Подготовила: Чекмаева Татьяна Ивановна,
учитель начальных классов
МБОУ «Шокшинская СОШ»
Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия
Окружающий мир. 1 класс.
УРОК – ИССЛЕДОВАНИЕ. ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
Тема: «Кто такие птицы?»
Цели:
1) усвоить, что птицы – животные, тело которых покрыто перьями; научить приводить примеры птиц;
2) познакомить учащихся с птицами, учить выделять существенные признаки природных объектов; продолжать обучение практическому исследованию предметов природы;
3) развивать мышление (учить анализировать, сравнивать, делать выводы); развивать воображение и творческие способности, формировать приёмы учебной деятельности;
4) развивать личностные качества (доброту, ответственность), формировать образ окружающего мира как дома для всего живого.
Оборудование: лупы, конверты с набором перьев, ножницы, коллекция перьев, диск «Голоса птиц», стакан с водой, простые и цветные карандаши.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Подготовка к объявлению темы урока. (Слайд 1.)
- Как красив, удивителен мир с высоты птичьего полёта!
Люди давно хотели летать, как птицы. Делали крылья подобно птичьим, нашивали перья, но взлететь не могли. Только изобретение дельтаплана, самолёта и других летательных аппаратов позволило человеку исполнить мечту о полёте.
- Объявление темы и цели урока.
- Сегодня мы попробуем приоткрыть тайны удивительного мира птиц, чтобы лучше их узнать и понять.
(Слайд 2.) Итак, тема урока «Кто такие птицы?»
(Слайд 3.) На сегодняшнем уроке мы выясним главную особенность птиц, ответим на вопрос «Кто такие птицы?»
- Работа по рисунку. (Слайд 4.)
- Ворона и галка – близкие родственники.
Чем они похожи? ( Строением тела, ног, размерами, вьют гнёзда).
А чем различаются? (Оперением).
- Рассказ Муравья Вопросика. (Слайд 5.)
- «Однажды вечером я гулял по лесу. Вот и солнышко стало садиться. За лесом, на окраине деревни, прокукарекал петух, созывая птиц на насест. Большая ночная бабочка пролетела надо мной, бесшумно взмахивая крыльями. С резким свистом промчалась над лесной тропинкой летучая мышь. А в глубине леса с ветки на ветку прыгало-перелетало удивительное животное, похожее на белку. «Какие разные животные, - подумал я, - но все они умеют летать… Наверное, все они – птицы».
- А вы как думаете, ребята?
- Работа по рисунку. (Слайд 6.)
- Рассмотрите животных, которых назвал Муравьишка. Действительно ли все они – птицы? ( Нет. Курица – птица, а бабочка – насекомое, летучая мышь и белка-летяга – звери.) Почему вы отнесли курицу к птицам? (Тело её покрыто перьями.)
VII. ВЫВОД от лица Мудрой Черепахи. (Слайд 7.)
Чтобы правильно ответить на эти вопросы, нужно знать общий признак птиц, который отличает их от других животных. Умение летать не подходит – мы знаем, что не только птицы летают, но и, например, насекомые. А курица летает как раз очень плохо. Тело летучей мыши и белки-летяги покрыто шерстью, значит, они звери. Бабочка имеет шесть ног, значит, она насекомое. Перьев у них нет. Значит, они не птицы. Из всех животных, изображенных на рисунке, только курица – птица. Кто же такие птицы? Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями. Не случайно птиц часто называют «пернатые».
- Знакомство со строением птиц. (Слайд 8.)
- Рассмотрите рисунок. Какую птицу вы узнали? (Это голубь.)
- Рассмотрите тело птицы. Назовём все части тела птицы. (Клюв, голова, шея, туловище, крылья, хвост, ноги).
- Каких птиц ещё вы видите на рисунке? ( Мы видим гусей.)
Учитель называет части тела птицы, а дети показывают части тела у гусей.
- Какой части тела не видно? (Не видно ног.)
- Как вы думаете почему? (Гуси прижимают лапки к телу, когда летят.)
- Гуси, голуби – это птицы? (Да.)
- Почему? Докажите ответ. (Тело голубя и гуся покрыто перьями, значит они птицы.)
- Физкультминутка. (Слайд 9.)
Утром встал гусак на лапки,
Приготовился к зарядке.
Повернулся влево, вправо,
Приседанье сделал справно,
Клювиком почистил пух
И скорей за парту – плюх.
- Знакомство с разнообразием птиц. Загадки. (Слайд 10.) За каждую названную птицу ученики получают перо. Выигрывает тот, кто получит больше перьев.
- Всю ночь летает-
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать летит в дупло. (Сова.)
- Чёрный жилет,
Красный берет.
Нос, как топор,
Хвост, как упор. (Дятел.)
- Маленький мальчишка
В сером армячишке
По полям ночует,
Коноплю ворует. (Воробей.)
- Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица.)
- Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это …(снегири.)
- Спереди шильце,
Сзади – вильце,
Сверху – чёрное суконце
Снизу – белое полотенце. (Ласточка.)
- Трещала с самого утра:
«Пор-р-ра! Пор-р-ра!» А что – пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит … (сорока.)
Подведение итогов игры.
- Сочиняем сказку. Тема «Как Муравьишка летал вместе с птицами». (Слайд 11.)
- Муравьишка решил найти новых друзей высоко-высоко в небе. Он взлетел на дельтаплане, чтобы познакомиться с новыми друзьями – птицами. (Что произошло дальше – рассказывают дети.)
- И Муравьишка подумал , что все птицы летают.
- Существуют птицы, которые не умеют летать. И наш Муравьишка не сможет встретиться с ними высоко в небе.
- Работа по рисунку. (Слайд 12.)
-Рассмотрите рисунки. Назовите этих птиц. (Страус, пингвин.)
-Эти животные не умеют летать, но они являются птицами. Почему? (Тело этих животных покрыто перьями.)
- Страусы не умеют летать, и крылья им служат для украшения. У страусов длинные и очень сильные ноги, на которых они бегают так же быстро, как лошади. Едят страусы траву, гусениц, ящериц, мелких зверьков.
- Пингвины – морские птицы. Они хорошо ныряют и плавают, добывая себе пищу- рыбу, крабов, рачков. Пингвины не умеют летать, потому что вместо крыльев у них лапы – ласты, которые помогают им плавать. Их тело покрыто густым непромокаемым опереньем. Чтобы выжить, этим птицам не нужно подниматься в воздух, поэтому они не летают и крылья выполняют другие функции.
- Практическая работа по изучению птичьих перьев. (Слайд 13.) На столах у детей лежат перья птиц разные по размеру, форме и цвету.
- Мы рассмотрели внешнее строение тела птицы, выяснили, что главное отличие птиц от других животных – наличие перьев на теле. Хотелось бы вам узнать, как устроено перо?
- Рассмотрите перья, сравните их по цвету, форме, размеру. (Они разные.)
- Каждое перо имеет стержень. Догадайтесь, где стержень у пера? Покажите его.
- А ёще у пера есть бородки. Найдите бородки. Покажите их. Рассмотрите перо под лупой. Обратите внимание, как прикрепляются бородки. Увидели на них маленькие крючки? Ими они цепляются друг за друга достаточно крепко, как молния-застёжка.
- У пера отрежьте кончик, рассмотрите срез. На что похож? (На трубочку.) Там пусто? Значит, оно лёгкое, там воздух.
- Тихо встаньте, положите на ладонь перо, подуйте так, чтобы оно не улетело далеко. Почему перо взлетело? (Оно лёгкое.) Вот так и птицы, расправив крылья, скользят по воздушным потокам.
- Для чего нужны маленькие пёрышки? (Для тепла.)
- Обмакните перо в стакан с водой. Намокло ли перо? (Нет, вода скатилась капельками.) Поэтому перья защищают птицу от воды и сырости.
- Важную роль в строении птицы играют перья. Большие перья на крыльях помогают птице летать, перья на туловище защищают тело и придают ему форму, под ними пух согревает тело. Перья хвоста позволяют держать равновесие, делать повороты, остановку.
- Почему в учебнике перо нарисовано рядом с чернильницей?
Мудрая Черепаха: Много лет назад не было ручек, и люди писали гусиными перьями. Их затачивали маленьким ножиком, который так и назывался перочинный.
- Взгляните на Мудрую Черепаху. Как же она украсила себя? (Перьями.)
- Чьи это перья? (Павлина.)
- Домашнее задание по тетради (с. 11). (Слайд 14.)
Задание 2. Научись рисовать птичку.
- Итог урока. (Слайд 15.)
- Муравьишка Вопросик спрашивает у вас: «Кто такие птицы?»
Приведите примеры птиц.
- Релаксация. Включить диск с голосами птиц.
- А как красиво звучат голоса птиц! Положите голову на парту, закройте глаза и послушайте голоса птиц.
- Благодарю вас за урок. Вы – молодцы. Скажите себе: «Я – молодец, я думал, я старался, я делал открытия».