Мультимедийные средства: 1. http://festival.1september.ru/articles/600625/
2. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/formirovanie-uud-na-uroke-literaturnogo-chteniya-vo-2-klasse
Название, содержание и цель этапа урока | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | Формы работы на уроке | Результат |
Организационный момент. | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку; настраивает на учебную деятельность | Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку | Фронтальная | Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Приобретают положительную мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности |
Мотивационный этап, постановка целей и задач образовательной деятельности. | Проводит проверку домашнего задания. Проводит речевую разминку. Человек неучёный – Что топор неточёный. Ученик учил уроки – У него в чернилах щёки. – Прочитайте жужжащим способом; с различными интонациями: удивления, утверждения, раздражения, восхищения, радости; скороговоркой | Выразительно читают рассказ «Старый дед и внучек». 2–3 учащихся рассказывают о своей семье. Отрабатывают дикцию | Фронтальная. Индивидуальная. | Осуществляют смысловое чтение; структурирование знаний; анализ, синтез, сравнение, обобщение; извлечение необходимой информации из текстов; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; подведение под понятие; выявление сущности, особенности объектов. |
Разработка плана по преодолению затруднения: выявление знания. | Читает рассказ «Филипок» (или звучит запись). Проводит словарную работу: Рассмотрим устаревшие слова и выражения, встречающиеся в рассказе. Поденная работа – работа с оплатой по отработанным дням. Слободка – пригород. Сенцы – помещение между жилой частью дома и крыльцом. Полы – нижняя часть раскрывающейся спереди одежды. Бедовый – шустрый, смелый | Слушают учителя. Понимают смысл слов и выражений, запоминают их. | Индивидуальная. Фронтальная. | Формировать умение ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи. Волевая саморегуляция. |
Первичное усвоение нового посредством пробного действия. | Организует чтение и работа по частям произведения. а) Чтение первой части «цепочкой». – Каков же Филипок? – А как он собирался в школу? – Торопился ли Филипок? Организует физкультминутку. | Отвечают на вопросы. – Филипок хотел идти в школу. – Он выбрал момент и убежал. – Все делал молча, никому не говоря. Выполняют движения согласно инструкции | Индивидуальная. Фронтальная. | Обмениваются мнениями; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса. |
Первичная проверка понимания материала, освоение и совершенствование | б) Чтение второй части «цепочкой» – Далеко ли была школа? – Почему собаки залаяли на Филипка? – Что мог сделать Филипок, когда на него залаяли собаки? – А почему он не вернулся, хотя и было страшно? – Найдите в тексте выражения, которые изображают, что происходило с Филипком. | Отвечают на вопросы. | Индивидуальная. Фронтальная | Обмениваются мнениями; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса. |
Закрепление усвоенных познаний и умений, самостоятельная работа (выполнение заданий по примеру). | в) Чтение третьей части про себя. – Какое чувство охватило Филипка, когда он подбежал к школе? г) Чтение четвёртой и пятой частей. – Как вошел Филипок в школу? – Как вел себя Филипок после похвалы учителя? Что он сказал? – Он знает себе цену, знает, что такое бедовый и ловкий. – Зачем он так сказал учителю? Помогает в организации инсценирования произведения Л. Н. Толстого «Филипок» | Отвечают на вопросы. – Тихо. – «Я бедовый…». – Чтобы убедить его, что сможет учиться. Инсценируют пятую часть | Индивидуальная. Фронтальная | Умеют выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют и аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для обоснования своего суждения. Оценивают усваиваемое содержание; осознают ответственность за общее дело. |
Консультация по домашней работе. | Дает инструктаж по выполнению домашнего задания. | Задают уточняющие вопросы | Индивидуальная. Фронтальная | Принимают и сохраняют учебную задачу |
Рефлексивная практика (оценка результатов самостоятельной поисковой деятельности, самоанализ, оценка эмоциональной сферы). | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. – Что вам понравилось на уроке? – Что интересного и поучительного для себя вы узнали? Добрым быть совсем не просто, Не зависит доброта от роста, Не зависит доброта от цвета, Доброта не пряник, не конфета. Только надо очень добрым быть, Чтоб в беде друг друга не забыть. И народы будут жить дружней, Если будем мы с тобой добрей. Доброта приносит людям радость И взамен не требует награды. Доброта с годами не стареет, Доброта от холода согреет. Если доброта как солнце светит, Радуются взрослые и дети Выставление оценок | Отвечают на вопросы | Индивидуальная. Фронтальная | Ориентируются в системе знаний – отличают новое от уже известного. Оценивают собственную деятельность на уроке. Проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний |