Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения во 2 классе по теме: Л.Н.Толстой "Филипок"»
МБОУ Тогучинского района Новосибирской области
«Горновская средняя школа»
Урок литературного чтения
2 класс
Тема: Л.Н.Толстой «Филипок
Учитель: Н.В.Крылова
2023-2024 учебный год
Тема урока: Лев Николаевич Толстой «Филипок» (1 урок)
Тип урока: урок изучения нового материала
Задачи урока:
Познакомить с новыми фактами биографии Л.Н. Толстого;
Познакомить с содержанием рассказа Л. Н. Толстого;
Учить восстанавливать текст произведения по сюжетным рисункам;
Учить определять главную мысль рассказа Л.Н. Толстого.
Работать над навыками осмысленного, правильного чтения.
Учить работать с текстом.
Планируемые результаты:
Предметные:
Научатся воспринимать на слух произведение;
Научатся давать характеристику героям;
Научатся соотносить смысл пословицы с текстом;
Научатся давать характеристику героям.
Метапредметные:
Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
Определять степень успешности своей работы на уроке.
Личностные:
Умение осознавать и определять свои эмоции, эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
Проявлять интерес к чтению.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карточки для работы в парах, картинный план для работы в группах, смайлики для рефлексии.
Подготовка
На столах учеников: учебник, тетрадь, ручка.
Раздать: конверты с заданиями.
План урока:
Организационный момент.
- Сядьте те, кто любит учить стихотворения наизусть.
- Сядьте те, кто любит читать.
- Сядьте те, кому нравится посещать библиотеку.
- А для остальных задание: назовите любое произведение и его автора. (Если не могут, класс помогает).
Актуализация знаний.
Слайд 1.
- На уроках чтения мы совершаем путешествие в мир книг. В народе говорят: «Каждый день жизни прибавляет нам частицу мудрости».
- Как вы понимаете это высказывание?
(Каждый день мы сталкиваемся с новыми ситуациями и проблемами, которые мы должны решить. Каждый раз, когда мы находим решение, мы получаем новый опыт и знания, которые могут помочь нам в будущем. Если мы будем открыты для учения и готовы учиться на своих ошибках, то сможем приобрести больше мудрости и быть успешными в жизни)
- И сегодня на уроке вы приобретёте частицу мудрости.
Организация познавательной деятельности.
1. Подготовка к первичному восприятию произведения.
Слайд 2.
- Перед вами репродукция картины Владимира Маковского.
- Рассмотрите её внимательно. Скажите, кто изображен на картине?
- Как вы думаете, где находится школа и кто в ней учится?
(Школа находится в селе. Учатся в ней крестьянские дети).
- Владимир Маковский так и назвал свою картину - «В сельской школе». Перед нами – изба, где находятся дети разного возраста. Разумеется, в ту пору в деревне люди не могли позволить себе делить учащихся на классы (часто на всё село был один учитель), а потому получали знания ребята совершенно разного возраста.
- Предположите, о чем мы сегодня будем читать? (Сегодня мы будем читать произведение о школе).
- Подумайте, а кто учится в этой школе? (Наверное, крестьянские дети).
- Попробуйте определить, кто автор произведения с помощью подсказок: Граф. Организовал школу для крестьянских детей. Создал «Азбуку», по которой он сам обучал детей. Любил с детьми играть, совершать прогулки и беседовать.
- Этот писатель – Лев Николаевич Толстой. Слайд 3
Проверка д.з.Слайд 4 «Оказывается….», «Знаете ли вы, что….»
- Какие интересные факты из жизни Л.Н.Толстого нашли вы? (Дети рассказывают «Оказывается….», «Знаете ли вы, что….»)
- Отвечать будут ребята второго ряда, место 1А. (Карина, Марина, Андрей). Первый ряд 4А. (Артём С., Вика)
- Пришла пора узнать название нашего рассказа.
Слайд 5.
- Расшифруйте запись. (Филипок).
- Сегодня мы прочитаем произведение Л.Н. Толстого «Филипок».
Слайд 6.
- Как вы думаете, кто такой Филипок? (Филипок-это крестьянский мальчик).
- Он взрослый или маленький? (Филипок – маленький мальчик).
- Почему вы так решили? (Его автор называет не Филипп, а детским именем – Филипок).
Слайд 7.
- Посмотрите на обложку книги и предположите, куда отправился мальчик?
- Что такое быль? (Быль – рассказ о действительном происшествии, в отличие от небылицы).
2. Первичное восприятие. Чтение текста с остановками.
(Читает учитель. Книги учащихся закрыты).
- А сейчас внимательно слушайте быль «Филипок». Я буду делать остановки и задавать вам вопросы.
Был мальчик, звали его Филипп. Пошли раз все ребята в школу. Филипп взял шапку и хотел тоже идти.
- Что произошло дальше?
Но мать сказала ему: куда ты, Филипок, собрался? — В школу. — Ты еще мал, не ходи, — и мать оставила его дома. Ребята ушли в школу. Отец еще с утра уехал в лес, мать ушла на поденную работу. Остались в избе Филипок да бабушка на печке.
- Что случилось потом?
Стало Филипку скучно одному, бабушка заснула, а он стал искать шапку. Своей не нашел, взял старую, отцовскую и пошел в школу.
Школа была за селом у церкви. Когда Филипп шел по своей слободе, собаки не трогали его, они его знали. Но когда он вышел к чужим дворам, выскочила Жучка, залаяла, а за Жучкой большая собака Волчок.
- Что сделал Филипок?
Филипок бросился бежать, собаки за ним. Филипок стал кричать, споткнулся и упал. Вышел мужик, отогнал собак и сказал: куда ты, постреленок, один бежишь? Филипок ничего не сказал, подобрал полы и пустился бежать во весь дух.
- Куда побежал Филипок?
Прибежал он к школе. На крыльце никого нет, а в школе слышны гудят голоса ребят. На Филипка нашел страх: что, как учитель меня прогонит? И стал он думать, что ему делать. Назад идти — опять собака заест, в школу идти — учителя боится.
- Что же было дальше?
Шла мимо школы баба с ведром и говорит: все учатся, а ты что тут стоишь? Филипок и пошел в школу. В сенцах снял шапку и отворил дверь.
- Что увидел Филипок?
Школа вся была полна ребят. Все кричали свое, и учитель в красном шарфе ходил посередине.
— Ты что? — закричал он на Филипка. Филипок ухватился за шапку и ничего не говорил. — Да ты кто? — Филипок молчал. — Или ты немой? — Филипок так напугался, что говорить не мог. — Ну так иди домой, коли говорить не хочешь. — А Филипок и рад бы что сказать, да в горле у него от страха пересохло. Он посмотрел на учителя и заплакал.
- Как вы думаете, ушёл ли Филипок домой или остался? Что сделал учитель?
Тогда учителю жалко его стало. Он погладил его по голове и спросил у ребят, кто этот мальчик.
— Это Филипок, Костюшкин брат, он давно просится в школу, да мать не пускает его, и он украдкой пришел в школу.
— Ну, садись на лавку возле брата, а я твою мать попрошу, чтоб пускала тебя в школу.
Учитель стал показывать Филипку буквы, а Филипок их уж знал и немножко читать умел.
— Ну-ка, сложи свое имя. — Филипок сказал: хве-и-хви, ле-и-ли, пе-ок-пок. — Все засмеялись.
— Молодец, — сказал учитель. — Кто же тебя учил читать?
Филипок осмелился и сказал: Костюшка. Я бедовый, я сразу все понял. Я страсть какой ловкий! — Учитель засмеялся и сказал: ты погоди хвалиться, а поучись.
С тех пор Филипок стал ходить с ребятами в школу.
3. Проверка первичного восприятия.
- Понравился ли вам рассказ и что особенно понравилось?
- Когда было страшно? Почему?
- Что вызвало ваш смех?
-Когда героя было жалко? Почему?
4. Словарная работа. Работа в группах.
- В произведении встретились устаревшие слова и, возможно, непонятные выражения. Предлагаю выполнить работу в группах. Образуйте группы. Не забывайте о правилах работы. Достаньте из конверта белую карточку. Прочитайте задание и выполните его.
Объясните значение слов из рассказа «Филиппок». Соедините линиями слово и его значение.
Слобода Сенцы
Украдкой Во весь дух Полы
Бедовый
Подённая работа
Пострелёнок
нижняя часть раскрывающейся одежды скрытно, незаметно шустрый, смелый помещение между жилой частью дома и крыльцом очень быстро
озорник, сорванец
временная работа, оплачивается по дням
большое село
Слайд 8 По завершению работы ученики сверяют свою работу с образцом на слайде.
5. Самостоятельное чтение. (Слайд со словами остается)
- Теперь, когда значение слов стало понятным, прочитайте самостоятельно рассказ. Стр. 112.
6. Физминутка
- Проверим, как вы запомнили произведение. Если согласны с моим утверждением, сидите на месте. Если не согласны – встаньте.
1. Филипка мать не пускала в школу.
- Почему мать не пускала Филипка в школу? (маленький)
2. Мальчик остался дома с дедушкой. - С кем он остался? (с бабушкой)
3. Он надел отцовскую шапку и пошел в школу.
- Почему мальчик не стал искать свою шапку? (торопился)
4. Школа находилась за селом у церкви.
5. Когда он вышел к чужим дворам, на него набросились собаки.
6. Вышла женщина, отогнала собак. (Мужчина)
- Как назвал мужчина Филипка?
7. Мимо школы шла баба с ведром и пристыдила Филипка.
8. Учитель в синем шарфе ходил посередине класса.
9. У Филипка от радости в горле пересохло и он не мог ответить учителю. (от страха)
10. Учителю стало жалко мальчика.
11. Когда учитель похвалил, Филипок сказал: «Я еще не так могу!»
(Я бедовый, я сразу всё понял. Я страсть какой ловкий.)
- Предлагаю поработать в парах. Из конверта достаньте голубые карточки со словами. Выберете те, которые характеризуют мальчика, подготовьтесь пояснить свой выбор.
У детей карточки: маленький, взрослый, смелый, бесстрашный, ленивый, робкий, любознательный, смышленый, глупый, настойчивый, грустный, весёлый, целеустремлённый.
- Проверим, какие слова вы выбрали. Объясните, почему. (Сначала объясняют, затем включить слайд)
Слайд 10
смелый один отправился в школу
бесстрашный не испугался собак
робкий смутился перед незнакомым человеком
смышленый научился немножко читать, когда читал брат
любознательный стремился в школу
целеустремленный очень хотел учиться
- Чего больше всего хотел Филипок?
- Какие трудности встретились ему по пути в школу?
- Как вы думаете, почему Л.Н.Толстой захотел нам рассказать про этого мальчика? (идти к своей цели и ничего не бояться)
- Об этом говорят пословицы и поговорки. Предлагаю их собрать.
Соберите пословицы (доска)
Не будь тороплив, но будь настойчив.
За один раз дерева не срубишь.
Капля по капле и камень долбит.
Кто старается, тот закаляется.
Кто старается, тот и в камень гвоздь забьет.
V. Итог урока. Рефлексия.
«Каждый день жизни прибавляет нам частицу мудрости»
- Прибавилась ли у вас частица мудрости сегодня на уроке и в чём она заключается?
- Сегодня, ваш багаж знаний пополнился еще на одну прочитанную книгу. Оцените свою работу на уроке.
- Достаньте из конверта картинки с книгой и подумайте, на какую полку хотите поставить её. (На доске пояснение:
1. всё понял, понравилась работа в парах и группах;
2. некоторые моменты на уроке были непонятны, не всегда был согласен с мнением товарищей;
3. на уроке ничего не понял, работа в парах и группах не понравилась, был не согласен с мнением одноклассников).
- Место 4А, место 1А, место 2Б, место 3Б. (Дети прикрепляют книги на магниты)
- Наш урок подошёл к концу. Спасибо за урок.
Домашнее задание: стр 112-114 читать. Пофантазируйте и придумайте, что произошло с Филипком дальше. Каким он стал учеником