kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока по литературному чтению Л.Н. Толстой "Филипок"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по литературному чтению.

Тема урока: Л.Н. Толстой "Филипок"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по литературному чтению Л.Н. Толстой "Филипок"»

Технологическая карта урока по литературному чтению на родном языке (русском).

Тема урока

Л .Н. Толстой "Филипок"

Цель

Формирование первичных исследовательских умений у младших школьников при работе с художественным произведением; понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа как особого способа познания жизни, как средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.

Задачи

Образовательные: учить наблюдать за словом, его многозначностью, подтекстом; учить анализировать; наблюдать за развитием сюжета.

Развивающие: развивать художественную образную речь, логическое и образное мышление, творческие способности.

Воспитательные: воспитывать культуру чтения, культуру общения друг с другом и с учителем.

Планируемые результаты

Предметные:

  • литературоведческие, исследовательские умения младших школьников при работе с художественным текстом;

  • основные качества полноценного чтения (правильность, осознанность, беглость и, как результат, выразительность);

  • формируют в себе грамотного читателя;

  • учатся по результатам наблюдений делать выводы;

  • обогащают свой словарный запас; расширяют свой кругозор.

УУД

Личностные:

  • Формировать широкую мотивационную основу учебной деятельности, включающую социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

  • Учатся самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

  • Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу.

  • Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

  • Учатся принимать и сохранять учебную задачу, вносить коррективы.

Коммуникативные:

  • Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

  • Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии .

  • Учатся согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; учитывать мнения других; работать в группе, выступать перед аудиторией и представлять интересы группы.

Познавательные:

  • Уметь выделять существенную информацию из рассказа учителя.

  • Осуществлять анализ объектов произведения с выделением существенных и несущественных смысловых признаков.

  • Учатся обобщать, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения.

  • Школьники учатся творчески мыслить.

Основные понятия

Слобода, простреленок, бедовый, сенцы

Межпредметные связи

Русский язык

Оборудование

Учебник Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. «Литературное чтение», 2кл. 1часть

Презентация к уроку

Видео-книга «Филипок»

Карточки с заданиями для микрогрупп, для работы в парах.

















Этапы урока

Формы, методы, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Виды и формы контроля

Осуществляемые действия

Формируемые умения

1

2

3

4

5

6

I.Организация начала урока.

Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок

Фронтальная.

Словесный. Слово учителя.

- Здравствуйте, ребята.

Солнце радостно проснулось, 
Осторожно потянулось, 
Лучикам пора вставать 
И урок наш начинать. 


- Проверим готовность к уроку.


Приветствуют учителя. Организуют рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

Фронтальный. Наблюдение учителя.

II. Речевая разминка

Фронтальная. Словесный. Беседа.


На слайде:

Ученик учил уроки –

У него в чернилах щёки.

– Прочитайте жужжащим способом;

- А теперь прочитаем с различными интонациями: удивления, утверждения, раздражения, восхищения, радости; скороговоркой.


Слушают учителя. Отвечают на вопросы.


Воспроизводят знания и умения, необходимые для решения проблемной ситуации.

Индивидуальный, фронтальный. Устные ответы.

III. Проверка домашнего задания и актуализация знаний учащихся.


Фронтальная. Словесный. Беседа.















Фронтальная. Словесный. Слово учителя.
















1.Проверка изученного материала.

Чтение по ролям рассказа В. Осеевой «Хорошее»

  • Автор – Мочалова Ева

  • Юрик – Ермохин Алексей

  • Сестрёнка – Асадуллаева Виктория

  • Няня – Будылина София

  • Трезорка – Лобанов Илья

  • Мама – Шмакова Мария



2. Актуализация знаний учащихся.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением, автора которого вы назовете сами, если вспомните…

«Он создал первую азбуку для детей и открыл первую школу для крестьянских детей».


- Найдите портрет великого русского писателя на своих столах, покажите.



- Что вы ещё знаете об этом писателе?


1. Ермаков Николай

Лев Николаевич родился в 1828 году в большой дворянской семье. Он рано остался без родителей. Его воспитанием занималась дальняя родственница.

2. Малалеева Анастасия

Долгое время Толстой занимался разными науками, но потом понял, что главное его желание – писать книги. За свою долгую жизнь он написал много книг для взрослых и детей. Среди них «Азбука» и «Книги для чтения». По этим книгам он учил деревенских ребятишек грамоте.

3. Топилин Егор

В то время в России дети бедных людей не могли учиться. Лев Николаевич Толстой решил открыть в своей усадьбе Ясная Поляна школу для крестьянских детей.

4. Тюрина Анастасия

В его школе ребята учились читать, писать, считать, были у них занятия по русской истории, естествознанию, по рисованию и пению. На переменах и после занятий Толстой рассказывал ребятам что-нибудь интересное, показывал гимнастические упражнения, играл с ними в городки, летом ходил на речку или в лес, зимой катался на санях с гор. Дети любили своего учителя и с удовольствием ходили в школу.

5. Чернышова Софья

Толстой всё время трудился, хотя и был дворянского рода. Кроме написания книг, он пахал землю, косил траву, пилил дрова, строил избы, шил сапоги. Лев Николаевич считал, что всякий труд полезен.

6. Ежкова Елизавета

Многие годы по всей России дети учились читать по его книгам. И до сих пор во многих учебниках есть его сказки, рассказы, были и басни.


- Почему и в современной жизни мы читаем книги Л. Н. Толстого?

- В нашей школьной библиотеке собраны книги Л. Н. Толстого. Советую вам прочитать их.


Слушают учителя. Отвечают на вопросы учителя.










Речь идет о писателе - Толстой Лев Николаевич





Сообщения учащихся:






































Они о дружбе, честности, порядочности, любви, справедливости, стремлении к знаниям - это вечные ценности.

Актуализируют усвоенные раннее знания.

































Индивидуальный, фронтальный. Устные ответы.


IV.Работа по теме урока.

1.Актуализация опорных знаний, умений и навыков учащихся.









Постановка проблемы:

а) создание проблемной ситуации;

б) постановка проблемы

- Вам предстоит познакомиться ещё с одним произведением Л. Н. Толстого.


- А с чем будут связаны события, происходящие в рассказе, вы узнаете, отгадав загадку.

Большой, просторный, светлый дом.

Ребят хороших много в нём.

Красиво пишут и читают.

Рисуют дети и считают. (Школа)

- Правильно, речь пойдёт о школе.


- По названию первых букв из древнерусского алфавита составьте слово, которое будет являться названием рассказа, который мы будем изучать на уроке (показ букв).


ФЕРТ ИЖЭ ЛЮДИ ИЖЭ ПОКОЙ ОН КАКО

Ф И Л И П О К

- Почему слово Филипок написано с заглавной буквы?


- Как вы думаете, о ком мы будем читать?


Отгадывание загадки.












Расшифровывают тему произведения (работа в парах)






Это имя собственное.



О мальчике, которого зовут Филипок.


Извлечение необходимой информации из сообщения.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Фронтальный. Устные ответы.

2. Словарная работа.

Фронтальная, групповая.

Словесный, практический, исследовательский

- В этом произведении вам встретятся новые слова.

- Прочитайте слова, записанные на доске.

- Объясните значение тех слов, которые уже встречались вам раньше.


Слобода большое село, деревня

Пострелёнокнепоседа, шалун

Бедовый шустрый, смелый


- Найдите объяснение этих слов в словарике в конце учебника.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания .









Воспринимают информацию, обнаруживают первичное понимание.

Групповой. Устные ответы

Физкультминутка

Коллективная. Практический

- Перед тем, как начнем работать с произведением, я предлагаю вам немного отдохнуть, встаньте из-за парт.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА




Выполняют движения под руководством учителя.

Осуществляют профилактику утомления.

Коллективный. Правильное выполнение движений.

3. Первичное знакомство с произведением (первичное чтение).


4.Проверка первичного восприятия текста.



- А теперь внимательно посмотрите и послушайте рассказ, попробуйте прочувствовать все, что услышите.




- Понравился ли вам рассказ?


- Что особенно понравилось?


- Когда было страшно? Почему?


- Что вызвало ваш смех?


- Когда героя было жалко? Почему?


Слушают и смотрят видеофильм.

Отвечают на вопросы.




Ответы детей.


Воспринимают информацию, обнаруживают первичное понимание.


Групповой. Устные ответы

5.Чтение рассказа «цепочкой по частям».



6.Анализ содержания.







Прием «Чтение с остановками»

Чтение первой части

Вопросы после чтения первой части.




Прогнозирование по содержанию.













Чтение второй части

Вопросы после чтения второй части.


















Чтение третьей части

Вопросы после чтения третьей части.


















Чтение четвёртой части

Вопросы после чтения четвёртой части.

























Чтение пятой части

Вопросы после чтения пятой части.







Чтение шестой части

Вопросы после чтения шестой части.



Чтение рассказа обучающимися до слов «взял старую отцовскую и пошел в школу…»


Стадия осмысления. 1 часть

-Что вы узнали о Филипке в самом начале?


- Почему он остался дома?



- Где были родители?


Подённая работа - работа, которая оплачивается по отработанным дням.


- Что сделал Филипок, когда бабушка уснула? Прочитайте.


- Почему он не стал искать свою шапку, а одел отцовскую?


Чтение текста до слов «споткнулся и упал…».


(Пауза для эмоционального восприятия.)


2 часть

Чтение рассказа обучающимися до слов «Филипок стал кричать, споткнулся и упал..»


Слобода - сторона, улица. (во время чтения)


- Далеко ли была школа?


- Что случилось по дороге в школу?


- Почему собаки залаяли?





- Представьте себя на месте Филипка. Расскажите, что испытал мальчик, когда столкнулся с чужими собаками?


- Что было дальше?


- А как поступили бы вы?


3 часть

Чтение рассказа обучающимися до слов «учителя боится…»


- Кто же помог Филипку?


- Как он назвал Филипка?

Пострелёнок - озорник, сорванец.


- Что значит выражение: подобрал полы и пустился бежать во весь дух?


Полы - нижняя часть раскрывающейся спереди одежды.


Во весь дух - очень быстро.


- Какое чувство испытал Филипок на пороге школы?

- Почему?

- Какие сомнения были у Филипка? Прочитайте.


- Какое решение принял Филипок?



4 часть

Чтение рассказа обучающимися до слов «Тогда учителю жалко его стало …»


- Как же Филипок всё-таки решился войти в школу?





- Что он сделал, когда вошёл?



- Почему? (Так принято.) О чём это говорит?


Сенцы - помещение между жилой частью дома и крыльцом.


- Почему на вопросы учителя Филипок не отвечал?


Немой - лишённый способности говорить.


- Найдите в тексте и прочитайте выражения, которые близки по значению и объясняют молчание Филипка.


- А почему же он заплакал?




5 часть

Чтение рассказа обучающимися до слов «мать попрошу, чтоб пускала тебя в школу…»


- Кто поддержал Филипка?


- Что они рассказали о Филипке? Прочитайте.


Украдкой - скрытно, незаметно от других.


6 часть

Чтение рассказа обучающимися до конца.


- Когда же осмелел Филипок?



- А за что похвалил?





- Как о себе говорит Филипок?


Бедовый - ловкий, сообразительный.


Страсть какой - очень.


- Зачем он так сказал учителю?

- Каков же Филипок?


Выберите подходящие слова, которыми можно охарактеризовать этого героя.


- Что изменилось в жизни Филипка?


- Верите ли вы, что эта история могла произойти на самом деле?


Слушают учителя. Отвечают на вопросы.



(Настоящее имя – Филипп. Он был маленький, и мать не пустила его в школу вместе с другими ребятами.)


(Мать ушла на подённую работу. Отец ещё с утра уехал в лес.)


Выборочное чтение


(Торопился.)













(За селом у церкви)


(На мальчика напали собаки)


(Они не знали его, никогда не видели. А ещё Филипок не шёл, а бежал. Торопился. Вот что важно!)













(Мужик отогнал собак.)

(пострелёнок)










(страх)


Выборочное чтение

(Вдруг учитель прогонит.)


(Назад идти – собака заест, в школу идти – учителя боится.)


Возможные варианты ответов обучающихся.

(Его пристыдила баба. Она подумала, что Филипок опоздал и тем самым подтолкнула его.)


(Снял шапку.)



(Мальчик был воспитанный.)





(напугался)




Выборочное чтение

(Так напугался, что говорить не мог. В горле от страха пересохло.)



(Стало обидно, что ему не разрешат ходить в школу.)






(ребята)


Выборочное чтение








(Когда учитель похвалил его.)


(За то, что знает буквы и сумел сложить своё имя.)



(Я бедовый, я сразу всё понял. Я страсть какой ловкий!)




(Хотел убедить учителя, что сможет учиться в школе.)




(стал учеником.)



Возможные варианты ответов обучающихся

Формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуации, строить монологическое доказательное высказывание.

















Проблемный, словесный.



- Жанр этого произведения так и называется - быль.


Быль - это то, что было в действительности в жизни.





7.Определение темы и идеи текста.






Фронтальная.

Слово учителя.

- Мы познакомились с былью Л. Н. Толстого и узнали кто такой Филипок.


- Но впереди нас ещё ждёт открытие: Чему же учит это произведение?


- Чтобы совершить это открытие поработаем в группах.





V.Аналитическое чтение произведения

Фронтальная, групповая (дифференцированная).

Словесный, практический

Самостоятельная работа учащихся.


1 группа: составить картинный план.

Обсудить в группе и подготовить ответ на вопрос:

Какие препятствия пришлось преодолеть Филипку на пути в школу?

  • Мать не пустила

  • Собаки набросились

  • А главное - преодолел страх и свои сомнения

- Что же заставило Филипка преодолеть все препятствия? (желание учиться)


2 группа: восстановить деформированный план.

Пронумеровать карточки в соответствии с порядком следования событий в рассказе.

2. Филипок отправляется в школу.
1. Скучно дома.
3. Опасная дорога в школу.

5. Встреча с учителем.
4. Раздумья на пороге школы .
7. «Ты погоди хвалиться».
6. Филипок читает.

Подготовить выразительное чтение по ролям 6 и 7 частей.

3 группа: составить краткий рассказ о главном герое.


Перед вами текст - подсказка. Выбирайте и вставляйте подходящие по смыслу слова.

Филипок - это … … мальчик.

( маленький, деревенский)

У него были мама, …, …, старший … … . (папа, бабушка, брат Костюшка)

Костюшка ходил … . (в школу)

Филипок был … и тоже хотел … . (любознательный, учиться)

Он был … и …, не испугался собаки и незнакомого учителя. (смелым и настойчивым)

Учитель … Филипку … в школе. (разрешил, учиться)


Самостоятельная работа учащихся























VI.Обобщение полученных знаний.


Фронтальная, индивидуальная (дифференцированная). Словесный, практический.

Взаимообучение групп.

- Давайте проверим, что у вас получилось.

- 1 группа проверим картинный план…


- 2 группа проверяем план, чтение 6 и 7 частей.


- 3 группа дайте характеристику главному герою….


Взаимообучение групп.



Выступление учащихся по группам.


Индивидуальный, фронтальный. Устные ответы

VI.Рефлексивно-оценочный.





























  • Работа с пословицами – выводами:

Фронтальная.

Словесный.

- Почему Филипок так стремился в школу?

(У него было огромное желание учиться)

- Верите ли вы, что Филипок будет старательным учеником?


- Почему Толстой написал такой рассказ-быль?


- Чему же учит это произведение?
















- Это главная мысль произведения!


- Вот мы и сделали открытие: чему учит быль Толстого «Филипок».


- Перед вами карточка с заданием: соберите пословицы, отметьте ту, которая подходит к прочитанному рассказу.


Корень учения горек,


всегда пригодиться.

Грамоте учиться -


а плод его сладок.

Красна птица перьем,


а человек уменьем.


- Зачитайте пословицы.

- Какая пословица больше всего подходит к данному рассказу?


-Мне было очень приятно побеседовать с вами. Спасибо за урок.


Отвечают на вопросы учителя.








(Надо стремиться к знаниям, надо быть старательным учеником. Нужно ценить то, что у вас есть возможность учиться в школе и в будущем стать образованными, успешными, интересными людьми! Грамоте учиться всегда пригодится. Учиться - это здорово!)







Работают в парах, собирают пословицы.

Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу.


Фронтальный, словесный.



- У каждого из вас на столе стикеры…




VII. Домашнее задание


По выбору:

  1. Прочитать и подобрать пословицы к рассказу.

  2. Подготовить краткий пересказ.












Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №9





Предмет: литературное чтение на родном языке (русском)

Класс: 2 «В»

Тема: Л.Н. Толстой «Филипок»

УМК, автор учебника: «Школа России»,

Л. Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова,

Л.А. Виноградская, М. В. Бойкина

Тип урока: урок изучения нового материала



Выполнила: Безумнова Мария Александровна,

учитель начальных классов

высшей категории

пед. стаж – 15 лет

Дата выполнения - 22.11.2019г.



Корень учения горек,


всегда пригодиться.


Грамоте учиться -


а плод его сладок.

Красна птица перьем,


а человек уменьем.



Корень учения горек,


всегда пригодиться.


Грамоте учиться -


а плод его сладок.

Красна птица перьем,


а человек уменьем.



Корень учения горек,


всегда пригодиться.


Грамоте учиться -


а плод его сладок.

Красна птица перьем,


а человек уменьем.



Корень учения горек,


всегда пригодиться.


Грамоте учиться -


а плод его сладок.

Красна птица перьем,


а человек уменьем.



Корень учения горек,


всегда пригодиться.


Грамоте учиться -


а плод его сладок.

Красна птица перьем,


а человек уменьем.



Корень учения горек,


всегда пригодиться.


Грамоте учиться -


а плод его сладок.

Красна птица перьем,


а человек уменьем.





















































































































































































































































































































«Филипок»






БЫЛЬ






































































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока по литературному чтению Л.Н. Толстой "Филипок"

Автор: Безумнова Мария Александровна

Дата: 27.05.2020

Номер свидетельства: 551612


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства