Открытый урок литературного чтения во 2 классе
Тема: Сергей Александрович Есенин «Пороша»
Педагогическая цель: содействовать развитию внимания к собственной эмоциональной реакции на художественное произведение, умение воспроизводить её, воссоздавать в устной речи картины, возникающие при чтении; способствовать развитию внимания к поэтическому слову, конкретному художественному образу, умению определять средства художественной выразительности, выразительно читать стихотворение.
Планируемые результаты образования:
Предметные: выявляют смысл слова в лирическом произведении; выразительно читают стихотворение; выделяют в тексте нужные фрагменты; привлекают жизненный опыт при анализе художественного произведения; рассказывают о наблюдениях за явлениями внешнего мира, передают свои переживания: определяют средства художественной выразительности сравнение и олицетворение, выделяют рифмы.
Личностные :эстетически относятся к собственным переживаниям, эмоционально «проживают « текст, выражают свои эмоции, оценивают собственную учебную деятельность.
Метапредметные (УУД)
Регулятивные: самостоятельно оценивают правильность выполнения действий,; учатся работать по предложенному учителем плану, высказывать своё предложение на основе работы с текстом произведения.
Познавательные: прогнозируют содержание произведения по его названию, ориентируются в учебнике, словаре; находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи.
Коммуникативные:воспринимают текст с учётом поставленной задачи, находят в тесте информацию, необходимую для её решения; сотрудничают с одноклассниками, выслушивают мнение партнёра, умеют формулировать собственное мнение и позицию.
Оборудование:
1. Учебник «Литературное чтение», автор Э.Э.Кац
2. Рабочая тетрадь №1 к учебнику Э.Э.Кац «Литературное чтение»
3. Диск с презентацией
Ход урока
1. Организационный момент. Слайд1
Ребята, сегодня у нас необычный урок. У нас сегодня много гостей. Давайте поприветствуем их.
- А теперь, давайте повернёмся к своему соседу по парте, улыбнёмся, возьмёмся за руки и зарядим друг друга доброй энергией. Настройтесь на урок. У нас всё получится.
2. Постановка учебной задачи. Слайд 2
Посмотрите вот на эти иллюстрации с пейзажами.
Что объединяет их? (это зимние пейзажи)
Зимняя природа побуждает людей творить чудеса.
Как вы думаете.о чем сегодня на уроке пойдет речь? (будем читать о зиме, о морозе, о зимнем лесе).
На доске вы видите портрет писателя и даты его жизни. Кто может назвать его?(С. А. Есенин)
С произведением этого автора мы будем работать. А изучать мы будем стихотворение «Пороша».
Теперь сформулируйте тему урока. (С. А. Есенин «Пороша»)Слайд 3
Зная тему урока. Пользуясь опорными словами, поставьте цели урока.Слайд 4
Познакомиться…(со сведениями из биографии С.А. Есенина)
Прочитать…(стихотворение С.А. Есенина «Пороша»)
Проанализировать…(это произведение)
Учиться….(выразительно читать новое произведение)
3. Формирование новых знаний.
1)Знакомство со сведениями из биографии С.А.Есенина.
-Что вы можете сказать о поэте, глядя на портрет?Слайд 5
(Молодой, красивый человек с умными глазами; задумчивый и мечтательный взгляд.)
-С.А.Есенин родился в и вырос в простой русской семье, которая жила в селе Константиново. Слайд 6АвоспитываетсяСергей Есенин в семье деда и бабушки по материнской линии.
Будущий поэт окончил четырёхклассное сельское училище. Писать стихи начал рано. В своих стихах он воспевал красоту русской природы, восхищался ею и удивлялся. Он назвал свою Родину страной берёзового ситца.Слайд 7И не раз признавался в любви к берёзке.Первые же напечатанные произведения принесли Есенину широкую известность. Вспомните стихотворение «Белая берёза», Слайд 8«Черёмуха душистая»Слайд 9.
Во всём мире до сих пор знают и любят его стихи за теплоту, лиричность, удивительную образность. Многие его стихи положены на музыку, стали песнями и романсами, которые никого не оставляют равнодушными и мы их обязательно ещё услышим.
2).Словарная разминка.
-Изобразить зимнюю природу можно по-разному. Слайд 10
Художник это делает с помощью красок, композитор - с помощью звуков, а поэт Сергей Есенин «нарисовал» картины зимы словами в стихотворении «Пороша».
Но, прежде чем познакомимся со стихотворением, давайте узнаем лексическое значение слов и обратимся к нашим орфографическим словарям.
ПОРОША—свежий слой выпавшего с вечера или ночью снега. (толковый словарь С.И.Ожигова)
КЛЮКА-палка с кривым верхним концом для опоры при ходьбе.
ШАЛЬ-большой вязаный или тканный платок с каймой(толковый словарь С.И.Ожигова)
3).Чтение произведения учителем.
4).Проверка первичного понимания.
-Понравилось ли вам стихотворение? Чем? (похоже на сказку)
-Поделитесь своими мыслями чувствами о стихотворении. Какие картины вы представили?
(Я представила зимний лес, на деревьях сидят и каркают вороны, по зимней дороге потихоньку идет лошадка, на лошадке всадник, слышен звон копыт; я представил высокую сосну, а на макушке у нее снег; лес красивый, сказочный)
5). Повторное чтение стихотворения учащимися по строфам с одновременным анализом.
-Сейчас будем читать стихотворение по одной строфе, определять, что описывает Есенин в каждом четверостишии.
Прочитайте первое четверостишие.
-Какое настроение у вас после прочтения этой строфы? (спокойное)
-Какие звуки слышны в тишине? (тихо, слышны звоны под копытом на снегу, шум ворон)
-Прочитай второе четверостишие.
-Изменилось ли ваше настроение?(Да.Оно стало сказочным, таинственным)
-Какие слова указывают на это? (Лес заколдован невидимкой, дремлет под сказку сна)
-О каком невидимке идёт речь? Кто догадался?(о морозе)
-Чем отличается слово «дремлет» от слова «спит»? (Дремать - некрепко спать, быть в полусне.)
-Почему поэт пишет, что лес «дремлет», а не «спит»? ( Тихо, нет ветра. Лес не крепко спит. Если подует ветер, он зашумит, ветками будет размахивать.)
-Что ещё увидел поэт в этом сказочном лесу? (он увидел сосну., которая подвязалась, словно белою косынкой.)
-Что это за белая косынка, которой подвязалась сосна?(это снег, лежащий на её ветвях)
Прочитаем третье четверостишие.
-Что вы представляли,читая это четверостишие?
-Как поэт относится к сосне?(Поэту жалко сосну.Он сочувствует ей, потому что она как старушка, которой холодно («подвязалася косынкой»).Она одинока и стара(«оперлася на клюку»).
-Да, поэту симпатична сосна-старушка, т.к. она предстает в образе одинокой деревенской женщины. Среди таких женщин прошло детство поэта.
Прочитаем четвёртое четверостишие.
-О чём рассказывает четвёртая строфа? (Конь скачет, мелькает лес, уже некогда любоваться природой. )
-Объясните смысл выражения «Валит снег и стелет шаль» (снег падает огромными хлопьями и покрывает всё вокруг)
-Почему Есенин сравнивает дорогу с летной? (издали дорога кажется узкой, как ленточка.Узкая полоса среди белого снега напоминает ленту.)
Физминутка.
6). Соотнесение иллюстрации с содержанием текса.
-Рассмотрите иллюстрацию на странице 115.Что вы на ней видите?
-Полностью ли она соответствует содержанию произведения? (Нет, вместо сосны художник изобразил берёзу, покрытую снегом)
7).Выделение рифмы в стихотворении.
Самостоятельная работа.
-Скажите, а чем стихотворение отличается от прозы? (в стихотворении есть рифма)
-Прочитайте стихотворение про себя и найдите рифмующиеся слова.
-Назовём их.
8).Работа над средствами художественной выразительности.
-Ребята.а сейчас попробуем определить, какие средства художественной выразительности использует автор в своём произведении.
Давайте их вспомним (сравнение.олицетворение, эпитет)
Сравнение, когда предмет с чем то сравнивается.
Олицетворение, когда неживые предметы изображаются как живые.
Эпитет-это прилагательное.которое характеризует существительное.
-Назовите приёмы сравнения. (Словно белою косынкой, как старушка, убегает лентой).
-Назовите олицетворения. (Заколдован лес. дремлет лес.,подвязалася косынкой, оперлася на клюку, стелет шаль, убегает вдаль.)
- и в этом тексте только один эпитет, который характеризует существительное »Дорога» это.(бесконечная)
9). Работа над партитурой текста
Наступило время подготовки к выразительному чтению стихотворения «Пороша»
-А что значит, выразительно читать стихотворение? (соблюдать паузы. Выделять логическое ударение. Передавать чувства автора и свои. Читать стихотворение в два раза медленнее, чем говорим.)
Работа над расставлением пауз в тексте.
Работа в парах.
-А сейчас поработаем в парах и расставим паузы в тексте.
Проверка. Соотнесение с экраном и хоровое прочтение. Слайды 11-14
Работа над постановкой логического ударения.
Работа в группах.
-Осталось расставить логическое ударение, то, то есть нужно подчеркнуть наиболее значимое слово, которое будем выделять голосом. Для этого поработаем в группах.
Проверка. Соотнесение с экраном. Слайды 15-18
5. Просмотр видео –прочтения .
-Ребята, у нас есть возможность прослушать стихотворение и увидеть ту картину, которую представлял себе С.А. Есенин.
6.Выразительное чтение стихотворения. Слайд 19
7.Рефлексия учебной деятельности.
Кому понравилось стихотворение?Поднимите руку
- Какие задания показались наиболее интересными на уроке?
-Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни? Где?
8. Домашнее задание. Слайд 20
На выбор:
Подготовит выразительное чтение и нарисовать иллюстрацию к словам. Р.Т.№2 с.36
Или выучить стихотворение наизусть.
9.Итог урока Слайд 21
Продолжите предложения.
Я познакомился…
Я научился…
Было трудно…