kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературного чтения по теме :"Сергей Александрович Есенин "Пороша"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок литературного чтения во 2 классе

 

 

Тема: Сергей Александрович Есенин «Пороша»

Педагогическая цель: содействовать развитию внимания к собственной    эмоциональной реакции на художественное произведение, умение воспроизводить её, воссоздавать в устной речи картины, возникающие при чтении; способствовать развитию внимания к поэтическому слову, конкретному художественному образу, умению определять средства художественной выразительности, выразительно читать стихотворение.

Планируемые результаты образования:

Предметные: выявляют смысл слова в лирическом произведении; выразительно читают стихотворение; выделяют в тексте нужные фрагменты; привлекают жизненный опыт при анализе  художественного произведения; рассказывают о наблюдениях за явлениями внешнего мира, передают свои переживания: определяют средства художественной выразительности сравнение и олицетворение, выделяют рифмы.

Личностные :эстетически относятся к собственным  переживаниям, эмоционально «проживают « текст, выражают свои эмоции, оценивают собственную учебную деятельность.

Метапредметные (УУД)

Регулятивные: самостоятельно оценивают правильность выполнения действий,; учатся работать по предложенному учителем плану, высказывать своё предложение на основе работы с текстом произведения.

Познавательные: прогнозируют содержание произведения по его названию, ориентируются в учебнике, словаре; находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные:воспринимают текст с учётом поставленной задачи, находят в тесте информацию, необходимую для её решения; сотрудничают с одноклассниками,             выслушивают мнение партнёра, умеют формулировать собственное мнение и  позицию.

Оборудование:

1.   Учебник «Литературное чтение», автор Э.Э.Кац

2.   Рабочая тетрадь №1 к учебнику Э.Э.Кац «Литературное чтение»

3.   Диск с презентацией

                  Ход урока

1. Организационный момент.     Слайд1

Ребята, сегодня у нас необычный урок. У нас сегодня много гостей. Давайте поприветствуем их.

- А теперь, давайте  повернёмся к своему соседу по парте, улыбнёмся, возьмёмся за руки и зарядим друг друга доброй энергией. Настройтесь на урок. У нас всё получится.

2. Постановка учебной задачи.   Слайд 2

Посмотрите вот на эти иллюстрации с пейзажами.

Что объединяет их?  (это зимние пейзажи)

Зимняя природа побуждает людей творить чудеса. 

Как вы думаете.о чем сегодня на уроке пойдет речь? (будем читать о зиме, о морозе, о зимнем лесе).

На доске вы видите портрет писателя и даты его жизни.  Кто может назвать его?(С. А. Есенин)

С произведением этого автора мы будем работать. А изучать мы будем стихотворение «Пороша».

Теперь сформулируйте тему урока. (С. А. Есенин «Пороша»)Слайд 3

Зная тему урока. Пользуясь опорными словами, поставьте цели урока.Слайд 4

Познакомиться…(со сведениями из биографии С.А. Есенина)

Прочитать…(стихотворение С.А. Есенина «Пороша»)

Проанализировать…(это произведение)

Учиться….(выразительно читать новое произведение)

3. Формирование новых знаний.

1)Знакомство со сведениями из биографии С.А.Есенина.

-Что вы можете сказать о поэте, глядя на портрет?Слайд 5

(Молодой, красивый человек с умными глазами; задумчивый и мечтательный взгляд.)

-С.А.Есенин родился в и вырос в простой русской семье, которая жила в селе Константиново. Слайд 6АвоспитываетсяСергей  Есенин   в  семье деда и бабушки  по материнской  линии.
Будущий поэт окончил четырёхклассное сельское училище.  Писать стихи начал рано. В своих стихах он воспевал красоту русской природы, восхищался ею и удивлялся. Он назвал свою Родину страной берёзового ситца.Слайд 7И не раз признавался в любви к берёзке.Первые же напечатанные произведения принесли Есенину широкую известность. Вспомните стихотворение «Белая берёза», Слайд 8«Черёмуха душистая»Слайд 9.

Во всём мире до сих пор знают и любят его  стихи за теплоту, лиричность, удивительную образность. Многие его стихи положены на музыку, стали песнями и романсами, которые никого не оставляют равнодушными и мы их обязательно ещё услышим.

2).Словарная разминка.

-Изобразить зимнюю природу можно по-разному. Слайд 10

Художник это делает с помощью красок, композитор - с помощью звуков, а поэт Сергей Есенин «нарисовал» картины зимы словами в стихотворении «Пороша».

Но, прежде чем познакомимся со стихотворением, давайте  узнаем лексическое значение слов и обратимся к нашим орфографическим словарям.

ПОРОША—свежий слой выпавшего с вечера или ночью снега. (толковый словарь С.И.Ожигова)

КЛЮКА-палка с кривым верхним концом для опоры при ходьбе.

ШАЛЬ-большой вязаный или тканный платок с каймой(толковый словарь С.И.Ожигова)

3).Чтение произведения учителем.

4).Проверка первичного понимания.

-Понравилось ли вам стихотворение? Чем? (похоже на сказку)

-Поделитесь своими мыслями чувствами о стихотворении. Какие картины вы представили?

(Я представила зимний лес, на деревьях сидят и каркают вороны, по зимней дороге потихоньку идет лошадка, на лошадке всадник, слышен звон копыт; я представил высокую сосну, а на макушке у нее снег; лес красивый, сказочный)

5). Повторное чтение стихотворения учащимися  по строфам с одновременным анализом.

-Сейчас будем читать стихотворение по одной строфе, определять, что описывает Есенин в  каждом четверостишии.

Прочитайте первое четверостишие.

-Какое настроение у  вас после прочтения этой строфы? (спокойное)

-Какие звуки слышны в тишине? (тихо, слышны звоны под копытом на снегу, шум ворон)

-Прочитай второе четверостишие.

-Изменилось ли ваше настроение?(Да.Оно стало сказочным, таинственным)

-Какие слова указывают на это?  (Лес заколдован невидимкой, дремлет под сказку сна)

-О каком невидимке идёт речь? Кто догадался?(о морозе)

-Чем отличается слово  «дремлет» от слова «спит»?  (Дремать - некрепко спать, быть в полусне.)

-Почему поэт пишет, что лес «дремлет», а не «спит»? ( Тихо, нет ветра. Лес не крепко спит. Если подует ветер, он зашумит, ветками будет размахивать.)

-Что ещё увидел поэт в этом сказочном лесу? (он увидел сосну., которая подвязалась, словно белою косынкой.)

-Что это за белая косынка, которой подвязалась сосна?(это снег, лежащий на её ветвях)

Прочитаем третье четверостишие.

-Что вы представляли,читая это четверостишие?

-Как поэт относится к сосне?(Поэту жалко сосну.Он сочувствует ей, потому что она как старушка, которой холодно  («подвязалася  косынкой»).Она одинока и стара(«оперлася на клюку»).

-Да, поэту симпатична сосна-старушка, т.к. она предстает в образе одинокой деревенской женщины. Среди таких женщин прошло детство поэта.

Прочитаем четвёртое четверостишие.

-О чём рассказывает четвёртая строфа? (Конь скачет, мелькает лес, уже некогда любоваться природой.      )

-Объясните смысл выражения «Валит снег и стелет шаль» (снег падает огромными хлопьями и покрывает всё вокруг)

-Почему Есенин сравнивает дорогу с летной?  (издали дорога кажется узкой, как ленточка.Узкая полоса среди белого снега напоминает ленту.)

Физминутка.

6). Соотнесение иллюстрации с содержанием текса.

-Рассмотрите иллюстрацию на странице 115.Что вы на ней видите?

-Полностью ли она соответствует содержанию произведения? (Нет, вместо сосны художник изобразил берёзу, покрытую снегом)

7).Выделение рифмы в стихотворении.

Самостоятельная работа.

-Скажите, а чем стихотворение  отличается от прозы? (в стихотворении есть рифма)

-Прочитайте стихотворение про себя и найдите рифмующиеся слова.

-Назовём их.

8).Работа над средствами художественной выразительности.

-Ребята.а сейчас попробуем определить, какие средства художественной выразительности  использует автор в своём произведении.

Давайте их вспомним (сравнение.олицетворение, эпитет)

Сравнение, когда предмет с чем то сравнивается.

Олицетворение, когда неживые предметы изображаются как живые.

Эпитет-это прилагательное.которое характеризует существительное.

-Назовите приёмы сравнения.   (Словно белою косынкой, как старушка, убегает лентой).

-Назовите олицетворения.  (Заколдован лес. дремлет лес.,подвязалася косынкой, оперлася на клюку, стелет шаль, убегает вдаль.)

- и в этом тексте только один эпитет, который характеризует существительное »Дорога» это.(бесконечная)

9). Работа над партитурой текста

Наступило время подготовки к выразительному чтению стихотворения «Пороша»

-А  что значит, выразительно читать стихотворение? (соблюдать паузы. Выделять логическое ударение. Передавать чувства автора и свои. Читать стихотворение в два раза медленнее, чем говорим.)

Работа над расставлением пауз в тексте.

Работа в парах.

-А сейчас поработаем в парах и расставим паузы в тексте.

Проверка. Соотнесение с экраном и хоровое прочтение. Слайды 11-14

Работа над  постановкой логического ударения.

Работа в группах.

-Осталось расставить логическое ударение, то, то есть  нужно подчеркнуть  наиболее значимое слово, которое будем выделять голосом. Для этого поработаем в группах.

Проверка. Соотнесение с экраном. Слайды 15-18

5. Просмотр видео –прочтения .

-Ребята,  у нас есть возможность прослушать стихотворение  и увидеть ту картину, которую представлял себе С.А. Есенин.

6.Выразительное чтение стихотворения. Слайд 19

7.Рефлексия учебной деятельности.

Кому понравилось стихотворение?Поднимите руку

- Какие задания показались наиболее интересными на уроке?

-Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни? Где?

8. Домашнее задание. Слайд 20

На выбор:

Подготовит выразительное чтение и  нарисовать иллюстрацию к словам. Р.Т.№2 с.36

Или выучить стихотворение наизусть.

9.Итог урока Слайд 21

Продолжите предложения.

Я познакомился…

Я научился…

Было трудно…

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения по теме :"Сергей Александрович Есенин "Пороша"»




Открытый урок литературного чтения во 2 классе



Тема: Сергей Александрович Есенин «Пороша»

Педагогическая цель: содействовать развитию внимания к собственной эмоциональной реакции на художественное произведение, умение воспроизводить её, воссоздавать в устной речи картины, возникающие при чтении; способствовать развитию внимания к поэтическому слову, конкретному художественному образу, умению определять средства художественной выразительности, выразительно читать стихотворение.

Планируемые результаты образования:

Предметные: выявляют смысл слова в лирическом произведении; выразительно читают стихотворение; выделяют в тексте нужные фрагменты; привлекают жизненный опыт при анализе художественного произведения; рассказывают о наблюдениях за явлениями внешнего мира, передают свои переживания: определяют средства художественной выразительности сравнение и олицетворение, выделяют рифмы.

Личностные : эстетически относятся к собственным переживаниям, эмоционально «проживают « текст, выражают свои эмоции, оценивают собственную учебную деятельность.

Метапредметные (УУД)

Регулятивные: самостоятельно оценивают правильность выполнения действий,; учатся работать по предложенному учителем плану, высказывать своё предложение на основе работы с текстом произведения.

Познавательные: прогнозируют содержание произведения по его названию, ориентируются в учебнике, словаре; находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные: воспринимают текст с учётом поставленной задачи, находят в тесте информацию, необходимую для её решения; сотрудничают с одноклассниками, выслушивают мнение партнёра, умеют формулировать собственное мнение и позицию.

Оборудование:

1. Учебник «Литературное чтение», автор Э.Э.Кац

2. Рабочая тетрадь №1 к учебнику Э.Э.Кац «Литературное чтение»

3. Диск с презентацией

Ход урока

1. Организационный момент. Слайд1

Ребята , сегодня у нас необычный урок. У нас сегодня много гостей. Давайте поприветствуем их.

- А теперь, давайте повернёмся к своему соседу по парте, улыбнёмся, возьмёмся за руки и зарядим друг друга доброй энергией. Настройтесь на урок. У нас всё получится.

2. Постановка учебной задачи. Слайд 2

Посмотрите вот на эти иллюстрации с пейзажами.

Что объединяет их? (это зимние пейзажи)

Зимняя природа побуждает людей творить чудеса.

Как вы думаете. о чем сегодня на уроке пойдет речь? (будем читать о зиме, о морозе, о зимнем лесе).

На доске вы видите портрет писателя и даты его жизни. Кто может назвать его? (С. А. Есенин)

С произведением этого автора мы будем работать. А изучать мы будем стихотворение «Пороша».

Теперь сформулируйте тему урока. (С. А. Есенин «Пороша») Слайд 3

Зная тему урока. Пользуясь опорными словами , поставьте цели урока. Слайд 4

Познакомиться…(со сведениями из биографии С.А. Есенина)

Прочитать…(стихотворение С.А. Есенина «Пороша»)

Проанализировать…(это произведение)

Учиться….(выразительно читать новое произведение)

3. Формирование новых знаний.

1)Знакомство со сведениями из биографии С.А.Есенина.

-Что вы можете сказать о поэте, глядя на портрет? Слайд 5

(Молодой, красивый человек с умными глазами; задумчивый и мечтательный взгляд.)

-С.А.Есенин родился в и вырос в простой русской семье , которая жила в селе Константиново. Слайд 6 А воспитывается Сергей Есенин в семье деда и бабушки по материнской линии.
Будущий поэт окончил четырёхклассное сельское училище. Писать стихи начал рано. В своих стихах он воспевал красоту русской природы, восхищался ею и удивлялся. Он назвал свою Родину страной берёзового ситца. Слайд 7И не раз признавался в любви к берёзке. Первые же напечатанные произведения принесли Есенину широкую известность. Вспомните стихотворение «Белая берёза», Слайд 8«Черёмуха душистая» Слайд 9.

Во всём мире до сих пор знают и любят его стихи за теплоту, лиричность, удивительную образность. Многие его стихи положены на музыку, стали песнями и романсами, которые никого не оставляют равнодушными и мы их обязательно ещё услышим.

2).Словарная разминка.

-Изобразить зимнюю природу можно по-разному. Слайд 10

Художник это делает с помощью красок , композитор - с помощью звуков, а поэт Сергей Есенин «нарисовал» картины зимы словами в стихотворении «Пороша».

Но , прежде чем познакомимся со стихотворением, давайте узнаем лексическое значение слов и обратимся к нашим орфографическим словарям.

ПОРОША—свежий слой выпавшего с вечера или ночью снега. (толковый словарь С.И.Ожигова)

КЛЮКА-палка с кривым верхним концом для опоры при ходьбе.

ШАЛЬ-большой вязаный или тканный платок с каймой(толковый словарь С.И.Ожигова)

3).Чтение произведения учителем.


4).Проверка первичного понимания.


-Понравилось ли вам стихотворение? Чем? (похоже на сказку)

- Поделитесь своими мыслями чувствами о стихотворении. Какие картины вы представили?

(Я представила зимний лес, на деревьях сидят и каркают вороны, по зимней дороге потихоньку идет лошадка, на лошадке всадник, слышен звон копыт; я представил высокую сосну, а на макушке у нее снег; лес красивый, сказочный)

5). Повторное чтение стихотворения учащимися по строфам с одновременным анализом.

-Сейчас будем читать стихотворение по одной строфе, определять, что описывает Есенин в каждом четверостишии.

Прочитайте первое четверостишие.

-Какое настроение у вас после прочтения этой строфы? (спокойное)

-Какие звуки слышны в тишине? (тихо, слышны звоны под копытом на снегу, шум ворон)


-Прочитай второе четверостишие.

-Изменилось ли ваше настроение? (Да. Оно стало сказочным, таинственным)

-Какие слова указывают на это? (Лес заколдован невидимкой, дремлет под сказку сна)

-О каком невидимке идёт речь? Кто догадался?(о морозе)

-Чем отличается слово «дремлет» от слова «спит»? (Дремать - некрепко спать, быть в полусне.)

-Почему поэт пишет, что лес «дремлет», а не «спит»? ( Тихо, нет ветра. Лес не крепко спит. Если подует ветер, он зашумит, ветками будет размахивать.)

-Что ещё увидел поэт в этом сказочном лесу? (он увидел сосну., которая подвязалась, словно белою косынкой.)

-Что это за белая косынка, которой подвязалась сосна?(это снег, лежащий на её ветвях)

Прочитаем третье четверостишие.


-Что вы представляли, читая это четверостишие?

-Как поэт относится к сосне?( Поэту жалко сосну. Он сочувствует ей, потому что она как старушка, которой холодно («подвязалася косынкой»).Она одинока и стара(«оперлася на клюку»).

-Да, поэту симпатична сосна-старушка, т.к. она предстает в образе одинокой деревенской женщины. Среди таких женщин прошло детство поэта.

Прочитаем четвёртое четверостишие.

-О чём рассказывает четвёртая строфа? ( Конь скачет, мелькает лес, уже некогда любоваться природой. )

-Объясните смысл выражения «Валит снег и стелет шаль» (снег падает огромными хлопьями и покрывает всё вокруг)

-Почему Есенин сравнивает дорогу с летной? (издали дорога кажется узкой, как ленточка. Узкая полоса среди белого снега напоминает ленту.)

Физминутка.

6). Соотнесение иллюстрации с содержанием текса.

-Рассмотрите иллюстрацию на странице 115.Что вы на ней видите?

-Полностью ли она соответствует содержанию произведения? (Нет, вместо сосны художник изобразил берёзу, покрытую снегом)


7).Выделение рифмы в стихотворении.

Самостоятельная работа.

-Скажите, а чем стихотворение отличается от прозы? (в стихотворении есть рифма)

-Прочитайте стихотворение про себя и найдите рифмующиеся слова.

-Назовём их.

8).Работа над средствами художественной выразительности.

-Ребята. а сейчас попробуем определить, какие средства художественной выразительности использует автор в своём произведении.

Давайте их вспомним (сравнение. олицетворение, эпитет)

Сравнение, когда предмет с чем то сравнивается.

Олицетворение, когда неживые предметы изображаются как живые.

Эпитет-это прилагательное. которое характеризует существительное.

-Назовите приёмы сравнения. (Словно белою косынкой, как старушка, убегает лентой).

-Назовите олицетворения. (Заколдован лес. дремлет лес.,подвязалася косынкой, оперлася на клюку, стелет шаль, убегает вдаль.)

- и в этом тексте только один эпитет, который характеризует существительное »Дорога» это..(бесконечная)

9). Работа над партитурой текста

Наступило время подготовки к выразительному чтению стихотворения «Пороша»

-А что значит, выразительно читать стихотворение? (соблюдать паузы. Выделять логическое ударение. Передавать чувства автора и свои. Читать стихотворение в два раза медленнее, чем говорим.)

Работа над расставлением пауз в тексте.

Работа в парах.

-А сейчас поработаем в парах и расставим паузы в тексте.

Проверка. Соотнесение с экраном и хоровое прочтение. Слайды 11-14

Работа над постановкой логического ударения.

Работа в группах.

-Осталось расставить логическое ударение, то , то есть нужно подчеркнуть наиболее значимое слово, которое будем выделять голосом. Для этого поработаем в группах.

Проверка. Соотнесение с экраном. Слайды 15-18

5. Просмотр видео –прочтения .

-Ребята, у нас есть возможность прослушать стихотворение и увидеть ту картину, которую представлял себе С.А. Есенин.

6.Выразительное чтение стихотворения . Слайд 19

7.Рефлексия учебной деятельности.

Кому понравилось стихотворение? Поднимите руку

- Какие задания показались наиболее интересными на уроке?

-Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни? Где?

8. Домашнее задание. Слайд 20

На выбор:

Подготовит выразительное чтение и нарисовать иллюстрацию к словам. Р.Т.№2 с.36

Или выучить стихотворение наизусть.

9.Итог урока Слайд 21

Продолжите предложения.

Я познакомился…

Я научился…

Было трудно…




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока литературного чтения по теме :"Сергей Александрович Есенин "Пороша"

Автор: Полнякова Татьяна Юрьевна

Дата: 26.01.2016

Номер свидетельства: 283547


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства