kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературного чтения во 2 классе по теме: Л.Н.Толстой "Филипок"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок ознакомления с произведением Л.Н.Толстого "Филипок" (1 урок)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения во 2 классе по теме: Л.Н.Толстой "Филипок"»

МБОУ Тогучинского района Новосибирской области

«Горновская средняя школа»




Урок литературного чтения

2 класс

Тема: Л.Н.Толстой «Филипок









Учитель: Н.В.Крылова

2023-2024 учебный год



Тема урока: Лев Николаевич Толстой «Филипок» (1 урок)

Тип урока: урок изучения нового материала

Задачи урока:

  • Познакомить с новыми фактами биографии Л.Н. Толстого;

  • Познакомить с содержанием рассказа Л. Н. Толстого;

  • Учить восстанавливать текст произведения по сюжетным рисункам;

  • Учить определять главную мысль рассказа Л.Н. Толстого.

  • Работать над навыками осмысленного, правильного чтения.

  • Учить работать с текстом.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Научатся воспринимать на слух произведение;

  • Научатся давать характеристику героям;

  • Научатся соотносить смысл пословицы с текстом;

  • Научатся давать характеристику героям.

Метапредметные:

  • Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

  • Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

  • Определять степень успешности своей работы на уроке.

Личностные:

  • Умение осознавать и определять свои эмоции, эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • Проявлять интерес к чтению.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карточки для работы в парах, картинный план для работы в группах, смайлики для рефлексии.


Подготовка

На столах учеников: учебник, тетрадь, ручка.


Раздать: конверты с заданиями.


План урока:

Организационный момент.

- Сядьте те, кто любит учить стихотворения наизусть.

- Сядьте те, кто любит читать.

- Сядьте те, кому нравится посещать библиотеку.

- А для остальных задание: назовите любое произведение и его автора. (Если не могут, класс помогает).

Актуализация знаний.

Слайд 1.

- На уроках чтения мы совершаем путешествие в мир книг. В народе говорят: «Каждый день жизни прибавляет нам частицу мудрости».

- Как вы понимаете это высказывание?

(Каждый день мы сталкиваемся с новыми ситуациями и проблемами, которые мы должны решить. Каждый раз, когда мы находим решение, мы получаем новый опыт и знания, которые могут помочь нам в будущем. Если мы будем открыты для учения и готовы учиться на своих ошибках, то сможем приобрести больше мудрости и быть успешными в жизни)

- И сегодня на уроке вы приобретёте частицу мудрости.


Организация познавательной деятельности.

1. Подготовка к первичному восприятию произведения.


Слайд 2.

- Перед вами репродукция картины Владимира Маковского.

- Рассмотрите её внимательно. Скажите, кто изображен на картине?

- Как вы думаете, где находится школа и кто в ней учится?

(Школа находится в селе. Учатся в ней крестьянские дети).

- Владимир Маковский так и назвал свою картину - «В сельской школе». Перед нами – изба, где находятся дети разного возраста. Разумеется, в ту пору в деревне люди не могли позволить себе делить учащихся на классы (часто на всё село был один учитель), а потому получали знания ребята совершенно разного возраста.

- Предположите, о чем мы сегодня будем читать? (Сегодня мы будем читать произведение о школе).

- Подумайте, а кто учится в этой школе? (Наверное, крестьянские дети).

- Попробуйте определить, кто автор произведения с помощью подсказок: Граф. Организовал школу для крестьянских детей. Создал «Азбуку», по которой он сам обучал детей. Любил с детьми играть, совершать прогулки и беседовать.

- Этот писатель – Лев Николаевич Толстой. Слайд 3


Проверка д.з. Слайд 4 «Оказывается….», «Знаете ли вы, что….»

- Какие интересные факты из жизни Л.Н.Толстого нашли вы? (Дети рассказывают «Оказывается….», «Знаете ли вы, что….»)

- Отвечать будут ребята второго ряда, место 1А. (Карина, Марина, Андрей). Первый ряд 4А. (Артём С., Вика)


- Пришла пора узнать название нашего рассказа.

Слайд 5.

- Расшифруйте запись. (Филипок).

- Сегодня мы прочитаем произведение Л.Н. Толстого «Филипок».

Слайд 6.

- Как вы думаете, кто такой Филипок? (Филипок-это крестьянский мальчик).

- Он взрослый или маленький? (Филипок – маленький мальчик).

- Почему вы так решили? (Его автор называет не Филипп, а детским именем – Филипок).

Слайд 7.

- Посмотрите на обложку книги и предположите, куда отправился мальчик?

- Что такое быль? (Быль – рассказ о действительном происшествии, в отличие от небылицы).

2. Первичное восприятие. Чтение текста с остановками.

(Читает учитель. Книги учащихся закрыты).

- А сейчас внимательно слушайте быль «Филипок». Я буду делать остановки и задавать вам вопросы.

Был мальчик, звали его Филипп. Пошли раз все ребята в школу. Филипп взял шапку и хотел тоже идти.

- Что произошло дальше?

Но мать сказала ему: куда ты, Филипок, собрался? — В школу. — Ты еще мал, не ходи, — и мать оставила его дома. Ребята ушли в школу. Отец еще с утра уехал в лес, мать ушла на поденную работу. Остались в избе Филипок да бабушка на печке.

- Что случилось потом?

Стало Филипку скучно одному, бабушка заснула, а он стал искать шапку. Своей не нашел, взял старую, отцовскую и пошел в школу.

Школа была за селом у церкви. Когда Филипп шел по своей слободе, собаки не трогали его, они его знали. Но когда он вышел к чужим дворам, выскочила Жучка, залаяла, а за Жучкой большая собака Волчок.

- Что сделал Филипок?

Филипок бросился бежать, собаки за ним. Филипок стал кричать, споткнулся и упал. Вышел мужик, отогнал собак и сказал: куда ты, постреленок, один бежишь? Филипок ничего не сказал, подобрал полы и пустился бежать во весь дух.

- Куда побежал Филипок?

Прибежал он к школе. На крыльце никого нет, а в школе слышны гудят голоса ребят. На Филипка нашел страх: что, как учитель меня прогонит? И стал он думать, что ему делать. Назад идти — опять собака заест, в школу идти — учителя боится.

- Что же было дальше?

Шла мимо школы баба с ведром и говорит: все учатся, а ты что тут стоишь? Филипок и пошел в школу. В сенцах снял шапку и отворил дверь.

- Что увидел Филипок?

Школа вся была полна ребят. Все кричали свое, и учитель в красном шарфе ходил посередине.

— Ты что? — закричал он на Филипка. Филипок ухватился за шапку и ничего не говорил. — Да ты кто? — Филипок молчал. — Или ты немой? — Филипок так напугался, что говорить не мог. — Ну так иди домой, коли говорить не хочешь. — А Филипок и рад бы что сказать, да в горле у него от страха пересохло. Он посмотрел на учителя и заплакал.

- Как вы думаете, ушёл ли Филипок домой или остался? Что сделал учитель?

Тогда учителю жалко его стало. Он погладил его по голове и спросил у ребят, кто этот мальчик.

— Это Филипок, Костюшкин брат, он давно просится в школу, да мать не пускает его, и он украдкой пришел в школу.

— Ну, садись на лавку возле брата, а я твою мать попрошу, чтоб пускала тебя в школу.

Учитель стал показывать Филипку буквы, а Филипок их уж знал и немножко читать умел.

— Ну-ка, сложи свое имя. — Филипок сказал: хве-и-хви, ле-и-ли, пе-ок-пок. — Все засмеялись.

— Молодец, — сказал учитель. — Кто же тебя учил читать?

Филипок осмелился и сказал: Костюшка. Я бедовый, я сразу все понял. Я страсть какой ловкий! — Учитель засмеялся и сказал: ты погоди хвалиться, а поучись.

С тех пор Филипок стал ходить с ребятами в школу.


3. Проверка первичного восприятия.

- Понравился ли вам рассказ и что особенно понравилось?

- Когда было страшно? Почему?

- Что вызвало ваш смех?

-Когда героя было жалко? Почему?


4. Словарная работа. Работа в группах.

- В произведении встретились устаревшие слова и, возможно, непонятные выражения. Предлагаю выполнить работу в группах. Образуйте группы. Не забывайте о правилах работы. Достаньте из конверта белую карточку. Прочитайте задание и выполните его.

Объясните значение слов из рассказа «Филиппок». Соедините линиями слово и его значение.

Слобода
Сенцы

Украдкой
Во весь дух
Полы

Бедовый

Подённая работа

Пострелёнок

нижняя часть раскрывающейся одежды
скрытно, незаметно
шустрый, смелый
помещение между жилой частью дома и крыльцом
очень быстро

озорник, сорванец

временная работа, оплачивается по дням

большое село

Слайд 8 По завершению работы ученики сверяют свою работу с образцом на слайде.


5. Самостоятельное чтение. (Слайд со словами остается)

- Теперь, когда значение слов стало понятным, прочитайте самостоятельно рассказ. Стр. 112.

6. Физминутка

- Проверим, как вы запомнили произведение. Если согласны с моим утверждением, сидите на месте. Если не согласны – встаньте.

1. Филипка мать не пускала в школу.

- Почему мать не пускала Филипка в школу? (маленький)

2. Мальчик остался дома с дедушкой. - С кем он остался? (с бабушкой)

3. Он надел отцовскую шапку и пошел в школу.

- Почему мальчик не стал искать свою шапку? (торопился)

4. Школа находилась за селом у церкви.

5. Когда он вышел к чужим дворам, на него набросились собаки.

6. Вышла женщина, отогнала собак. (Мужчина)

- Как назвал мужчина Филипка?

7. Мимо школы шла баба с ведром и пристыдила Филипка.

8. Учитель в синем шарфе ходил посередине класса.

9. У Филипка от радости в горле пересохло и он не мог ответить учителю. (от страха)

10. Учителю стало жалко мальчика.

11. Когда учитель похвалил, Филипок сказал: «Я еще не так могу!»

(Я бедовый, я сразу всё понял. Я страсть какой ловкий.)


7. Самостоятельная работа.

- Следующее задание предлагаю каждому выполнить самостоятельно. Достаньте из конверта оранжевые карточки. Расставьте правильную последовательность событий.

Филиппок отправляется в школу.

Дорога в школу.

Скучно дома.

Встреча с учителем.

«Ты погоди хвалиться».

Раздумья на пороге школы.

Скучно дома.

Филиппок отправляется в школу.

Дорога в школу.

Раздумья на пороге школы.

Встреча с учителем.

«Ты погоди хвалиться».



- Проверим вашу работу.

- Еще раз сверьте свою работу с планом на слайде.

Слайд 9


6. Работа в парах. (конверты)

- Предлагаю поработать в парах. Из конверта достаньте голубые карточки со словами. Выберете те, которые характеризуют мальчика, подготовьтесь пояснить свой выбор.


У детей карточки: маленький, взрослый, смелый, бесстрашный, ленивый, робкий, любознательный, смышленый, глупый, настойчивый, грустный, весёлый, целеустремлённый.


- Проверим, какие слова вы выбрали. Объясните, почему. (Сначала объясняют, затем включить слайд)

Слайд 10

смелый один отправился в школу

бесстрашный не испугался собак

робкий смутился перед незнакомым человеком

смышленый научился немножко читать, когда читал брат

любознательный стремился в школу

целеустремленный очень хотел учиться

- Чего больше всего хотел Филипок?

- Какие трудности встретились ему по пути в школу?

- Как вы думаете, почему Л.Н.Толстой захотел нам рассказать про этого мальчика? (идти к своей цели и ничего не бояться)


- Об этом говорят пословицы и поговорки. Предлагаю их собрать.

Соберите пословицы (доска)

Не будь тороплив, но будь настойчив.

За один раз дерева не срубишь.

Капля по капле и камень долбит.

Кто старается, тот закаляется.

Кто старается, тот и в камень гвоздь забьет.


V. Итог урока. Рефлексия.

«Каждый день жизни прибавляет нам частицу мудрости»

- Прибавилась ли у вас частица мудрости сегодня на уроке и в чём она заключается?


- Сегодня, ваш багаж знаний пополнился еще на одну прочитанную книгу. Оцените свою работу на уроке.

- Достаньте из конверта картинки с книгой и подумайте, на какую полку хотите поставить её. (На доске пояснение:

1. всё понял, понравилась работа в парах и группах;

2. некоторые моменты на уроке были непонятны, не всегда был согласен с мнением товарищей;

3. на уроке ничего не понял, работа в парах и группах не понравилась, был не согласен с мнением одноклассников).


- Место 4А, место 1А, место 2Б, место 3Б. (Дети прикрепляют книги на магниты)


- Наш урок подошёл к концу. Спасибо за урок.


Домашнее задание: стр 112-114 читать. Пофантазируйте и придумайте, что произошло с Филипком дальше. Каким он стал учеником




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок литературного чтения во 2 классе по теме: Л.Н.Толстой "Филипок"

Автор: Крылова Наталья Валентиновна

Дата: 28.02.2024

Номер свидетельства: 646516


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства