Организационный этап Цель этапа: включить учащихся в учебно-познавательную деятельность. -Прозвенел и смолк звонок, Начинается урок! Речевая разминка. Жук жужжит в железной банке, Жук не хочет жить в жестянке, Жизнь жука в плену горька, Жалко бедного жука. - что такое «жестянка»? - Что мы будем делать на уроке: вспоминать, читать, сравнивать, думать, рассуждать, доказывать, оценивать делать выводы. Да, мы сегодня познакомимся с новым произведением и конце урока сделаем открытие «Чему оно учит?» | Четко проговаривают каждый звук. -ответы детей | Учебно-познавательная мотивация. |
Мотивация, актуализация знаний, целеполагание -На прошлом уроке вы познакомились с биографией Л.Н.Толстого.Что вам запомнилось? А какая была эта азбука нам сейчас расскажут наши ученики, которые подготовили сообщение. Также мы прочитали басню «Старый дед и внучек». Главная мысль басни. -Читаем «по цепочке». Прочитаем пословицу после рассказа. (Кто родителей почитает, тот вовек не погибнет.) Чему она нас учит? Рассказ о своей семье. | Он создал первую азбуку для детей и открыл первую школу для крестьянских детей. Выступления детей. - Нельзя обижать старых людей. Читают «по цепочке» Любить и уважать свою семью. Выступления детей(2 чел.) | Определение границ знания и незнания. Сформированность навыка чтения. |
Изучение нового произведения «Филипок» Цель этапа: познакомить с содержанием произведения. -Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением Л.Н. Толстого А узнаем название если правильно выполним задание. ( .и.и.о.) Филипок. Но это не просто рассказ. Это быль. Кто знает, что такое быль? Это мы с вами проверим, когда прочитаем произведение. О ком или о чем может быть произведение с таким названием? Давайте послушаем пословицы, которые нам подготовили девочки и подумаем о чем еще будет идти речь в рассказе. Читать текст мы будем совместно с диктором. Первичное восприятие текста. -Понравилось ли вам произведение? - В произведении Л. Н. Толстого «Филиппок» встречаются слова, которые сейчас редко употребляются в речи, научимся их правильно читать. Слобода | Пострелёнок | Сенцы | Украдкой | Бедовый | Подённая работа | Бежать во весь дух | полы | Страсть, какой ловкий | Немой | Нашел страх | Физкультминутка. -Давайте посмотрим на иллюстрацию. Как одевались крестьянские дети? Какой эпизод изображен? Анализ произведения и вывод главной мысли. - А теперь ответьте на вопросы по тексту. Они на слайдах. -Почему Филипок не ходил с ребятами в школу? -Что пережил Филипок, Когда бежал в школу? Почему? - Как развивались события в школе? - Какое задание дал Филипку учитель? -Вспомните, что вы пережили , когда первый раз пришли в школу? -Найдите в тексте слова, которые объясняют, почему Филипок молчал. -Как вы думаете, каким вырастет этот мальчик? -Как автор относится к своему герою? -Чем закончился рассказ? | Отгадывание ребуса. _Что было на самом деле. Ответы детей. Подготовленные дети читают пословицы об учение. Звучит аудиозапись рассказа. Высказывания детей. Дети читают слова вслух, ставя ударение. Объясняют смысл . Высказывания детей Ответы детей. Вспоминают свои чувства и переживания. Сочувствуют мальчику и радуются за него. Выборочное чтение. Ответы детей. | Планирование учебного сотрудничества, достижение договоренности и согласование общего решения. Умение слушать учителя и ответы одноклассников. Снять усталость в процессе умственных занятий Умение слушать учителя и ответы одноклассников. Умение соотносить свои чувства с чувствами других и корректно высказываться по этому поводу. |
Итог урока. - Чему же учит это произведение? - Это главная мысль произведения! | Надо стремиться к знаниям, надо быть старательным учеником. Нужно ценить то, что у вас есть возможность учиться в школе и в будущем стать образованными, успешными, интересными людьми! Грамоте учиться всегда пригодится. Учиться - это здорово! | |
Заключительный этап Рефлексия -Соберите пословицы. Грамоте учиться всегда пригодится Друзья познаются в беде Век живи век учись Худой мир лучше доброй ссоры. Какая из этих пословиц подойдёт к нашему произведению. Оцените свою работу на уроке. Добились цели, которую поставили перед собой в начале урока? Нарисуйте кружки того цвета, которые соответствуют вашему настроению. Объясните ваш выбор. Обращение к выставке книг. Домашнее задание: с. 112-114 читать по ролям | Собирают пословицы в парах. Записывают домашнее задание. | Умение работать в парах. |