. Значит, мы сегодня будем говорить о луге.) На доске и в тетрадях тема: «Жизнь луга. Луг - природное сообщество». |
| II. Проверка домашнего задания. Графический диктант (если утверждение верное, учащиеся ставят «+»; если утверждение неверное, знак «-»): 1) Грибница, оказавшись под лучами солнца, будет расти более интенсивно. 2) Работу микробов в почве облегчают насекомые и их личинки. 3) Береза — короед — дятел - правильная цепь питания. 4) Дятел является наземным животным. 5) Черника и брусника очень требовательны к солнечному свету, поэтому занимают верхний ярус леса. 6) Подберезовик относится к растениям. 7) Лисы, ласки, совы являются хищниками. 8) Бурый медведь - хищник. 9) Грибы необходимы лесу, потому что ими питаются многие животные. 10) Средний ярус леса - это мхи и лишайники. Ответы: - + + --- + - + -. |
Слайд 2. | III. Работа по теме урока. Ребята, сегодня мы совершим воображаемое путешествие в еще одно сообщество - луг. На первый взгляд луг кажется малообитаемым, лишь сплошной ковер из растений. Но это ошибочное представление. Стоит прислушаться - и сразу станет слышен гул тысяч насекомых. Богат и своеобразен животный мир луга. Разные животные питаются разными частями трав. Это травоядные животные, различные грызуны, насекомоядные и зерноядные птицы, а также хищные птицы и звери. Среди стеблей и корней трав живут кузнечики, муравьи. Насекомые служат пищей более крупным животным. Многие насекомые имеют окраску под цвет травы, это помогает им прятаться от врагов, а также незаметно подкрадываться к своей добыче. Давайте поближе познакомимся с растительным и животным миром лугов. |
Слайд 3. | Какие можно встретить растения на лугу? Что их объединяет? На эти вопросы вы сможете ответить, послушав стихотворение. |
Слайд 4. | На лугу растет ромашка, Лютик едкий, клевер-кашка. Что еще? Гвоздика, смолка, Колокольчик, хвощ как елка. А еще? Кошачьи лапки, Одуванчиковые шапки, Подорожник, васильки, Граммофончики-вьюнки. Еще много разных травок, У тропинок, у канавок, И красивых, и пушистых, Разноцветных и душистых! - Так названия каких растений вы услышали, которые растут на лугу? (На лугу растут ромашка, лютик, клевер, гвоздика, смолка, колокольчик, хвощ, одуванчик, подорожник, васильки, вьюнки. Это травы, они любят свет и тепло, поэтому растут на открытой местности.) |
| Работа по учебнику. - Прочитаем статью на с. 183 учебника. |
| Демонстрация гербария и знакомство учащихся с растительным миром луга. Растение, которое мы зовем ромашкой, оказывается |не ромашка, а нивяник, он внесен в Красную книгу. У тысячелистника белые корзиночки-соцветия, прямой жесткий стебель, а листья рассечены на многочисленные дольки. Растение приятно пахнет. Оно лекарственное. Очень много желтых одуванчиков. По ним можно узнавать время. Одуванчики открывают свои корзинки в шесть часов утра, к трем часам дня соцветие превращается в плотный бутон. По одуванчику можно предсказывать погоду: в холод и в дождь цветки не раскрываются, оберегая свою пыльцу. Можно встретить на лугу злаки. Лисохвост - любимый корм животных. Он получил свое название за соцветие - султан, похожий по форме и пушистости на лисий хвост. У мятлика колоски собраны в метелку. Тимофеевка похожа на лисохвост, но султан у нее твердый. Все злаки служат хорошим кормом для скота. Растения с ползучими стеблями - неприхотливы, быстро растут, цепляясь за другие растения, камни. Это мышиный горошек, будра плющевидная с круглыми листьями и сине-фиолетовыми цветами, луговой чай с нежными листочками и желтыми цветками. Рабочая тетрадь на печатной основе с. 59№4,5. |
| Если на лугу растут только травянистые растения, то какие же здесь живут животные? (Животные должны быть маленькие, чтобы прятаться в траве или жить в земле. Очень много насекомых.) |
Слайд 5. | Животные приспособились к жизни в травяном покрове. С цветка на цветок порхают бабочки, собирают нектар пчелы и шмели. Внизу, на земле, бесчисленное множество жуков, муравьев. |
Слайд 6. | Насекомые луга являются пищей для птиц, которые находят здесь не только корм, но и убежище от врагов. Здесь они устраивают гнезда, выращивают птенцов. Среди густой травы можно встретить быстро бегущую птицу - коростеля, луговую курочку - перепела. Луговые птицы из-за отсутствия деревьев устраивают гнезда на земле. Рабочая тетрадь на печатной основе с. 61.№6,7. |
Слайд 7. | Скрываются в траве и находят богатую пищу многочисленные мыши. Многочисленные мыши-полевки живут в норах, где они размножаются, спасаются от врагов, укрываются от жары и дождя. Нередко на лугах можно заметить небольшие кусочки рыхлой почвы. Это работа кротов. Большую часть жизни они проводят в норах под землей, питаясь корнями растений и личинками насекомых. |
Слайд 8. | На лугу можно встретить и растущие грибы: шампиньоны, поганки. |
| Работа по учебнику. Учащиеся читают статью «Луг - природное сообщество» на с. 183-186 учебника. После чтения рассказывают о животных луга. - Растительный и животный мир лугов очень богат. Все живые существа связаны друг с другом. Пчелы собирают пыльцу и в то же время опыляют растения. Птицы следят за тем, чтобы насекомых и гусениц не было слишком много, иначе они погубят растения. Как живут обитатели луга? (Они живут совместно, сообща. Значит, луг - природное сообщество.) |
| V. Физкультминутка |
Слайд 9. | Работа по теме урока. - Луга играют большую роль в сельском хозяйстве, издавна используются для заготовки кормов скоту, поэтому постоянно заботятся о них: очищают от мелких кустарников, засевают ценными кормовыми травами, удобряют луговые почвы. В середине лета начинается страдная пора - сенокос. Там, где могут пройти сельхозмашины, стрекочут сенокосилки, сваливая грядами скошенную траву. На увлажненных местах, заросших кустарниками, траву косят вручную, стальными косами. Высушенное сено собирают в стога или увозят к скотным дворам. Сено нужно для кормежки домашних животных в зимнее время. Неправильное поведение человека на лугу: ловля бабочек, вылавливание лягушек, жаб, разорение птичьих гнезд и др. - может нарушить экологическое равновесие луга. Если уничтожить жаб и лягушек, то растительноядные насекомые уничтожат травы. Если уничтожить бабочек, пчел, то растения погибнут (неопыленные растения не дают семян). Все живые существа связаны друг с другом. Человек не имеет права нарушать жизнь луга, его природное равновесие, так как он пострадает сам. Рабочая тетрадь на печатной основе с. 62.№9. |
| IV. Закрепление изученного материала. По иллюстрации на с. 184-185 учебника учащиеся составляют 2-3 цепи питания: Рабочая тетрадь на печатной основе с. 61.№8. растения — бабочки — птицы; растения - насекомые - лягушки; растения — полевка - птицы. |
Слайд10. | Игра «Знатоки луга». |
| VII. Подведение итогов. - Что такое луг? - Кто живет на лугу? - Для чего нам нужны луга? Чтение вывода на с. 190 учебника. |
| VIII. Домашнее задание. С. 182-190. Ответы на вопросы «Проверь себя». Рабочая тетрадь на печатной основе с. 63.№10, 11, 12. |