Урок «Кто такие звери?» проводится в 1 классе в разделе «Что и кто?» 15 по счёту. Учащиеся сравнивают зверей с птицами, рыбами, насекомыми, о которых они уже знают. Изучают основные признаки зверей: шерсть, выкармливание детёнышей молоком, а также проводят связь строения тела зверя с его образом жизни. Ученики активно работают с интерактивной доской.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
-сотрудничество с учителем и сверстниками – определение
способов взаимодействия;
- формирование собственного мнения;
- использование речи для регуляции своего действия;
- умение аргументировать свою позицию, свой ответ;
- владение монологической и диалогической формами речи.
Личностные УУД:
- способность к самооценке;
- наличие учебно-познавательной мотивации;
- ориентация на бережное отношение к окружающему миру;
Оборудование:
доска «SMART BOARDтм»;
презентация;
- видеофрагмент из мультфильма «Приключения капитана Врунгеля»;
- чучела животных.
Аннотация:
Урок «Кто такие звери?» проводится в 1 классе в разделе «Что и кто?» 15 по счёту. Учащиеся сравнивают зверей с птицами, рыбами, насекомыми, о которых они уже знают. Изучают основные признаки зверей: шерсть, выкармливание детёнышей молоком, а также проводят связь строения тела зверя с его образом жизни. Ученики активно работают с интерактивной доской.
Ход урока:
1.Организационный момент(1-2 минуты)
Проверка готовности рабочих мест.
2. Актуализация знаний (4-5 минут)
- Кто дважды родится, а один раз умирает? Так можно сказать о птице. Сначала на свет появляется яйцо, а затем из него вылупляется птенец. Как птиц отличить от других животных?
Какие части тела у птиц вы уже знаете? Покажите их на чучеле вороны. Скажите, есть ли у птиц зубы? Оказывается, у маленьких, еще не вылупившихся из яйца птенчиков сверху на клюве есть твердая маленькая шишечка. Ученые назвали ее «яйцевым зубом». Этим зубом птенец разбивает изнутри скорлупу яйца, когда выбирается из неё. Затем этот зуб отпадает. Так что недолго, но один зуб у птиц бывает.
3. Постановка учебной задачи (4-5 минут)
Вспомните разговор Муравья Вопросика и Черепахи, который мы слышали на прошлом уроке. Сколько групп животных назвала Черепаха? О каких животных мы уже узнали?
Кто остался?
Разгадав анаграмму вы узнаете, о ком мы будем сегодня говорить (звери)
Попробуйте поставить цель нашего урока.
Итак, цель нашего урока: знать отличительные признаки зверей, их внешнее строение и разнообразие.
4. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)
(14 минут)
На доске спрятаны изображения животных. Отгадайте загадки, узнаете кто где спрятался.
Учитель загадывает загадки и по одному лопает шарики, за которыми появляется изображение животного.
1.Жу-жу, жу-жу,
Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу,
Букву "Ж" все твержу.
Зная твердо букву эту,
Я жужжу весной и летом. (розовый шарик) - жук
2. На скале он строит дом.
Разве жить не страшно в нём?
Хоть кругом и красота,
Но такая высота!
Нет, хозяин не боится
Со скалы крутой скатиться -
Два могучие крыла
У хозяина ….
(желтый шарик) - орел
3. По реке плывет бревно.
Ох, и злющее оно!
Тем, кто в речку угодил,
Нос откусит…
(красный шарик) - крокодил
4. Эта маленькая крошка
Рада даже хлебной крошке,
Потому что дотемна
В норке прячется она. (синий шарик) - мышь
Чтобы ответить: кто на рисунке зверь, надо установить – кто точно не зверь. Итак, орёл – птица, жук – насекомое. Остались крокодил и мышь. Вариантов два: или оба звери, или кто-то один из них. Чтобы ответить на этот вопрос, надо точно знать признаки зверей. Начнем наше исследование со знакомства со строение тела зверей. Рассмотрим его на примере зайца. Назовите все части тела зайца. А теперь найдите эти же части тела у зверей, изображенных на странице 39, покажите их своему соседу по парте (работа в парах).
-Ничего нового, необычного не увидели. У нас самих есть то же самое, кроме хвоста. Чем же звери отличаются от других животных? Вспомните, чем покрыто тело у рыб? А у птиц? А чем покрыто тело зверей? Правильно. Только у зверей тело покрыто шерстью. Что такое шерсть? Это мех или волосы. Это первый отличительный признак, который вы сразу можете увидеть. Второй отличительный признак - только у зверей самки вырабатывают молоко для кормления детенышей, поэтому зверей называют млекопитающими. Количество шерсти у них может быть различным, У медведя, например, ее много, а у слона – мало. Это зависит от того, какой образ жизни он ведет. Многие млекопитающие покрыты волосами двух разных видов. Посмотрите на рисунок с изображением бобра (учитель показывает рисунок). У этого зверя под длинными, жесткими волосами спрятан плотный слой мягких. А у дикобраза (учитель показывает рисунок) особые волосы. Они называются иглами.
Мы с вами теперь знаем основные отличительные признаки зверей – наличие шерсти и кормление детенышей молоком. Вернемся к рисунку, который мы рассматривали в начале урока. Крокодил и мышь – кто из них зверь? Хоть мышка и маленькая, но она – зверь. А крокодил нет. У него нет шерсти, это мы видим сразу. А чтобы узнать, кормит он своих детенышей молоком, вспомним, как появляются на свет его малыши (фрагмент из мультфильма «Приключение капитана Врунгеля», в котором в трюме корабля из яиц вылупляются крокодильчики). Учитель нажимает на скрепку в углу картинки и показывает видеофрагмент)
-Детенышей, появившихся на свет из яиц, молоком не кормят. Вспомните птиц. Поэтому мы совершенно уверенно можем сказать, что крокодил – не зверь. К какой группе животных он относится, вы узнаете позднее.
Звери могут питаться растениями или животными, добывать пищу днем или ночью. Большинство из них ходит на 4 лапах. Но некоторые могут скакать на двух, как, например, кенгуру. Часть зверей обитает на земле, часть – на деревьях. Это зависит от того, кто как приспособился строить дома и добывать пищу. Звери могут иметь постоянную окраску или менять ее в разные времена года. Каких вы знаете зверей, меняющих окраску? Чтобы вам было легче вспомнить, кто еще меняет окраску, отгадайте анаграмму.
Физ.минутка (после анаргаммы) – 1 минута
Зайцы скачут:
Скок-скок-скок!
Да на беленький снежок.
Приседают, слушают:
Не идет ли волк.
Раз - согнуться, разогнуться.
Два - нагнуться, потянуться.
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
5. Первичное закрепление(4-5 минут)
Практическая работа
Задание № 1
- Рассмотрите чучела зверей. Чем они покрыты? Зарисуйте шерсть, которую вы рассмотрели, в рабочей тетради. (стр. 27 № 1). Обменяйтесь тетрадями с соседом, проверьте, как вы выполнили задание.
6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.(4-5 минут)
Задание № 2
- Сравните изображенных в рабочей тетради зверей (№3). Пронумеруйте зверей в порядке увеличения (уменьшения) их размеров. Обменяйтесь тетрадями с соседом, проверьте, как выполнили задание.
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение (7-8 минут)
-На стр. 28 № 4 в рабочей тетради дан черно-белый рисунок. Прочитайте к нему задание. Найдите 4 зверей, назовите их. Дети выполняют задание.
-Чтобы правильно раскрасить рисунок, надо знать: какое время года на нем изображено. Какая шубка будет на белке и зайце? Приступайте к работе.
-Мы с вами рассмотрели строение тела зверей. Как правило, такое оно у большинства зверей. Но у каждого правила есть свои исключения.
Строение тела у некоторых млекопитающих может отличаться от других. Это зависит от их образа жизни. Рассмотрите рисунок на странице 39. Какие звери изображены?
-Кто из вас знает, где живет крот? Как он передвигается под землей? Чем он пользуется, чтобы копать землю? Вот и у крота ноги превратились в своеобразные лопаты.
Летучая мышь питается насекомыми. Что нужно, чтобы догнать и поймать насекомых?
Летучие мыши – единственные млекопитающие, умеющие летать. Крыльями им служат лапы, между пальцами которых у них натянута кожа.
Есть млекопитающие, которые всю жизнь проводят в воде. Это дельфины и киты. Их ноги превратились в плавники. Такие же плавники у тюленей, морских львов и моржей, хотя они проводят в воде только часть своей жизни. Посмотрите на изображение кита. У него нет шерсти, а тело покрыто гладкой кожей. Ученые говорят, что когда-то давным-давно, у китов была шерсть, но она постепенно исчезла от долгого пребывания в воде.
Дидактические игра
Ученики делятся на группы и проводят игру, описанную в рабочей тетради (с. 27 № 2). Дети в группе называют зверей. Кто ошибется и назовет животное другой группы, выбывает из игры. Победители в группах соревнуются между собой.
8. Рефлексия деятельности (5минут)
-На уроке вы узнали много нового и интересного о зверях. (работают с интерактивной доской, распределяют животных по группам)
9. (Итог урока 2-3 минуты)
Кто же они такие – звери? Как их отличать от других животных? В начале урока мы поставили цель. Ответьте, пожалуйста, мы достигли ее?
Сравните свои выводы с выводами в учебнике.
Список использованной литературы
Окружающий мир. 1 класс. Учеб. для общеобраз. Учреждений с аудиоприложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч.1 /А. А. Плешаков. – 3 –е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 95 с.: ил.
Окружающий мир. 1 класс. Рабочая тетрадь. для общеобраз. Учреждений. В 2 ч. Ч.1 /А. А. Плешаков. – 2 –е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 68 с.: ил.
Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир» Е. М. Тихомирова. – 4 –е изд. – М.:экзамен, 2012. – 336 с.