1) картинки с изображением человечков с различным настроением:
2) задание 1 для этапа 2 (слайд № 2):
3) эталон разностного сравнения( слайд)
4) эталон кратного сравнения(слайд)
Раздаточный материал:
1) таблицы для этапа 2:
4
6
7
9
15
18
21
27
35
39
42
45
56
69
70
Б
О
М
А
Д
Л
Е
Р
Н
Т
Ь
К
Ш
Ы
Е
2) карточки с заданием для пробного действия:
Высота куста герани 12 дм, а петунии – 3 дм. Во сколько раз куст герани выше, чем куст петунии?
3) карточки с задачей на закрепление
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
Сегодняшний урок будет посвящён решению задач.
Скажите, какое настроение возникло у вас после моего сообщения? Почему? (…)
Слайд 1
Попробуйте определить настроение, возникшее у этого человечка. (Он недоволен тем, что мы будем решать задачи.)
Как вы думаете, почему он недоволен? (Может быть, он не умеет или не любит их решать…)
Да, он хотел побывать на уроке, но, узнав, чем вы будете заниматься, испытал чувство недовольства.
Попросим его всё-таки остаться, и, может быть, он изменит своё отношение к задачам.
А что вы почувствуете, если встретите что-то новое, незнакомое? (Мы не испугаемся, так как мы умеем узнавать новое.)
Как же вы узнаете новое знание? (Мы понимаем, что мы еще не знаем, а затем стараемся сами «открыть» новое знание.)
Тогда в путь!
С чего начнёте работу на уроке? (С повторения необходимых знаний.)
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Тренинг вычислительного навыка.
Слайд 2,3
Что нужно хорошо уметь делать, чтобы правильно решать задачи? (Нужно уметь хорошо считать.)
Восстановите цепочку вычислений.
Учащиеся с места по одному цепочкой выполняют задание.
После выполнения задания, учитель раздает каждому учащемуся карточку №1.
1
3
2
9
10
5
4
6
9
8
5
11
Б
О
М
А
Ш
Л
Е
Н
Ь
Ь
Ш
Е
Давайте Повторим с вами, какие числа называются четными, а какие нечетными.
Задание для первого варианта: обведите в этой таблице только нечётные числа.
Задание для второго варианта: обведите числа четные.
Какое слово получилось у первого варианта? (Больше.)
А у второго варианта? (Меньше.)
Кто из вас ошибся?
В случае выявления большого числа ошибок, проводится детальная проверка.
При выполнении, каких заданий встречаются слова «больше» и «меньше» чаще всего? (В задачах.)
2) Решение задач на разностное сравнение.
Повторим решение задач с данными словами. (устно)
Учитель читает условие задачи.(слайд 5)
▪ Длина коробки 28 см, а ширина – 18 см. На сколько длина коробки больше ее ширины?
Сколько у вас получилось и, как вы решали?
Один из учащихся с места комментирует свое решение.
▪ Зимняя спячка ежа длится 3 месяца, а сурка – 6 месяцев. На сколько меньше зимой спит ёж, чем сурок?
Сколько у вас получилось и, как вы решали?
Один из учащихся с места комментирует свое решение.
Какой способ вы использовали, решая задачи, в которых спрашивается, на сколько больше или меньше? (Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего числа вычесть меньшее число.)
Слайд 6.
Что это за вид задач? (Это задачи на сравнение.)
3) Пробное действие.
Что вы повторили? (Мы повторили решение задач на сравнение, потренировались в вычислениях.)
Учитель раздает учащимся карточки с заданием для пробного действия .
Слайд 7.
Высота куста герани 12 дм, а петунии – 3 дм. Во сколько раз куст герани выше, чем куст петунии?
Прочитайте задачу.
Что нового в этой задачи? (В этой задаче нужно узнать во сколько раз куст герани выше, чем куст петунии.)
Может быть так, учащиеся не смогут выделить новое знание в данном задании. В этом случае учитель не настаивает на определении нового, а предлагает учащимся попробовать решить эту задачу.
Решите задачу.
Учащиеся выполняют пробное действие на карточках.
Кто не выполнил это задание?
Учащиеся поднимают руки.
Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли найти во сколько раз куст герани выше, чем куст петунии.)
Кто выполнил задание, какое вы записали решение?
Учитель записывает на доску варианты решений. Если учащиеся использовали в записи решения знак минус, то затруднения фиксируется так:
Когда используется знак минус? (Когда узнаем, на сколько больше или меньше.)
Что вы можете сказать о выполнении задания? (Мы не смогли решить задачу правильно.)
Если учащиеся записали решение правильно, то у этих учащихся затруднение фиксируется так:
Назовите правило.
Учащиеся в замешательстве, так как эталона у них нет.
Что вы не можете сделать? (Мы не можем назвать правило, по которому действовали.)
Слайд 7
Посмотрите на человечка. Как изменилось его настроение? (Он задумался, серьёзен.)
Почему? (Он понял, что возникло затруднение.)
Что же теперь делать? (Нужно разбираться в затруднении.)
3. Выявление места и причины затруднения.
Какое задание вы должны были выполнить? (Мы должны были определить во сколько раз куст герани выше, чем куст петунии.)
Чем эта задача отличается от предыдущих задач? (В предыдущих задачах требовалось найти, на сколько больше или меньше, а в этой задаче требуется узнать во сколько раз выше.)
В чем затруднение? (В выборе действия для ответа на вопрос задачи.)
Почему возникло затруднение? (У нас нет способа решения задач, в которых нужно узнать во сколько раз больше или меньше.)
ФИЗМИНУТКА
- Какую цель вы поставите перед собой на уроке? (Построить способ решения задач, в которых нужно узнать, во сколько раз больше или меньше.)
Когда в задаче есть вопрос «во сколько раз больше или меньше» такое сравнение называется кратным сравнением. Сформулируйте тему урока. (Задачи на кратное сравнение.)
Слайд 8.
Что вам всегда помогало решать задачи? (Схема, рисунок, предметы, …)
Давайте откроем тетради и запишем число, классная работа.
Мы построим модель, определим действие для решения задачи, решим задачу, построим способ решения задач на кратное сравнение.
Нарисуйте в тетради 12 кружков.
Один из учащихся работает на доске.
Сколько раз по 3 кружка в них содержится? (4 раза.)
Покажите это на своих фигурах.
Дети разделяют чертой 12 кружков по 3 в каждой группе.
Сколько получилось групп? (4 группы.)
Так во сколько же раз 12 больше 3? (В 4 раза.)
А во сколько раз 3 меньше 12? (Тоже в 4 раза.)
Как это узнать с помощью вычислений? (Надо 12 разделить на 3.)
Почему? (Мы должны узнать, сколько раз по 3 содержится в 12.)
Какой последний шаг осталось выполнить? (Построить способ.)
Как же узнать, во сколько больше или меньше одно число, чем другое? (Чтобы узнать во сколько раз одно число больше или меньше другого, нужно большее число разделить на меньшее число.)
Слайд 9-10.
Вы достигли поставленной цели? (Да.)
Ответьте на вопрос задачи из пробного действия. (Куст герани выше, чем куст петунии в 4 раза.)
Как это узнать? (Надо большее число: высоту герани 12 дм разделить на меньшее число: высоту петунии 3 дм.)
Какие задачи вы теперь можете решать? (Задачи на кратное сравнение.)
Слайд 12.
Посмотрите на человечка. У него снова изменилось настроение. Какое оно? Почему? (Радостное, весёлое… Он знает, как решаются задачи на кратное сравнение.)
Что теперь надо сделать? (Надо потренироваться в решении задач на кратное сравнение.)
ФИЗМИНУТКА
Работа с учебником с. 41.(учитель записывает краткое условие у доски)
Самостоятельная работа. Карточка № 3
Ученик работает у доски. Учащиеся проводят взаимопроверку.
- Где мы можем применить полученные сегодня знания? (правильно при выполнении дом. Задания) Запишите в дневники с.41 задание под ?.
- Так как называются задачи, которые мы сегодня научились решать? Цели достигли?
А сейчас мы повторим ранее пройденный материал.
Работа с учебником с.41№ 4(1 и 2 столбик). 2 ученика решают у доски. Самопроверка с решение на доске.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) оценить свою работу и работу класса на уроке;
4) наметить направления будущей учебной деятельности;