Методическая информация
Тип урока
Развитие новых знаний
Цель урока
Создание условий для формирования осознанного, правильного и выразительного чтения.
Задачи урока
- Учить понимать содержание рассказа, используя сюжетно – композиционный треугольник.
- Развивать логическое мышление, внимание, умение концентрироваться, прислушиваться к мнению товарища
- Давать характеристику герою произведения, высказывать свои суждения по произведению, выражать эмоциональное отношение к прочитанному.
- Формировать читательскую деятельность через выборочное чтение.
- Воспитывать волевые качества у детей, желание учиться.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока
Умение анализировать текст, закрепят умение использовать выразительные средства для характеристики действий героя и характера героя, приобретут умение выделять главную мысль и пересказывать по плану.
Необходимое оборудование и материалы
Проектор, компьютер, интерактивная доска, учебник.чтение. 4 кл. учеб./авт.-сост. З.Н Смирнова, тетради, выставка книг Л.Н.Толстого.
Подробный конспект урока
Мотивация учащихся
- Организация начала урока
а) Считалочка:
На уроке будем читать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
б) Слова учителя (к классу):
- Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!
в) Разминка Чтобы вам читалось на уроке быстро и легко, нужно размять нам язычок. Для этого выполним несколько упражнений:
А) Дыхательная гимнастика.
Задуйте свечу.
* Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу.
* Представьте, что на руке стоит три маленьких свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя пропорциями. Задуйте каждую свечу.
*Представьте, что перед вами большой именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.
Б) скороговорки
Человек неучёный – что топор неточёный.
Ученик учил уроки - у него в чернилах щёки.
медленное чтение (хором)
чтение с ускорением (хором)
беглое чтением (индивидуально)
1. Прочитайте произведение Е. Тараховской “Заяц” (вполголоса):
Я боюсь, я боюсь
Волка и кукушку.
Я боюсь, я боюсь
Жабу и лягушку.
Я боюсь, я боюсь
Муравья и мушку.
И ужа, и ежа,
И чижа, и стрижа.
Поглядите, как дрожат
Ушки на макушке.
Учитель:
– О ком стихотворение?
– Что можете сказать о зайце?
– Прочитайте стихотворение так, чтобы все поняли, как боится зайчик. Для этого используйте мимику, жесты.
Ход и содержание урока
Изучение нового материала
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с ещё одним произведением Л.Н.Толстого.
Название нового произведения вы определите сами, из букв составьте имя мальчика героя произведения.
.и . и . о . кплф
Какое слово получилось?
Послушайте текст, и назовите сложные и незнакомые вам слова
Словарная работа:
- поденная работа – работа с оплатой по отработанным дням;
- слободка – пригород;
- сенцы – помещение между жилой частью дома и крыльцом;
- полы – нижняя часть раскрывающейся спереди одежды;
- бедовый – шустрый, смелый.
Чтение по частям.
Учитель:
– Каков же Филипок?
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте прочитаем это произведение.
а) Чтение первой части.
Чего хотел Филипок? (Филипок хотел идти в школу, просился у матери, чтобы она отдала его учиться).
– А как он собирался в школу? (Он выбрал момент, когда бабушка спала, отец уехал в лес, а мать была на работе).
– Торопился ли Филипок? (Да, взял отцовскую шапку. Все делал молча, никому не говоря).
б) Чтение второй части
Учитель:
– Далеко ли была школа? (За селом, надо было идти через все село)
– Почему собаки залаяли на Филипка? (Собаки лаяли потому, что не знали его. Они его не видели никогда. А ещё собаки лают, когда бежишь. Филипок не шел, а бежал в школу – вот что важно! Да ещё он был в отцовской шапке, в шубе)
– Что мог сделать Филипок, когда на него залаяли собаки? ( Вернуться обратно домой)
– А почему он не вернулся, хотя и было страшно? ( Сильное желание попасть в школу )
в) Чтение третьей части про себя.
Учитель:
– Какое чувство охватило Филипка, когда он подбежал к школе? (Чувство страха что, учитель прогонит его)
г) Чтение четвёртой части.
Учитель:
– Как вошел Филипок в школу? (Снял шапку, вошел тихо, испугался, что не мог говорить).
- Почему Филипок заплакал? (в горле у него от страха всё пересохло)
Д) Чтение пятой части.
– Как вел себя Филипок после похвалы учителя? Что он сказал? (“Я бедовый…”)
– Он знает себе цену, знает, что такое бедовый и ловкий.
– Зачем он так сказал учителю? (Чтобы убедить его, что сможет учиться).
– Так каков же Филипок? (Филипок – самостоятельный, настойчивый, смелый, он уже имеет характер, он может добиться своей цели).
– Какая у него цель? (Хорошая, благородная – учиться, получать знания).
Физминутка
А теперь, ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В сторону, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
Проверка и оценивание
Тест (выполняется индивидуально в тетрадях)
Составление плана:
1. Филипок собирается в школу.
2. Дорога в школу.
3. Страх.
4. Встреча с учителем
5.Филипок складывает свое имя.
Рефлексия деятельности на уроке
Итог урока.
-Как вы думаете, как будет учиться этот мальчик?
-Кто хотел бы быть похожим на него? А что для этого надо? (Стремление, старание).
-Чему научил вас этот текст (добиваться своей цели, не бояться)
- Чем вам понравился Филипок? (Трудолюбивый, смелый. Самостоятельный, настойчивый. Филипок добивается своей цели)
работа с пословицами.
Какая из предложенных вам пословиц подходит к этому произведению?
- Один за всех, а все за одного.
- Друзья познаются в беде.
- Грамоте учиться всегда пригодится.
- Добра желаешь – добро и делай.
работа с выставкой книг
- Обратите внимание на выставку книг Л. Н. Толстого. Эти интересные книги я советую вам взять в нашей библиотеке и прочитать.
Домашнее задание
Домашнее задание.
Я предлагаю вам написать письмо Филипку о себе, о своей школе.
Методическая информация
Тип урока
Развитие новых знаний
Цель урока
Создание условий для формирования осознанного, правильного и выразительного чтения.
Задачи урока
- Учить понимать содержание рассказа, используя сюжетно – композиционный треугольник.
- Развивать логическое мышление, внимание, умение концентрироваться, прислушиваться к мнению товарища
- Давать характеристику герою произведения, высказывать свои суждения по произведению, выражать эмоциональное отношение к прочитанному.
- Формировать читательскую деятельность через выборочное чтение.
- Воспитывать волевые качества у детей, желание учиться.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока
Умение анализировать текст, закрепят умение использовать выразительные средства для характеристики действий героя и характера героя, приобретут умение выделять главную мысль и пересказывать по плану.