1. Мотивация к учебной деятельности Наш урок я начну строчками Минутки чистописания Самым дорогим кажется то, во что вложен твой труд. Работа с пословицей по плану: 1. Чтение пословицы. 2. Объяснить значение непонятных слов. 3. Выяснить смысл пословицы в целом: о чем она и чему учит? 4. Подобрать жизненную ситуацию, в которой можно употребить данную пословицу. Желаю вам хорошо потрудиться! Если мы хотим узнать новое и научиться чему-то, то должны хорошо работать на уроке, стараться и только тогда результаты нашей работы принесут нам радость. Пусть наша работа на уроке принесёт вам радость! - Откройте тетради и запишите число, классная работа. Спишите высказывание в тетрадь красиво и аккуратно. Актуализация жизненного опыта. Целеполагание. –Слушайте ребята, сказку –не волшебную, а грамматическую: Он еще не родился, а уже думали, какое ему дать имя и решили назвать Именительный. Родился – стал Родительный Пока он был малышом, ему все давали, и он стал Дательный Но он был большим озорником, за всякие проделки его винили, ион стал Винительный Потом он подрос, стал творить добрые дела и стал называться Творительный. Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и назвали теперь Предложный – О чем, а может – о ком сказка? (о падежах) – А что такое падеж? (Падеж – непостоянный признак имени существительного. Падеж – это изменение вопроса. Падеж – это изменение окончания для связи слов в предложении. Падеж – это изменение формы слова. – Значит изменение имен существительных по падежам – это изменение вопроса, окончания и формы слова. – А сколько падежей в русском языке? (6) Сообщение темы и целей урока А сейчас слушаем самих падежей. (учащиеся читают характеристики – описание падежей. Дети определяют падеж и поясняют услышанное). 1. Предлогов с детства не люблю, С собою рядом не терплю Мои вопросы кто? и что? Ни с чем не спутает никто. (Именительный падеж) – Дайте характеристику Именительному падежу. 2. Кого же нет? Я очень беспокоюсь, чего же нет? Отправлюсь я на поиск Прошу друзья, скорее помогите! И как зовут меня, скажите! (Родительный падеж) – Расскажите о Родительном падеже. 3. Я работаю старательно Кому отдать? К чему призвать? Лишь только я могу сказать с предлогом «К» порой дружу Но и один гулять хожу. (Дательный падеж) – Дательный падеж – это... 4. Кого винить мне видно сразу! Пусть каждый здесь Запомнит эту фразу Ведь я важней министра! Все это знают тут! А ну скорей скажите, Как меня зовут? (Винительный падеж) – Что вы знаете о Винительном падеже? 5. Творите чем? Творите с кем? Я подскажу вам – нет проблем! Предлогам «перед», «под» и «над» В любой момент я очень рад. (Творительный падеж) – Расскажите о Творительном падеже. 6. Мне без предлогов свет не мил Пусть будет «в», и «о», и «при» – Ты их случайно не сотри! Тогда смогу я рассказать О чем мечтаешь и в чем гулять. (Предложный падеж) Значит, какую цель мы можем поставить на уроке? Узнать, как определить падеж имён существительных во множественном числе. Чему хотим научиться? Научимся изменять имена существительные в форме множественного числа по падежам. Определите тему урока. Склонение имён существительных во множественном числе. На какие знания мы будем опираться в работе? Что мы знаем? Мы знаем, что такое имя существительное. Что такое имя существительное? Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что?, обозначает предмет… Что такое склонение? Склонение – это изменение окончаний имён существительных по вопросам или падежам. Как отличить имя существительное в единственном числе от существительного во множественном числе? Имена существительные в единственном числе обозначают один предмет, а во множественном – несколько предметов. Что мы умеем? Мы умеем находить имя существительное, определять форму множественного числа, определять род и падеж существительных в форме единственного числа. Динамическая пауза Умеете ли вы отличать форму множественного числа от единственного числа? Снежинки, зима, вьюга, коньки, ель, подарки, праздник, санки, игрушки, календарь Дети, если слышат имя существительное множественного числа – хлопают, если единственного – молчат. Организация познавательной деятельности. а) Составление плана работы. - Прежде чем начать реализовывать цели, необходимо составить план работы. - Я вам предлагаю такой план, но вы должны пункты плана расставить по порядку (на доске). Дети предлагают варианты расстановки пунктов плана. В итоге получился план: Учимся определять существительные во мн.ч. Наблюдаем над окончаниями сущ. во мн.ч. Делаем выводы С/р по определению падежей Работа по реализации плана -Какой пункт плана мы уже выполнили? (1пункт) -Прочитайте 2 пункт плана. Выполнить этот пункт плана вам поможет вторая комната в нашей картинной галерее и необычное задание, но очень интересное. - Какое время года наступает после зимы? - Что приносит с собой весна? Итак, на смену зиме приходит весна и современные художники пишут неповторимые произведения искусства. Иванов Владимир. Скоро и лето ! Владимир Гусев. Верба цветет. Коваль Ольга. Весенняя дымка. Рубрика «Творческая перемена». (П) Возьмите лист с заданием.- Прочитайте (у каждой пары печатный лист с заданием). Ученик 3 класса старался выучить стихотворение Саши Черного, но употребил все им. сущ. не в том числе. - Прочитайте, что у него получилось Зеленеет вся опушка, Зеленеют пруды. И зеленая лягушка Песенку поет. -Получилось ли стихотворение? (Нет, звучит не в рифму) -Измените число всех им.сущ. Какие еще слова придется изменить? Какой текст у вас получился? -Запишите его. б) С/р учащихся в) Проверка выполненной работы. -Прочитайте получившийся текст. Зеленеют все опушки, Зеленеет пруд. И зеленые лягушки Песенки поют. -Оцените себя (постановка значка в индивидуальную таблицу). -Назовите сущ. во мн.ч. Определите падеж. сущ., согласно правилу. Динамическая пауза Д, К) Вы, наверное, устали? И поэтому все встали. Сладко-сладко потянулись И прогнулись, и пригнулись. Распрямились, разогнулись. Ваши мышцы все проснулись. Ваши губки улыбнулись. Пальчики к письму готовы. Мы работать будем снова. г) Прочитайте следующий пункт плана. Итак, дальше наблюдаем как склоняются им.сущ. во мн.ч. (У каждого из детей есть индивидуальная карточка) 1)Назовите данные существительные. В каком числе стоят существительные? Друзья, страны, ели Учитель просит детей рассмотреть таблицу, обратить внимание на падежные окончания существительных разного рода, одушевленных и неодушевленных 2)Просклоняйте данные существительные. 3)Что значит просклонять существительные? -Я начала работу, ваша задача продолжить работу, изменить по падежам, записать вопросы и окончания существительных в карточке. - Просклоняйте существительные столы, поля, степи, выделив окончания. Проверка. -Что вы заметили интересного в написании окончаний им.сущ. мн.ч. (Мы заметили, что разные им.сущ. имеют во мн.ч. одинаковые окончания: в Д.п. – ам,ям, в Т.п. – ами, ями, в П.п. – ах,ях). - Оцените себя (ФО). -Помогут нам окончания им.сущ. мн.ч. в определении падежа? - Прочтите следующий пункт плана. - Для его реализации обратимся к Упр 2 на странице 41 Работа над лексической и грамматической темами урока (Г) Чтение текста об итальянском художнике, который создает удивительный бодиарт на руках. Боди-арт (англ. body art — «искусство тела») — одна из форм авангардного искусства, где главным объектом творчества становится тело человека, а содержание раскрывается с помощью невербального языка: поз, жестов, мимики, нанесения на тело знаков, «украшений». Объектом боди-арта также могут выступать рисунки, фото, видео и муляжи тела. Озаглавливание и списывание текста, раскрывая скобки и записывая существительные во множественном числе. Дети указывают число и падеж выделенных слов. Обращается внимание, что слова «декорации» и «страницы» стоят в В.п., которые можно перепутать с И.п. Учитель направляет детей на определение главных и второстепенных членов, подводит к изучению таблицы с окончаниями в единственном и множественном числе. - Прочтите предложения. Что нужно изменить? - Самопроверка. Проверьте себя (запись на доске). - Оцените себя. - Что помогло вам в определении падежей? К) Чтение и анализ информации рубрики «Хочу знать больше» об окончаниях некоторых существительных (К) Прием критического мышления «Горячий стул» – обобщение знаний о падежах и склонении существительных: – Чему был посвящен наш урок? – Сколько в русском языке падежей? – В каких падежах существительные могут употребляться с предлогами? –Оценка уровня усвоения навыка по теме |