Модельный урок литературного чтения в 3б классе по УМК « Перспектива»
Тема урока Л. Толстой. Акула. Дискуссия «Совместный поиск»
Конькова Е. В. – учитель высшей категории.
Цель: создание условий для знакомства с произведением Л.Н. Толстого «Акула».
Задачи:
Образовательные:
- пробудить познавательную активность;
- расширять словарный запас младших школьников;
- формировать умение подтверждать свои ответы текстом произведения.
Воспитательные:
- воспитывать эмоциональную способность сопереживания героям произведения, любовь
к близким; воспитывать смелость и решительность.
Развивающие:
- развивать речь, умение анализировать прочитанное; развивать критическое мышление;
- совершенствовать познавательные способности, развивая умение оценивать свою работу.
Формирование универсальных учебных действий
Регулятивные
Выполнять задание в соответствии с целью,
используя алгоритм;
Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике;
Выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания.
Познавательные
Участвовать в диалоге;
Слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки литературных персонажей, видеть их мотивы.
Коммуникативные
Учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству при выполнении учебного задания в паре или в группе.
Личностные
Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
I. СТАДИЯ ВЫЗОВА
1. Орг. момент
Вот новый день и новый час,
Урок литературы новый.
Но старый друг у нас в гостях –
Мудрейший человек и мастер слова.
- О каком писателе эти слова – вы поймёте, послушав информацию о нём.
- Его книги, уже более 100 лет читают люди во всём мире.
- Его с удовольствием слушали как родные внуки, так и крестьянские дети.
- Открыл школу для крестьянских детей, сам преподавал в ней и решил написать учебную книжку для самых маленьких. Назвал он её «Азбука».
- О каком писателе идёт речь?
- Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством этого великого писателя. Я уверена, что произведение, которое мы будем сегодня изучать, вас многому научит.
2. Сообщение темы урока
- А побываем мы с вами в открытом море у берегов Африки. Рассказ, который, будем читать, называется
«Акула».
3. Предсказание на основе понятий. Установка.
- В рассказе встретятся такие понятия, как:
МОРЕ, КОРАБЛЬ, МАЛЬЧИКИ, АКУЛА, ВЫСТРЕЛ
- Что может произойти в рассказе, в котором эти понятия.
- Подумайте и напишите свой рассказ.
- На эту работу я даю вам 4-5 минут.
а) индивидуальная работа;
б) обсуждение в парах;
в) групповое обсуждение.
- Кто хочет прочитать свой рассказ?
4.Словарно - лексическая работа
- Чтобы лучше понять рассказ, давайте разберём несколько слов, которые вам встретятся при чтении текста.
артиллерист, фитиль, хобот
- что означает это слово, как вы его понимаете?
5.Управляемая деятельность по чтению–мышлению.
Указание учителя.
- Сейчас, вы будете читать рассказ, который разделён на четыре части и в ходе чтения мы будем заполнять таблицу.
а) составление таблицы:
впишите в ячейки заголовки
Что вы думаете случится?
Какое доказательство у вас есть?
Что случилось на самом деле?
I часть
II часть
III часть
б) Чтение с остановками, с заполнением таблицы.
- Чтение до первой остановки. (... наперегонки в открытом море) +Заполнение 1ойи 2 ой граф I части;
6.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Ученики: Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем мы с тобою.
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов обгоняй.
Поглядите, чайки важно
Ходят по морскому пляжу.
Учитель: Сядьте, дети, на песок,
Продолжаем наш урок.
2.Чтение до 2 ой остановки (Акула плыла прямо на мальчиков.) +
с заполнением 3 графы +
4. Заполнение 1ойи 2 ой граф II части;
5. Чтение до 3ей остановки с заполнением 3 графы;
(…поплыли в разные стороны)
6. Заполнение 1ойи 2 ой граф III части;
7. Чтение до конца с заполнением 3 графы.
7. Возвращение к предсказанию.
а) обсуждение в парах
- что совпало?
б) обсуждение в группе
- кто хочет поделиться?
8. Проверка читательской реакции.
- Какие чувства в читателе вызывает этот рассказ?
- Какие моменты в рассказе самые волнующие?
7. Дискуссия, совместный поиск.
- Как вы думаете, кто является главным героем рассказа?
а) письменный ответ, индивид. работа;
б) обмен мнениями
- Какие качества старого артиллериста проявились в данном рассказе?
- Как вы думаете, легко ли было отцу принять такое решение?
- Что автор хотел донести до читателя?
8. Возвращение к предсказанию.
а) обсуждение в парах
- что совпало?
б) обсуждение в группе
- кто хочет поделиться?
9. ИТОГ
а) а сейчас, я предлагаю оценить свою работу на уроке. Синюю дорожку выберут те ребята, кто считает, что… и т.д.
- Я работал на уроке много и с увлечением;
- Мне было интересно на уроке, но я работал мало;
- Я сегодня работал не очень хорошо,
но на следующем уроке буду работать лучше.
10. Д/З по выбору
1) СИНКВЕЙН
2) Подготовить пересказ
3) Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду
б) Поощрение учащихся конфетами « МОРСКИЕ»
- На память об этом занятии, хитрая АКУЛА угощает вас лакомством.
Все свободны. Спасибо за урок!