Цель: Научить детей находить главное отличие птиц от других животных.
Задачи:
1. Обеспечить развитие у школьников умения ставить цель; создать условия для развития у школьников умения работать в парах; познакомить детей с птицами, показать их разнообразие и красоту. 2. Учить выделять существенные признаки природных объектов. 3. Продолжать обучение практическому исследованию объектов природы.
Учебные материалы:
Индивидуальные карточки с изображением насекомых, рыб и птиц.
Карта Иркутской обл. с изображением птиц (на каждой парте)
Аудиозапись диалога Муравья и Черепахи.
Перья птиц.
Лупа.
Ножницы.
Цветные карандаши.
Стакан с водой.
Веер с числами.
Смайлики.
Ход урока
Организационный момент.
Прозвенел для нас звонок,
Начинается урок.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Мы хороший дружный класс
Всё получится у нас!
- Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте будем гостеприимными хозяевами и поприветствуем их.
II.Актуализация знаний.
- Давайте вспомним, с какими группами животных мы уже познакомились (Рыбы, насекомые, звери)
- А сейчас мне интересно было бы узнать, умеете ли вы их различать. На партах у вас лежат карточки с изображением животных. Приготовьте синий, красный и зелёный карандаши. Если вы увидели насекомое, то закрасьте кружок под изображением зелёным цветом, если рыбу – синим, а если зверя – красным цветом. (Работа выполняется самостоятельно)
- Проверьте работу друг друга. Если всё верно, если вы согласны с товарищем, поднимите руки. (Взаимопроверка в парах. Учитель проверяет работу учащихся во время самостоятельного выполнения).
- Замечательно. А вы все кружочки закрасили? (Нет)
- Почему? Под каким изображением кружок остался не закрашенным? (Птичка – голубь).
- Ребята, а почему вы птичку не отнесли ни к насекомым, ни к рыбам, ни к зверям? (Нет чешуи, нет шерсти, нет 6 ног).
III.Самоопределение к деятельности.
- Как вы думаете, чему будет посвящена тема нашего урока? (Птицам).
- Прочитайте тему урока (учебник с.36) (Кто такие птицы?)
- Какие учебные задачи мы перед собой поставим? (Узнать кто такие птицы, научится отличать их от других животных)
- Давайте заглянем в гости к нашим старым знакомым Муравьишке Вопросику и . Мудрой Черепахе. Присоединимся к их беседе. Но сначала узнаем, о чём говорил Муравей Черепахе. (Аудиозапись: рассказ Муравья Вопросика)
«Однажды вечером я гулял по лесу. Вот и солнышко стало садиться. За лесом, на окраине деревни, прокукарекал петух, созывая кур на насест. Большая ночная бабочка пролетела надо мной, бесшумно взмахивая крыльями. С резким свистом промчалась над лесной тропинкой летучая мышь. А в глубине леса с ветки на ветку прыгало удивительное животное, похожее на белку. «Какие разные животные,- подумал я, - но все они умеют летать… Наверное, все они – птицы.»
А вы как думаете, ребята?»
IV.Работа по теме урока.
-Посмотрите на экран, вы видите животных, о которых говорил Муравей. Рассмотрите животных. Действительно ли все они птицы? (Ответы детей)
- А знаете ли вы животное, похожее на белку, о котором сказал Муравьишка? Это белка-летяга. Птица ли она? А летучая мышь – птица?
- Чтобы правильно ответить на эти вопросы, нужно знать общий признак птиц, который отличает их от других животных.
- Посмотрите на птиц, которые изображены на доске. Давайте попробуем найти у них общий отличительный признак. (Ответы детей)
Умение летать не подходит, т.к. не только птицы летают, но и насекомые. А птица курица как раз летает очень плохо.
- Найдите их общий признак. (Перья). Кто может назвать какие птицы изображены? Может быть вы встречали их в жизни?
- Можете ли вы сейчас ответить на вопрос, кто такие птицы?
- Давайте посмотрим, какой вывод сделала Мудрая Черепаха. (В учебнике на стр. 37).
- Так чем покрыто тело птиц? (перьями)
Физминутка
Давайте мы с вами руками помашем. (Дети машут руками.)
И что-нибудь птичье давайте мы, скажем… (Говорим кар-кар.)
А вдруг это будет? А вдруг мы взлетим?
Давайте попробуем – что мы стоим? (Дети прыгают.)
V. Продолжение работы по теме урока.
- Вы сказали, что тело птиц покрыто перьями. А как выглядит перо и для чего оно птице?
-Чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами сейчас превратимся в учёных.
А чем занимаются ученые? (Наблюдают, исследуют, размышляют, делают выводы).
- Кто знает как называют ученых, которые изучают птиц? (Орнитологи)
- Орнитологи – это новое для вас сложное слово. Чтобы его лучше запомнить давайте его проанализируем.
-Сколько в нем слогов? (5 слогов)
- Какой слог ударный? (3-й слог)
- Сколько в нем гласных? (5 гласных)
- Сколько согласных? (5 согласных)
- Давайте еще раз хором произнесем это слово по слогам (ор-ни-то-ло-ги)
1. Практическая работа (в парах)
Итак мы с вами превращаемся в орнитологов. Я предлагаю вам исследовать птичьи перья.
- У вас на партах в конвертах лежат разные перья. Достаньте их. Сравните перья.
- Чем различаются? (Формой, цветом, размером)
- Чем похожи?
- Посмотрите на экран какие бывают перья.
1. - Каждое перо имеет стержень. Найдите его. А ещё у пера есть бородки. Найдите их. Рассмотрите под лупой. Бородки соединены друг с другом при помощи мелких крючков. Аккуратно разъедините их.
2. - Положите пёрышко на ладонь и тихонько подуйте на него. Что случилось? Почему полетели перья? (они лёгкие)
3. - Почему перья лёгкие? Что у них внутри? Давайте разрежем стержень и посмотрим. (Внутри перо полое, пустое)
4. - Прикоснитесь пером к щеке. Что почувствовали?(Тепло)
- Какой можно сделать вывод? (Пуховые, мягкие перья помогают птице сохранять тепло).
5. - Обмокните перо в стакан с водой. Перо не намокло, вода капельками скатилась. О чём это говорит? (Перья защищают птицу от воды и сырости)
- Птицы смазывают свои пёрышки жидкостью из железы, которая находится над хвостом, и поэтому перья не намокают.
- Итак, мы выяснили, что тело птицы – очень умно устроенный «аппарат», и важную роль в нём играют перья.
Можем мы теперь ответить на вопросы: Как выглядит перо и для чего оно птице?
(Перо имеет стержень и бородки. Большие перья помогают птице летать и защищают от влаги, а маленькие – защищают тело от холода)
- Наступила зима. Не забывайте, что нашим пернатым друзьям в это время особенно тяжело. Сделайте кормушки и подкармливайте их.
2. Беседа.
- Существует очень много видов птиц, некоторые из них очень необычные.
И петь не поёт, И летать не летает. За что же тогда Его птицей считают? (страус)
- О страусе нам сегодня расскажет Антон. (Умение летать не является отличительным признаком птиц. Страус - самая крупная в мире птица. Для полётов он слишком тяжёлый, а перья на крыльях - короткие. Но у него длинные ноги с сильными мышцами, которые помогают ему бегать быстрее своих врагов.Если страус не убежит, а встретиться со своим врагом, то своим крепким клювом может проломить врагу череп. На большом пальце у него есть опасный коготь, которым он может забить нападающего до смерти.)
- А знаете ли вы птицу, которая тоже не умеет летать, а крылья использует как ласты, чтобы плавать в воде и под водой? (Пингвин)
Про полёты позабыл, Крылья в ласты превратил,
Рыбку ловит среди льдин.
Антарктический ... (пингвин)
(Пингвин тоже не может летать. Крылья он использует, как ласты, в воде и под водой. С помощью крыльев пингвин сохраняет равновесие. Крылья и клюв - оружие в драке.)
- Посмотрите ещё раз на Мудрую Черепаху, изображённую в учебнике на стр. 36. Она украшена перьями. А чьи это перья?
Распустила хвост жар-птица
Он горит и золотится.
Из заморских к нам долин
Этот хвост принёс ……. (павлин)
- Скажите, а для чего некоторым птицам нужно яркое оперение? (Для маскировки, украшения, многие самцы имеют яркую окраску - для привлечения внимания самки)
- Муравей Вопросик предлагает вам посмотреть какие птицы обитают в наших родных краях. У вас на партах лежит карта Иркутской области, на ней изображения птиц которые здесь обитают. Давайте прочитаем их названия и посчитаем этих птиц. (Работа в парах)Пока дети работают звучит аудиозапись пения птиц.
- Сколько видов птиц вы насчитали? (10)
- Какие виды вы запомнили? (Ответы детей)
VI. Рефлексия.
-Какие вопросы мы ставили перед собой в начале урока? (Кто такие птицы и чем они отличаются от других животных)
Как вы считаете, ответили ли мы на эти вопросы? (Ответы детей)
- С каким настроением вы работали?
- Что понравилось на уроке?
- Что оказалось сложным?
- Оцените свои достижения с помощью сигнальных карточек. (Дети показывают смайлики)
Домашнее задание:
Научиться рисовать птичку (рабочая тетрадь с. 26 № 3)
Приготовить сообщение о какой-нибудь интересной птице (по желанию)
VII. Итог урока.
- Вы молодцы! Мне было приятно работать с вами. Я увидела умных, заинтересованных детей.
Скажите себе: «Я молодец! Я думал, я старался, я делал открытия!»