Воспитательная: Воспитывать любовь к родной земле.
Планируемые результаты:
предметные: знать казахстанских поэтов О. Сулейменова, С. Сейфуллина, их произведения; уметь самостоятельно осваивать тематическое и идейное содержание изучаемого произведения;
личностные: проявлять любовь и уважение к своей родине;
системно-деятельностные: применять собственную позицию в обсуждении проблемного содержания текста.
Тип урока: урок углубленной работы с биографией автора и с текстом.
Материальное обеспечение урока: портреты и выставка книг О. Сулейменова, С. Сейфуллина, карта Казахстана, видеофильмы «Байконур», Семипалатинский ядерный полигон, фильм «О. Сулейменов - поэт, ученый, дипломат».
Межпредметные связи: познание мира.
Ход урока
I. Организационный момент.
2. 5- минутное жужжащее чтение.
3. Чистоговорки.
1) произносить громко (тихо, шепотом)
Ло – ло – ло - вновь на улице тепло.
Ли – ли – ли - прилетели журавли.
2) Правильно произноси звуки:
[ШН] [Ш] [Щ]
скучно что счастье
скучный счёт
скворечник
конечно
3) Отработка дикции (умение отчетливо выговаривать звуки и их сочетания достигается в процессе работы над скороговорками).
Маланья – болтунья, болтала, что 33 корабля лавировали (6 раз), да не вылавировали.
Болтала – болтала, болтала – болтала, да так всего не выболтала.
II. Сообщение темы и цели урока.
Слово учителя.
-Мы продолжим изучение темы «Родные просторы» и прочитаем стихи о казахстанской земле. Но содержание и идея новых стихотворений будут отличаться от тех произведений, которые мы уже читали.
Мотивация учебной деятельности. Просмотр видеофильма «Байконур», карты Казахстана.
Актуализация опорных знаний.
- Мы познакомились с произведениями о родной земле, о степи, ее просторах. Нам предстоят новые встречи с произведениями о Родине известных поэтов и писателей.
- Сегодня мы прочитаем и проанализируем отрывок из стихотворения поэта О. Сулейменова «Дикое поле». Но прежде мы познакомимся с самим автором.
Рассказ учителя или просмотр слайда «О. Сулейменов. Поэт, ученый, дипломат».
Олжас Омарович Сулейменов родился в 1936 году в Алма-Ате. После школы избрал трудную и романтическую профессию - поступил на геологический факультет Казахского государственного университета. Работал геологом. Писал стихи. Поступил в Литературный институт им. М. Горького в Москве и посвятил себя поэзии. Первая книга стихов и поэм «Аргамаки» вышла в 1961 году. В этом же году была опубликована его поэма «Земля, поклонись Человеку!», которая принесла поэту мировую известность.
Особой заслугой Олжаса Сулейменова как общественного деятеля, политика является создание движения «Невада - Семей», которое за короткое премя добилось установления моратория на взрывы на Семипалатинском полигоне. 28 августа 1991 года Президент Казахстана Н. Назарбаев подписал указ о закрытии полигона. В 1995 году Сулейменов принял предложение президента Назарбаева уйти из политики и перейти на дипломатическую работу. Он стал чрезвычайным и полномочным послом Казахстана к Италии (Рим) и по совместительству в Греции и на Мальте.
С 2002 года и по настоящее время Сулейменов - постоянный представитель Казахстана в ЮНЕСКО (Париж). Занимаясь обширной государственной и общественной деятельностью, Олжас Сулейменов никогда не мбывал, что он прежде всего поэт, писатель. Творческая работа - постоянная спутница его жизни. Олжас - известный во всем мире автор многих книг, вышедших на разных языках. Будучи казахом, он пишет на русском языке, оставаясь, несомненно, поэтом казахским. Он искренне, нежно любит свой народ, свою страну. Но он еще предан всему человечеству, он большой патриот Земли:
Словарная работа:
Патриот — человек преданный своему народу, любящий своё отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины.
Нет Востока, и Запада нет,
Нет у неба конца.
Нет Востока, и Запада нет,
Два сына есть у отца.
Нет Востока, и Запада нет,
Есть восход и закат,
Есть большое слово — ЗЕМЛЯ.
V. Усвоение новых знаний и способов деятельности.
1.Чтение отрывка «Казахстан».
а) чтение учителя (образцовое);
б) словарная работа:
Космодром - комплекс сооружений и технических средств для запуска космических кораблей, искусственных спутников Земли и других космических аппаратов.
Гектар — мера площади, шириной и длиной 100 метров.
Суховей — сухой горячий ветер.
в) чтение отрывка учащимися.
2. Работа над заданиями учебника. Продолжение изучения темы урока.
1.Рассказ учителя о Сакене Сейфуллине.
- Сакен (Садуакас) Сейфуллин родился в 1894 году на зимовке Ка- рашилик бывшего Анадырского района в окрестности Жезказгана; осно воположник казахской литературы, государственный деятель. Учился в рус ско-казахской школе в Нилды, начальной приходской школе в Акмоле, в учительской семинарии в Омске. Первый сборник стихотворений С. Сей фуллин выпустил в 1914 году в Казани под названием «Эткен кундер» («Пройденные дни»). Он был одним из руководителей общества «Бирлик», организованного казахской молодежью в Омске.
2.Беседа.
- Подберите близкие по значению слова к слову «Родина». (Отечество, Отчизна, родной край, родная земля.)
Самая прекрасная, родная,
Разноцветная, веселая, живая,
Ты для нас, как мать, одна на свете,
Мы твои заботливые дети.
О ком эти строки?
О Родине, о родной земле.
«Родная земля» - так называется стихотворение казахского поэта Сакена Сейфуллина, большого патриота своей страны. Что вы знаете о жизни и творчестве этого поэта?
Какое впечатление на вас производит его портрет? (Красивый человек, открытый взгляд, мужественное лицо.)
3.Чтение стихотворения.
а) самим учителем ;
б) учащиеся читают по учебнику про себя.
4.Беседа по стихотворению.
- К кому обращается герой стихотворения?
- К родной земле как к матери.
Что подтверждает это мнение? «С тобой я по-сыновьи откровенен».
- Как вы поняли выражение «Ты крылья мне дала для вдохновенья,
И путь к вершинам указала ты»?
(Родная земля помогает поэту писать прекрасные стихи, добиваться успехов в своем творчестве.)
- За что любит поэт родную землю?
(Родная земля широка и прекрасна, но поэт в образе героя любит так, как любят родную мать такой, какая она есть.)
«Земля моя! В зеленом летнем платье ты ловишь солнце будущего дни!» Что имел в виду поэт?
(Поэт верит в прекрасное будущее родной земли. Зеленый цвет - это цист надежды и процветания.)
- Что для поэта счастье? - В трудные моменты жизни и в счастливые дни родная земля всегда рядом, как родной и близкий человек. Обратить внимание на обращение «родимая»!
5. Работа с заданиями учебника.
VI.Закрепление знаний и способов действий.
- Что вы узнали о жизни, творчестве и общественной деятельности (Сейфуллина и О. Сулейменова?
- Какие факты из жизни поэтов доказывают, что они «искренне, нежно Любят свой народ, свою страну»?
6. Работа с пословицами.
- На доске пословицы. Подберите пословицы, которые подходят к стихотворениям «Казахстан» и «Родная земля».
Всякому мила своя страна.
Жить — значит Родине служить.
Своя земля и в горсти мила.
Мала птица, а и та своё гнездо бережёт.
VII.Рефлексия.
- Читая стихи, проникнутые любовью к родной земле, начинаешь по новому, с трепетом, с гордостью относится к родине, близким и незнакомым людям. И хотя написаны стихи намного лет раньше, актуальными остаются и в наши дни.
Дерево чувств. Учащиеся прикрепляют на изображение дерева листок определенного цвета (оранжевый - радостное, фиолетовый - тревожное, синий - грустное).