2.Актуализация знаний учащихся | Отгадайте загадки: -Кто на ёлке, на суку Счёт ведёт «ку-ку,ку-ку?» (кукушка) -Деревья долбит Но их не калечит, А только лечит. (дятел) -Эта хищница болтлива Воровата, суетлива Стрекотунья - белобока, А зовут её (сорока) - Как можно назвать одним словом? (птицы) - Каких животных можно назвать птицами? Проверю вас, какими внимательными были на прошлом уроке. (если согласны «+», если нет «-») 1) у всех птиц есть перья (+) 2) всех животных, которые умеют летать, можно назвать птицей (-) (бабочка умеет, но это насекомые) 3) все птицы умеют летать (-) 4) страусы и пингвины - это птицы, которые не умеют летать (+) 5) сова, дятел, воробей – это птицы наших лесов (+) - Что интересного ещё узнали про птиц на прошлом уроке? ( у них есть голова, шея, туловище, крылья, хвост, ноги, клюв) | Отгадывание загадок и закрепление собственных знаний. Выделение и осознание того, что уже пройдено. Умение отвечать на вопросы учителя. Повторить тему прошлого урока Кто такие птицы? Заполняют таблицу , проверяют по эталону | Формирование позиции положительного отношения к учению. Мотивация к изучению нового материала |
3.Этап выявления места и причины затруднения | - Муравьишка продолжает задавать нам свои хитрые вопросы, отвечая на них, мы узнаём что-то новое, интересное. Вот и сегодня он приготовил для нас загадки. Отгадайте их. -За деревьями, кустами Промелькнуло быстро пламя. Промелькнуло, пробежало- Нет ни дыма, ни пожара. (лиса) - Сердитый недотрога Живёт в глуши лесной. Иголок очень много, А нитки ни одной. (ёжик) -В дупле живёт Да орешки грызёт. (белка) -Как одним словом можно назвать? (звери) -О ком пойдёт речь на уроке? (тема: Кто такие звери?) | Отгадывают загадки, определяют тему урока | Учитель подводит детей к выявлению места и причины затруднения Целеполагание, выдвижение гипотез. |
4.Этап построения проекта выхода из затруднения | -Что мы должны узнать сегодня на уроке, чтобы ответить на этот вопрос? 1. Узнать какие животные называются зверями; 2. Приводить примеры зверей; Изучить строение тела зверей; 3.Чем звери выкармливают своих детёнышей; | Учащиеся составляют план работы на уроке | Работать по предложенному учителем плану, формулировать вопрос (проблему, затруднение) с которым столкнулись учащиеся, давать оценку своим действиям. |
5.Этап реализации построенного проекта | Откройте учебники на стр.38. Рассмотрите верхний рисунок. -Кого вы здесь видите? -К каким известным вам группам принадлежат некоторые из них? Почему? -Кто остался? (мышь) -Вы согласны с утверждением, что мышь - это зверь? - Почему? -Чтобы у нас не было никаких сомнений, мы должны выявит общие признаки животных, которые относятся к зверям. Мудрая Черепаха решила познакомить с некоторыми из этих животных. Посмотрите на слайд -Кого вы видите? (жираф, корова, кошка) - Что общего у этих всех животных? -Рассмотрите жирафа на стр.38. Какие части тела вы сможете выделить? (голову, шею, туловище, ноги, хвост) -Тела разных зверей имеют разную форму и размер, но части тела у всех зверей одинаковые. - А что ещё является общим для всех этих зверей? (их тело покрыто шерстью) -Вспомните, чем покрыто тело птиц, рыб? -А чем покрыто тело зверей? (шерстью) -Это тот признак, который является общим для всех зверей. Вернёмся к нашему первому вопросу и попробуем на него ответить -Кто такие звери? - | Рассматривают рисунок учебника, отвечают на вопросы -Орла, щуку, мышь, жука -Жук-насекомое, т.к. 6 ног; щука- рыба, её тело покрыто чешуёй; орёл-птица, его тело покрыто перьями | Уметь анализировать, проводить операции синтеза и классификации. |
7.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | -Посмотрите на слайд. - Кого вы здесь видите? (собаку, у неё появились щенки и она их кормит молоком) -Какую новую информацию вы узнали о зверях? (звери выкармливают детей молоком) - Вот поэтому второе название зверей – млекопитающие. Прочитаем в словаре Ожегова, что обозначает это слово. -Объясните второе название зверей. - Вернёмся к нашему второму вопросу, ответили мы на него? (да) -Мы направляемся в лесную чащу. В лесной чаще нам встретились самые разные звери, а какие вы узнаете открыв учебник с.39. С помощью аталаса-определителя узнайте этих зверей, назовите их. -Мудрая черепаха хочет познакомить нас с интересными животными, которые тоже являются зверями, но имеют необычное для этой группы строение - Рассмотрите на рисунке летучую мышь, крота, бобра, выдру. Ребята нам приготовили небольшие рассказы о том, что необычного в строении их тела? 1)Летучая мышь – единственное млекопитающее, которое умеет летать. Крыльями ей служат лапы, между пальцами которых натянута кожа. Этот зверёк питается насекомыми. На охоту он вылетает только ночью. Летучая мышь умеет издавать звуки, которые человек не слышит. 2)Крот всю свою жизнь проводит под землёй. Голова крота напоминает клин. Лапы превратились в лопатки. Короткая мягкая шерсть помогает кроту передвигаться.. Кроты очень полезны. Они вылавливают личинок вредных насекомых. 3)Выдра - у неё плоская голова, короткие лапы, длинный хвост, вытянутое гибкое тело всё это помогает ей хорошо плавать под водой. Выдры отличные ныряльщики и пловцы, так как им приходится кормиться в воде. Чаще всего, выдру можно увидеть в лесных реках, в которых есть много рыбы, а реже – на берегах озер. 4) Бобр - у него между пальцами имеются плавательные перепонки, хвост сильно уплощённый сверху вниз, всё это помогает ему хорошо плавать. Живут бобры в норах или хатках, которые представляют собой сложный лабиринт с 4—5 входами. -Есть млекопитающие, которые всю жизнь проводят в воде. Это дельфины и киты. Их ноги превратились в плавники, а тело покрыто гладкой кожей. Киты и дельфины дышат лёгкими и вскармливают своих детёнышей молоком, поэтому они – млекопитающие, а не рыбы. - А как мы с вами должны относиться ко всем животным? (беречь их, не пугать, заботиться о них, помогать, и конечно, не причинять им зла) | Звери – животные, тело которых покрыто шерстью, выкармливают своих детенышей молоком. Умение работать в паре, слушать друг друга, высказывать свое мнение. | Формирование новых знаний расширение знаний учащихся о животных. Организация работы с учебником с целью получения новой информации Оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, сотрудничать в парах, группе, выслушивать мнение одноклассников . |
8.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | Возьмите листочки с тестом «Кто такие звери». Возьмите красный карандаш. Давайте ответим на вопросы. - Какое из этих животных зверь? (закрасьте нужный кружок) -Какое из этих животных не зверь? -Чем покрыто тело большинства зверей? Проверьте себя. У кого также? | Самостоятельная работа со следующей проверкой по эталону | Оформлять свою мысль в письменной речи речи, |