kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Кто такие птицы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На  данном уроке дети знакомятся с многообразием птиц, их общими и отличительными особенностями.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Кто такие птицы"»



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1

г. Пугачева Саратовской области имени Т.Г. Мазура»









урок окружающего мира в 1 «В» классе


«кто такие птицы»

Подготовила и провела

учитель начальных классов

МОУ «СОШ № 1г. Пугачева

Саратовской области имени Т.Г.Мазура»

Токарева Н.Г.


















Цели деятельности педагога: создать условия для ознакомления с многообразием птиц, их общими и отличительными особенностями, формирования понятия дикие, домашние, перелётные, оседлые птицы; способствовать развитию монологической речи, наблюдательности, внимания, аналитических умений.

Планируемые результаты

Предметные

-знать, что птицы – животные, тело которых покрыто перьями; приводить примеры птиц;

-узнавать птиц на рисунке;

-выделять существенные признаки природных объектов

Метапредметные

Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Познавательные: выстраивать речевые высказывания, уметь работать в группах и парах; проводить самопроверку.

Коммуникативные: отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Личностные

-осознавать разнообразие и красоту птиц;

-сформировано эмоционально – целостное отношение к окружающему миру.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Оборудование:

  • Учебник Н.Ф.Виноградова. Окружающий мир. 1 класс.

  • Пазлы и рисунки птиц, демонстрационный материал.

  • Мультимедийный проектор.

  • Презентация “Что мы знаем о птицах”.



Ход урока.

I.Организационный момент.


II. Актуализация знаний. Мотивация.

-Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить об удивительных животных, которые обитают рядом с нами. Закройте глаза, подумайте о чем-то очень приятном и послушайте звучание их голосов.

Звучат голоса птиц. Слайд 2.


- О ком мы сегодня с вами будем вести разговор?




III. Сообщение темы и целей урока.

- Как замечательно наблюдать за птицами в небе, любоваться их полетом. Иногда мы мечтаем побывать на их месте, бывает, что мы летаем во сне… Чувство полёта – это удивительное чувство!

Люди воспевают птиц в стихах, картинах, сказках.

Сегодня мы с вами заглянём в чудесное, загадочное царство птиц!


- Посмотрите пожалуйста на доску. Что сегодня мы узнаем на уроке?

1.Кто такие птицы.

2.Группы птиц.

3.Значение птиц в природе.

4.Значение птиц для человека.


IV. Работа по теме урока. Открытие новых знаний.

1. Выявление особенностей птиц. Работа над содержанием смысла «Кто такие птички».

1-й куплет песни (птицы те, которые летают). Слайд 3

- Кого считают птицами? Что умеют делать птицы? (Птицы умеют летать.)

- А кто еще умеет летать? (Бабочки, стрекозы, летучие мыши и др.)

В нашем воображении птицы всегда связаны с полетом, а страусы и

пингвины не могут летать.

- Можем ли мы утверждать, что умение летать главная особенность птиц? (Умение летать не главная особенность птиц.)

Значит, мы не нашли ответ.

2-й куплет песни (поют песню). Слайд 4

-Согласны, что птицы поют? (Мы слышим птичьи голоса, их называют «песни». Но «поют» и дельфины, косатки, значит, это не главная особенность птиц.)

3-й куплет песни (птицы вьют гнезда). Слайд 5

- Что скажете? Согласны? (Да, вьют гнезда, но есть и такие птицы, которые кладут яйца на камни, на ветку дерева, а еще «вьют» гнезда некоторые рыбы, делает гнездо оса.)

4-й куплет песни (птицы несут яички). Слайд 6



- Согласны? (Да, птицы несут яйца, но откладывают яйца еще и крокодилы, черепахи, змеи.)

Делаем вывод: что умеют делать птицы? (Летать, петь, нести яйца, вить гнезда.)

-А другие животные умеют это делать? (Да.)

-Можно утверждать, что это не главные умения птиц? (Да.)

-Как вы думаете,есть еще что-то? Чтобы ответить на этот вопрос, вы сейчас поработаете группами.

(Каждая группа выбирает только птиц)

-Какую особенность вы заметили? Слайд 7 (Всё тело у птиц покрыто перьями. Ни у каких других животных перьев нет. Они спасают птицу от ушибов, от холода, жары, маскируют от врагов. Перья одежда птицы. Перья бывают очень разными по назначению, форме, окраске. Есть и такие перья, которые служат специально для украшения.

Не случайно птиц часто называют «пернатые»)


-Сообщение ученика.

- Птиц на земле около 9 тысяч видов. Только в России их насчитывают более 760 видов.

Есть птицы очень большие, величиной около двух метров, есть и

совсем маленькие, размером с бабочку или стрекозу. Весят такие птицы всего несколько граммов.

Есть птицы, которые могут летать очень высоко в небе, а есть такие, которые

вовсе не могут летать.

Одни птицы живут в лесу, другие - в степи, третьи – в пустыни, или только в горах, четвёртые – на берегу моря или у других водоёмов.

Одни птицы питаются рыбой, другие - насекомыми. Есть хищные птицы,

которые поедают других зверей и птиц, а есть «вегетарианцы», а есть те, которые едят

только растительную пищу, чаще всего - это ягоды и семена.

Одни птицы селятся в дуплах, а другие вьют гнёзда в ветвях деревьев и кустов или на земле. Невозможно, конечно, знать всех птиц, но мы обязаны знать тех, которые живут рядом с нами.

2. Выделение групп птиц.

А) Посмотрите внимательно на тех птиц, которые оказались на ваших листах.

1.Домашние.

2.Перелетные.


(Перелётные птицы совершают регулярные сезонные перемещения между местами гнездовий и местами зимовок. Переселения могут совершаться как на близкие, так и на дальние расстояния.)

3.Оседлые.

( Оседлыми называют птиц, которые придерживаются определённой небольшой территории и за пределы её не перемещаются.)

4.Кочующие.

(Кочующими называют птиц, которые постоянно передвигаются с места на место в поисках пищи. Такие передвижения полностью зависят от доступности пищи.)

5.Декоративные.

(Декоративные птицы содержались в домах людей с давних времен. В древности они были украшениями дворцов, замков и домов знатных особ. Они радовали своим ярким оперением, или прекрасным голосом, или и тем, и другим. Мода на декоративных птиц жива и сегодня.)


Б) Работа с учебником. с.73, 75.

Птицы” (физминутка)

(Если слышат название птиц - машут руками, как крыльями, если нет – приседают)

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны
Галки, макароны…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи
Аисты, кукушки,
Даже совы-сплюшки.
Лебеди и утки
И спасибо шутке!

3. Значение птиц в природе.

-Ребята, как вы думаете, какого значение птиц в природе?


1.Уничтожают насекомых – вредителей растений.

2.Санитары.

3.Поедая плоды, расселяют растения.

4.Пища для других животных.


4.Значение птиц для человека.


1.Продукты питания, пух, перо.

2.Поедают насекомых.

3.Уничтожают грызунов.

4. Доставляют удовольствие.


Физминутка для глаз. Слайд 8.


V.Обобщение.

– Наступила зима. Земля, вода и лес – все покрыто снегом, кажется, все кругом погрузилось в сон. Замерли травы, кусты и деревья. Под снежным покрывалом затаились, застыли многие животные. Для них наступила суровая пора. Хорошо тому, у кого теплое, уютное логово, берлога, норка или гнездо. Хорошо тому, у кого запасов полная кладовая. Поел, свернулся калачиком – спи крепко, смотри сладкие сны. А вот птицы сильно страдают зимой от холода и голода. Ледяной ветер гуляет, носится между домами и деревьями, забирается и под тугие перышки. Не усидеть маленьким птичкам ни на земле, ни на ветке: все покрыто снегом, стынут лапки. Надо прыгать, летать, чтобы как-нибудь согреться. Ох, как трудно им приходится! Ищут они, где бы укрыться от холода, от страшного зимнего ветра. В зимнюю стужу, голодные и ослабевшие птицы быстро замерзают. А вот сытой птичке и мороз не страшен!

- Как мы можем помочь птицам легче пережить холод? Слайд 9

-Чем питаются птички?Слайд 10,11,12


- На наши кормушки тоже прилетели птицы. А какие, вы узнаете, собрав пазл. (групповая работа. Сообщения учащихся о птицах)

Снегирь

Ещё наряднее становится зимняя природа, когда на покрытых снегом деревьях и кустарниках появляются прилетевшие в гости красавцы снегири. Снегирь-самец - красногрудая птичка с голубовато-серой спинкой и чёрной головкой, а у самочек наряд более скромный. Снегири обычно держатся небольшими стайками по 7-10 птичек в каждой.

Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягоду, отломить почку, а затем снова усесться неподвижно на некоторое время. И так целый день. С приближением темноты вся стайка улетает в кусты или на деревья, где и ночует, скрытая в ветках.

Снегирь - доверчивая и общительная птица. Если кто-нибудь из стаи попался в ловушку, вся стая летит но помощь.

Снегирь питается почками и семенами деревьев и кустарников, ягодами, из которых он выбирает семена, а мякоть выбрасывает.

Синица

Название «синица» возникло, очевидно, в связи с тем, что в оперении этих птиц часть перьев имеет сине-голубую окраску.

Стайки синиц обращают на себя внимание не только в лесу, но и вблизи от человеческого жилья, когда наступившая зима заставляет их искать корм повсюду.

Сильным клювом они проникают в трещины коры деревьев и извлекают оттуда яйца, личинки, куколок и взрослых насекомых, большинство которых относится к вредителям лесов, садов, парков. Клювом синицы легко вытаскивают также семена из-под чешуек хвойных деревьев и расклевывают различные плоды. Некоторые синицы не боятся заглядывать в форточки домов и клевать между оконными рамами хранящиеся там продукты: масло, сало, творог. Всюду, где есть кормовые столики и кормушки, синицы посещают их.

Все синицы — друзья человека и заслуживают самого заботливого к себе отношения, особенно в тяжелое для них зимнее время.

Дятел

Дятел– красивая разноцветная птица. Зеленые перья на теле, желтоватые крылья, а голова с красной шапочкой.

Сильными ударами дятел разбивает кору или проделывает в ней воронку, и липким длинным языком, который леко проникает в пробитое отверстие в дереве, птица извлекает из-под коры личинок и взрослых насекомых. И тогда по всему лесу слышно громкое «тук-тук-тук».

Осенью и зимой дятлы едят семена шишек. Весной дятел пьет березовый сок. Однако самой любимой его пищей являются муравьи, поедаемые им в громадных количествах. Летают дятлы хорошо и быстро. Однако они предпочитают передвигаться по стволам деревьев, пользуясь крыльями лишь для перелета на соседнее древо. Даже тогда, когда птице грозит опасность, она не спешит улетать.

Если человек приблизится к птице, она перелетит на соседнее дерево, выражая свое неудовольствие громким резким криком. Лучше не мешать дятлу делать свою работу – очищать дерево от вредных насекомых.





Клест

Клесты — небольшие птицы плотного сложения с довольно длинными и узкими крыльями, короткими толстыми ногами, длинные и сильные пальцы которые вооружены длинными острыми когтями, коротким раздвоенным хвостом и густым оперением

Питаются они, главным образом, семенами хвойных деревьев и лишь в крайнем случае едят семена некоторых лиственных деревьев и маслянистые семена;кроме того, они едят насекомых, особенно тлей.

Клест – это самая удивительная птица! И самая закаленная! Никаких морозов не боится! И птенцов выводит лютою зимой во время вьюг, метелей и сильных морозов. И поэтому гнездо клесты делают очень теплое и прочное. И всегда их гнездо находится очень высоко на сосне или на ели, чтобы никто птенцов не смог достать.

Ворона

Что и говорить, ворона – умная птица, это многим известно.

Почему же ворона такая умная?

Считается, что ворона и от природы очень умна, а тут еще одно преимущество: вороны – птицы стайные.  Живя в стае, где у каждой птицы и так ума палата, вороны еще и учатся, и перенимают опыт у своих сородичей по стае. Таким образом, возникает коллективный опыт, которым овладевает каждая птица в стае. Поэтому-то вороны и такие умные.

Вороны умело прячут свою добычу, как шпионы, оглядываясь по сторонам, закапывают «заначки». Вороны чрезвычайно хитры, они редко попадаются в ловушки и, даже если попались, способны из них выбраться.

 Найдя сухую хлебную корку, ворона никогда не будет давиться в сухомятку, а обязательно найдет лужу, размочит хлеб и только после этого съест.

Вороны много и с удовольствием общаются между собой, вороний язык чрезвычайно развит, имеет богатый «словарный запас». Разными звуками вороны обращаются к молодняку, ругаются, угрожают, издают сигналы тревоги, ведут любовный разговор.

VI. Итог урока.

-Кто же такие птицы?

Птицы – это песнь и полет! Это голоса наших полей, лесов, гор и пустынь. Песни птиц звучат на Земле всегда, голоса их слышны круглый год.

Птицы – дети воздуха, покорители воздушного океана. Они могут подниматься выше облаков и гор, перелетать через пустыни и моря.

Птицы – дети радуги. Перо их переливается всеми цветами радуги.



Птицы – вестники радости. Каждый год они приносят нам на крыльях весну.

Птицы – это верные наши помощники, защитники наших лесов, полей, садов, огородов от вредных короедов, плодожорок и грызунов.

Птицы – это тайна красота. Птицы – друзья нашего детства. О птицах сложены прекрасные стихи, сказки, легенды, песни. Без птиц нам не обойтись. Невозможно даже представить нашу Землю без птиц.

- От всех животных птицы отличаются тем, что все тело покрыто перьями.

VII. Рефлексия.

- Ребята, и пусть за окном у нас сейчас зима, давайте еще раз окунемся в прекрасное время, когда за окном светит яркое солнце и наши пернатые друзья радуют нас своим пением.

Звучат голоса птиц. Слайд 13

-Благодарю вас за урок. Вы – молодцы. Скажите себе: «Я – молодец, я думал, я старался, я делал открытия».



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
"Кто такие птицы"

Автор: Токарева Наталья Геннадьевна

Дата: 08.09.2016

Номер свидетельства: 342899

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Урок окружающего мира Тема: Кто такие птицы? "
    ["seo_title"] => string(52) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-tiema-kto-takiie-ptitsy"
    ["file_id"] => string(6) "145373"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418905962"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Конструкт урока по теме "Кто такие птицы" "
    ["seo_title"] => string(43) "konstrukt-uroka-po-tiemie-kto-takiie-ptitsy"
    ["file_id"] => string(6) "126496"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415189408"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Конспект урока по окружающему миру на тему "Кто такие птицы?" 1 класс "
    ["seo_title"] => string(76) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-na-tiemu-kto-takiie-ptitsy-1-klass"
    ["file_id"] => string(6) "121300"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413915869"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Конспект урока окружающего мира "Кто такие птицы?""
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-kto-takiie-ptitsy"
    ["file_id"] => string(6) "262904"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449424661"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Конспект урока: Кто такие птицы?"
    ["seo_title"] => string(29) "konspiekturokaktotakiieptitsy"
    ["file_id"] => string(6) "263308"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449508826"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства