Тема: «Квадрат».
Цель: систематизировать представления второклассников о многоугольнике, прямоугольнике, дать представление о квадрате.
Задачи: учить распознавать прямоугольник и квадрат, ориентируясь на их существенные признаки. Совершенствовать вычислительные навыки и умение решать практические задачи. Развивать логическое мышление, внимание, память.
Ход урока:
1.Число. Классная работа.
2. Записываем . один за доской
- Найти разность 18 и 8
- Найти сумму 7 и 8
- Первое слагаемое 14, второе слагаемое 6. Найти сумму
- Уменьшаемое 32, вычитаемое 7, найти разность
- Проверьте
3. (слайд)
- Какие геометрические фигуры я использовала?
- Какие ещё геометрические фигуры вы знаете?
- Давайте некоторые рассмотрим подробнее. (слайд)
- Какую фигуру вы считаете лишней? Почему? (убираем круг – нет углов)
- А теперь какая фигура лишняя? Почему? (треугольник – 3 угла)
- Назовите оставшиеся фигуры. (прямоуг., квадр.)
- Что такое прямоугольник?
- Сегодня выясним, что такое квадрат. А может вы о нём уже что-нибудь знаете?
4. –А сейчас я вам расскажу сказку: (слайды)
Сказка.
Только сказка эта не обычная, а геометрическая. Слушайте.
-Жила на свете важная фигура. Важность её признавалась всеми людьми, так как при изготовлении многих вещей форма её служила образцом. Кого бы ни встретила она на своём пути, всем хвалилась: “Посмотрите на меня: противоположные стороны мои равны, углы все прямые”.
- Как же зовут тебя? – спрашивали встречные.
- А зовут меня… (Прямоугольник) слайд
- Правильно, прямоугольник. А как вы догадались?
- Ходил прямоугольник по свету, и стало тяготить его одиночество: ни побеседовать не с кем, ни потрудиться в хорошей и дружной компании. А уж, какое веселье одному? Весело бывает только с друзьями. И прямоугольник решил поискать родственников.слайд
“Если встречу родственника, то я его сразу узнаю, - думал прямоугольник, - ведь он на меня должен быть чем-то похож”.
- Однажды встречает он на пути такую фигуру. Стал к ней приглядываться. Что-то знакомое, родное увидел он в этой фигуре. слайд
И спросил тогда:
- Как зовут тебя?
- Меня зовут…(Многоугольник) Я твой родственник.
- А как же ты докажешь что мы родственники?
- Очень просто. Все мы имеем два общих признака.
- Вы сможете их назвать, ребята?
(4 угла и 4 стороны)
- Обрадовались фигуры тому, что нашли друг друга. Стали они теперь вдвоём жить-поживать, вместе трудиться, вместе веселиться, вместе и по белу свету гулять. Отдыхают они однажды на опушке леса и видят, выходит из-за кустов ещё какая-то фигура и направляется прямо к ним. Поздоровались фигуры вежливо. Новая фигура говорит:
- Долго я искал представителей нашего старинного рода. Наконец-то нашёл своих близких родственников. слайд
- А как же зовут тебя? – с удивлением спросили новую фигуру.
- А зовут меня –…(Квадрат)
- А как же ты докажешь, что мы родственники?
- Очень просто. Мы с Четырёхугольником имеем два общих признака…Какие? –(4 угла, 4 стороны.)
- А с прямоугольником – 4 общих признака!
- Какие?
(4 угла, все углы прямые, 4 стороны, противоположные стороны равны).
- Так встретились и стали жить-поживать вместе три родственные фигуры.
5. Физкультминутка. (Учитель показывает фигуры, если квадрат – дети приседают, если прямоугольник – хлопают в ладоши).
слайд)
6. – Отгадайте загадку:
7. Он давно знакомый мой.
Каждый угол в нём прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его…
Но перед тем как работать дальше, посмотрим на доску: какие углы здесь нарисованы (2 прямых, 2 острых, 2 тупых)
А теперь нарисуйте угол и достройте его до квадрата
Почему при покупке скатерти на стол квадратной
формы называют только один размер: У квадрата все
стороны равны
8. –У меня платок. Какой он формы? Я хочу обшить его по краям, но не зная, какой длины ткань купить. Подскажите, как узнать?
- То есть надо найти… (периметр)
-Что такое периметр? Сумма длин всех сторон. (слайд – Р=а+а+а+а+а) Запишите формулу в тетрадь.
- - Длина стороны платка 8 см. Как найти периметр? (слайд)
А теперь мы с вами еще решим одну задачу: Было- 25, съели- 8 и 7; осталось-?
25 – 7 – 8 = 10 (п.)
Замени примеры по образцу
4+4+4= 12 по 4 3 раза
7+7+7+7=28 по 7 4 раза
9+9+9+9= 36 по9 4 раза
10+10+10+10= 40 по 10 4 раза
10. Попробуем сделать выводы. Отвечайте «да» или «нет». Прямоугольник и квадрат:
. Назовите предметы из нашей жизни, которые могут быть квадратными. (слайд).
Наташа собрала на 3 стакана малины больше, чем Лера. Сколько стаканов малины собрала Наташа, если Лера собрала 12 стакана?
Решение номеров в учебнике: страница номер
Рефлексия. – Напишите в тетради «Я», и выберите одно слово с экрана (слайд):
узнал
запомнил
научился
повторил
не понял