Опыт может представлять интерес для учителей русского языка, а также для тех учителей-предметников, кто стремится к самостоятельному моделированию и конструированию информационно-образовательной среды, в том числе и с помощью игровых технологий.
В настоящее время в теории и практике преподавания русского языка в школе появляются новые подходы. Одним из таких подходов является – коммуникативно–деятельностный по форме организации, а по содержанию обучения – герменевтическим.
Имя существительное – это самостоятельная (знаменательная) часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто?, что? (земля, Россия, синь, ходьба, радость).
Предметность как категория существительного включает в себя:
названия конкретных предметов: шляпа, карандаш, дом, стол;
названия живых существ: человек, птица, Василий Тёркин;
названия веществ: золото, нефть, соль;
названия явлений природы: буря, мороз;
названия отвлеченных свойств, качеств: белизна, доброта;
названия действий и процессов: бег, движение, пахота, работа;
географические названия: Россия, Байкал, Альпы.
Классификация имён существительных
На основе общности значений и морфологических свойств существительные объединяются в лексико-грамматические разряды:
собственные и нарицательные существительные;
одушевленные и неодушевленные существительные;
конкретные, отвлеченные, вещественные, собирательные существительные;
личные и неличные существительные.
По грамматическим свойствам существительные делятся на группы:
по роду,
по типу склонения.
Изменение имен существительных
Имена существительные изменяются по числам и падежам.
Начальная форма имени существительного – именительный падеж единственного числа.
Синтаксическая роль имени существительного
В предложении имена существительные могут выступать любым членом предложения:
Книга делает человека хозяином вселенной (П. Павленко) – подлежащее;
Вся жизнь человечества оседала в книге (А. Герцен) – дополнение;
Книга – хранилище знаний (Б. Полевой) – именная часть составного сказуемого;
Сырость от земли начинала холодить бок (А. Гайдар) – несогласованное определение;
Над седой равниной моря ветер тучи нагоняет (М. Лермонтов) – обстоятельство места;
Не забудет народ-победитель беззаветных героев своих (В. Лебедев-Кумач) – приложение.
Существительное в предложении может выступать в роли обращения.
Лексико-грамматические разряды имён существительных
«В пределах каждой знаменательной части речи выделяются лексико-грамматические разряды слов. Это такие подклассы данной части речи, которые обладают общим семантическим признаком, влияющим на способность слов выражать те или иные морфологические значения или вступать в противопоставления в пределах морфологических категорий» [Русская грамматика–1980, т. 1, с. 459].
Имена существительные делятся на следующие лексико-грамматические разряды: 1) собственные и нарицательные; 2) одушевлённые и неодушевлённые; 3) конкретные (собственно конкретные, вещественные, собирательные) и абстрактные (отвлечённые). Эти разряды в ряде случаев пересекаются; например, собственные и нарицательные имена делятся на одушевлённые и неодушевлённые.
Собственные и нарицательные имена существительные
К собственным существительным относятся слова, обозначающие индивидуальные, единичные предметы, входящие в класс однородных предметов.
Среди собственных имён выделяют:
- имена собственные в узком понимании термина;
- наименования.
Имена собственные в узком понимании термина включают:
- личные имена, фамилии, псевдонимы, прозвища ( Нина, Андрей, Михаил Кузьмич, Федоров, Миронова );
- клички животных ( Жучка, Шарик );
- географические названия ( Симферополь, Салгир, Крым );
- названия государств, организаций ( Канада, Англия );
- астрономические названия ( Орион, Вега, Сириус ) и т. д.