Программа прикладного курса по математике в 4 классе"Практикум решения задач по математике"
Программа прикладного курса по математике в 4 классе"Практикум решения задач по математике"
?аза?стан республикасыны? білім ж?не ?ылым министірлігі Министерство образования и науки Республики Казахстан «№14 орта мектебі» мемлекеттік мекемесі Государственное учреждение «Средняя школа №14»
Программа
прикладного курса
«Практикум по решению задач»
для 4 класса общеобразовательной школы
Автор: Васильева Н.А.
учитель начальных классов
ГУ «Средняя школа №14»
Категория: первая
Стаж работы: 27 лет
«Согласовано» «Утверждено»
Заведующая методическим на МО начальных классов
кабинетом ГУ «Отдел образования руководитель
города Риддера»
г. Риддер
Цель:
1. Овладение приёмами работы над задачами на уровне, обусловленном требованиями государственного стандарта.
2. Формирование познавательной и коммуникативной деятельности, готовности к самостоятельному добыванию знаний.
3. Развитие математического стиля мышления, при составлении и преобразовании различных видов задач ( в 2 – 3 действия)
Задачи:
1. Сформировать умения по анализу, решению задач различных видов через применение различных приёмов, использование современных образовательных технологий.
2. 2. Сформировать навыки по решению задач, требующие нахождения неизвестных компонентов; связанные с отношениями больше в…раз, меньше в…раз и кратными сравнениями; с зависимостью между величинами
3. Сформировать умение вычислять периметр и площадь различными способами.
Учебно – тематический план
№
Название
Кол - во
1
Практикум по решению задач
34ч
По окончании курса учащиеся должны
Знать:
- названия величин (длина, площадь, объём, цена, количество, стоимость; ширина и площадь) и единиц их измерения, а также основные соотношения между ними;
- способы нахождения периметра и площади прямоугольника (квадрата)
- различные виды краткой записи; способы решения
Уметь:
- решать простые задачи, раскрывающиеся смысл каждого действия; требующие нахождения одного из компонентов действий; связанные соотношениями «больше на…», «больше в…», «меньше на…», «меньше в…»; разностными и кратными сравнениями,
- решать задачи на зависимость между важнейшими величинами
( ценой, количеством, стоимостью товара), длиной, шириной и площадью прямоугольника; массой одного предмета, количеством предметов и общей массой; с понятием доли;
- вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата).
Формы отчётности
по изучению данного курса
- тестирование по основным темам;
- проведение зачётов и контрольных срезов;
- составление творческих заданий;
- участие в интеллектуальных викторинах, конкурсах, играх.
Пояснительная записка
Одна из основных задач современной школы состоит в том, чтобы помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал. Успешная реализация этих задач во многом зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов, которые возникают тогда, когда школьники имеют возможность включиться в выполнение таких видов заданий, в которых они могут достичь успеха и, вместе с тем, чувствуют необходимость преодоления определённых препятствий при достижении цели.
Формирование интереса к учению является важным средством повышения качества обучения школьников. Это особенно важно в начальной школе, когда ещё только формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы к тому или иному предмету.
Большие возможности для развития интереса учащихся к математике имеет программа прикладного курса «Практикум по решению задач». Она предназначена для учащихся 3 класса и носит предметно – ориентированный характер. Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Математика на начальной ступени школы является органической частью курса математики основной ступени школы. Программа предусматривает самостоятельное составление и решение задач. Но на другие различные виды работ отводится незначительное время. В связи с этим данный курс предусматривает творческую работу по различным видам задач. Более широко рассматриваются вопросы по способам составления кратких записей (их вида), способам решения, приёмам работ. Это способствует формированию у учащихся математических знаний и умений, расширению кругозора, развитию творчества и фантазии; укреплению связи обучения с жизнью.
Данный курс будет способствовать положительной мотивации в обучении математике, т.к. предполагает использование современных образовательных технологий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа прикладного курса по математике в 4 классе"Практикум решения задач по математике" »
Қазақстан республикасының білім және ғылым министірлігі Министерство образования и науки Республики Казахстан «№14 орта мектебі» мемлекеттік мекемесі Государственное учреждение «Средняя школа №14»
Программа
прикладного курса
«Практикум по решению задач»
для 4 класса общеобразовательной школы
Автор: Васильева Н.А.
учитель начальных классов
ГУ «Средняя школа №14»
Категория: первая
Стаж работы: 27 лет
«Согласовано» «Утверждено»
Заведующая методическим на МО начальных классов
кабинетом ГУ «Отдел образования руководитель
города Риддера»
г. Риддер
Цель:
Овладение приёмами работы над задачами на уровне, обусловленном требованиями государственного стандарта.
Формирование познавательной и коммуникативной деятельности, готовности к самостоятельному добыванию знаний.
Развитие математического стиля мышления, при составлении и преобразовании различных видов задач ( в 2 – 3 действия)
Задачи:
Сформировать умения по анализу, решению задач различных видов через применение различных приёмов, использование современных образовательных технологий.
2. Сформировать навыки по решению задач, требующие нахождения неизвестных компонентов; связанные с отношениями больше в…раз, меньше в…раз и кратными сравнениями; с зависимостью между величинами
Сформировать умение вычислять периметр и площадь различными способами.
Учебно – тематический план
№
Название
Кол - во
1
Практикум по решению задач
34ч
По окончании курса учащиеся должны
Знать:
- названия величин (длина, площадь, объём, цена, количество, стоимость; ширина и площадь) и единиц их измерения, а также основные соотношения между ними;
- способы нахождения периметра и площади прямоугольника (квадрата)
- различные виды краткой записи; способы решения
Уметь:
- решать простые задачи, раскрывающиеся смысл каждого действия; требующие нахождения одного из компонентов действий; связанные соотношениями «больше на…», «больше в…», «меньше на…», «меньше в…»; разностными и кратными сравнениями,
- решать задачи на зависимость между важнейшими величинами
( ценой, количеством, стоимостью товара), длиной, шириной и площадью прямоугольника; массой одного предмета, количеством предметов и общей массой; с понятием доли;
- вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата).
Формы отчётности
по изучению данного курса
- тестирование по основным темам;
- проведение зачётов и контрольных срезов;
- составление творческих заданий;
- участие в интеллектуальных викторинах, конкурсах, играх.
Пояснительная записка
Одна из основных задач современной школы состоит в том, чтобы помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал. Успешная реализация этих задач во многом зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов, которые возникают тогда, когда школьники имеют возможность включиться в выполнение таких видов заданий, в которых они могут достичь успеха и, вместе с тем, чувствуют необходимость преодоления определённых препятствий при достижении цели.
Формирование интереса к учению является важным средством повышения качества обучения школьников. Это особенно важно в начальной школе, когда ещё только формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы к тому или иному предмету.
Большие возможности для развития интереса учащихся к математике имеет программа прикладного курса «Практикум по решению задач». Она предназначена для учащихся 3 класса и носит предметно – ориентированный характер. Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Математика на начальной ступени школы является органической частью курса математики основной ступени школы. Программа предусматривает самостоятельное составление и решение задач. Но на другие различные виды работ отводится незначительное время. В связи с этим данный курс предусматривает творческую работу по различным видам задач. Более широко рассматриваются вопросы по способам составления кратких записей (их вида), способам решения, приёмам работ. Это способствует формированию у учащихся математических знаний и умений, расширению кругозора, развитию творчества и фантазии; укреплению связи обучения с жизнью.
Данный курс будет способствовать положительной мотивации в обучении математике, т.к. предполагает использование современных образовательных технологий.
Учебно – тематический план.
Практикум по решению задач.
№
дата
Название темы
Форма проведения
Образовательный продукт ученика
Дидактич.
Обеспечен.
Кол-во часов
дата
1
1 четверть
Входной контроль
тест
1
2
Задачи на сложение и вычитание с многозначными числами
урок
Восстанови условие задачи по её решению
«2500 задач по математике» Узорова О.Е., Нефедова
1
3
Задачи на умножение и деление с многозначными числами. Зачёт.
соревнование
Составление задач по иллюстрации
«Сборник текстовых задач по математике»
Беденко М. В.
1
4
Составные задачи на все действия
Урок - зачёт
Составление задач по буквенным данным
1
5
Задачи на нахождение работы по производительности и времени
урок
Составление задач по иллюстрации
1
6
Задачи на нахождение времени, затраченное на работу
Урок - зачёт
Составление задач по буквенным данным
1
7
Задачи на количество ткани, количество изделий и расход ткани на одно изделие
урок
Составление задач по рисунку
1
8
Решение геометрических задач(периметр, площадь)Зачёт
урок
Составление задач по рисунку
1
9
Задачи на совместную работу
урок
Восстановление задачи по её решению
1
10
2 четверть
Простые задачи на движение
Урок
Составление задач по буквенным данным
1
11
Простые задачи на движение. Взаимообратные задачи
урок
Составление задач по таблице
1
12
Задачи на движение. Взаимообратные задачи
Урок
Составление задач по таблице
1
13
Решение задач х типов
Урок - зачёт
Составление задач по буквенным данным
1
14
Задачи в несколько действий
урок
Составление тематических задач в группах
1
15
Задачи на пропорциональное деление
урок
Составление тематических задач в группах
1
16
Итоговый контроль
Зачёт
Составление задач по буквенным данным
1
17
3 четверть
Решение составных задач на умножение и деление
урок
Составление задач по иллюстрации
1
18
Задачи на встречное движение
урок
Составление задач по чертежу
1
19
Движение в противоположных направлениях
урок
Составление задач по чертежу
1
20
Задачи на нахождение неизвестного по двум разностям
урок
Составление задачи по данному вопросу.
1
21
Задачи на движение в одном направлении
урок
Составление задач по буквенным данным
1
22
Движение в одном направлении
урок
Составление задач по схеме
1
23
Задачи на движение
Урок -зачёт
Составление задач по чертежу
1
24
Задачи на нахождение числа по доле и доли по числу
урок
Составление задач по рисунку
1
25
4 четверть
Задачи на нахождение числа по доле и доли по числу
урок
Составление задач по картинке
1
26
Решение составных задач разных типов
урок
Составление задач по буквенным данным
1
27
Решение составных задач разных типов
урок
Составление задач по буквенным данным
1
28
Решение составных задач разных типов
урок
Составление задач по буквенным данным
1
29
Задачи на нахождение числа по доле и доли по числу
урок
Составление задач по рисунку
1
30
Решение геометрических задач
урок
Составление задач по таблице
1
31
Решение геометрических задач
урок
Составление задач по таблице
1
32
Решение составных задач разных типов
урок
Составление задач по буквенным данным
1
33
Конкурс «Лучший математик»
конкурс
Составление математического кроссворда
1
34
Итоговое тестирование
тест
Составление математического кроссворда
1
Использованная литература.
Беденко М. В. «Сборник текстовых задач по математике» , 1 – 4 класс, Москва «Вако» 2007г.
Лавлинскова Е.Ю. «Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе», Издательство Панорама, 2006г
Рожков С.В. «Задачи по математике на развитие логического мышления», Усть – Каменогорск, 2005г
Узорова О.В., Нефёдова Е.А. «2200 задач по математике» Москва, 2002г
Узорова О.В., Нефёдова Е.А. «2000 задач и примеров по математике» Москва, 2003г
Узорова О.В., Нефёдова Е.А. «2500 задач по математике» Москва, АСТ, Астрель, 2004г