fff
Краткосрочный план
Тема: А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане …»
Цель:
-учиться составлять характеристику героев по плану;
-развивать речь, логическое мышление, умение находить необходимые отрывки в тексте;
-развивать технику чтения;
-воспитывать душевные качества, такие как умение прощать, благородство.
Задачи:
· Познакомить учащихся со сказкой А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане:", углубить знания о жизни и творчестве поэта.
· Отрабатывать навыки выразительного чтения
· Развивать творческие способности, воображение, обогащать словарный запас.
· Воспитывать любовь к русской классической литературе.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Исп.модули
1
2
3
4
5
6
Орг.
Момент
Повтор. Актуализация знаний
Физ.минутка
Раб. по теме урока
Рефлексия
Дом. Задание
(Проверка готовности к уроку. Настрой на рабочий лад. Весь урок на доске написаны слова: Мир сказок.) Аутотренинг:
-Я в школе на уроке, сейчас я начну учиться
-Я радуюсь этому
-Внимание мое растет
-Я как разведчик все замечу
-Память моя крепка
-Голова мыслит ясно
-Я хочу учиться
-Я готов к работе
-Работаю
-Сегодня мы с вами будем работать в группах
-Для начала посмотрите у вас на столе лежат тучка и солнышко. Посмотрите какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите ее, покажите.
- Я думаю, у кого настроение не очень хорошее, мы постараемся все вместе его исправить, и мы его обязательно исправим, потому что нас ждёт очень увлекательный урок, увлекательное путешествие в мир чудес, в мир приключений и волшебства. А в какой именно мир волшебства, это скажите мне вы, ответив на несколько вопросов.
(Вывешивается надпись: Что мы знаем. Вывешивается схема: Фольклорные жанры.)
-Скажите, какие фольклорные жанры мы знаем? Назовите, какие из этих жанров мы изучили? На каком жанре остановились сейчас?
-Что же такое «сказка»?(Пишу под надписью Что мы знаем: сказка)
-По сказкам какого поэта мы с вами сейчас путешествуем?(А.С.Пушкин. Вывешиваю его портрет)
-Мне бы очень хотелось знать, а что именно вы знаете об этом легендарном человеке? Для этого я Вам задам несколько вопросов, а вы попытаетесь на них ответить. Не забывая о правиле «Поднятой руки».
- В каком городе родился А.С. Пушки
- К какому роду принадлежала семья Пушкиных
- Чем больше всего интересовались в этой семье
- На каком языке, в то время, было принято разговаривать в дворянском общес
- Кто в семье занимался воспитанием и образованием А.С.Пушкина
-Именно бабушка Мария Алексеевна учила внука писать по-русски. Крестьяне семьи Пушкиных: дядька Никита Козлов- рассказывал сказки.
- Именно из рассказов этих людей и черпал Пушкин сюжеты для своих сказок
- На каком языке написал своё первое стихотворение маленький Саше?
- Куда А.С. Пушкина отдали учиться в 12 лет?
- Молодцы, ребята, вы много знаете о детстве и семье А.С. Пушкина. Итак, мы можем сказать, что пусть не полностью и не подробно, но основные моменты из жизни А.С.Пушкина из его биографии мы знаем.
Многообразен и красочен сказочный мир Пушкина. Яркое описание народной жизни, незабываемые образы волшебных героев живут в сердце каждого читателя. Вспомним и мы названия сказок по их отрывкам.
(Дети отгадывают название сказки. Читают ученики, каждая группа по 2 отрывка)
"Сказка о рыбаке и рыбке"
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
А старуха пряла свою пряжу.
"Сказка о золотом петушке"
Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
"Посади ты эту птицу,-
Молвил он царю,- на спицу;
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой".
"Сказка о попе и о работнике его Балде"
Жил - был поп,
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару
Посмотреть кой - какого товару,
Навстречу ему Балда
Идёт, сам не зная куда.
"Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях"
К красну солнцу, наконец,
Обратился молодец:
"Свет наш солнышко! Ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с тёплою весной,
Всех нас видишь под собой.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ль, где на свете
Ты царевны молодой?"
"Сказка о царе Салтане…»
-Молодцы, ребята, все сказки отгадали правильно, выразительно прочли отрывки из сказочных произведений.
-Теперь вы мне точно можете сказать, в какой волшебный мир мы с вами отправимся сегодня? –С какой же сказкой А.С.Пушкина мы познакомились и изучаем?
-Совершенно верно. Вам на дом было задано домашнее задание, прочитать сказку о царе Салтане и нарисовать иллюстрацию к ним.
-Прежде чем продолжить урок, приглашаю вас отдахнуть
-Я читаю цитаты из сказки, если верно вы хлопаете, если нет вы топаете.
1. Бочку с сыном и матерью принесла на берег волна. (+)
2. Над лебедью носился в море орел. (-) (коршун)
3. Застреленный Гвидоном коршун оказался Чародеем. (+)
4. Остров, на котором жил Гвидон назывался Боян. (-) (Буян)
5. Гвидон сам построил город на острове. (-) ( лебедь ему сделала подарок)
6. О чудесах на острове Буя(+)не Салтан узнал от Бабарихи. (-) ( От корабельщиков)
7. Гвидон трижды летал к Салтану. (+)
8. Лебедь стала женой князя Гвидона.
Давайте, восстановим полное название сказки, которую мы изучаем
(дети называют «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.»)
-А теперь мы с вами поработаем над текстом сказки. (Учебник стр.65)
-Хочу Вас предостеречь, в тексте сказки много слов, которые мы сейчас не употребляем в
нашей речи. Как они называются?
- Приведите примеры таких слов.(каждая команда по 2 слова из сказки, 1-2-3 части)
- Значения некоторых слов нам понятны, а с другими значениями слов нам помогут разобраться словарь.
-А на каком уроке мы с вами изучали устаревшие слова?
-А теперь для закрепления этой сказки, я хочу с вами поиграть в такую игру:
-Перед вами лежат фрагменты из сказки, вы должны собрать мозайку и дать вашей работе характеристику.
Характеристика героя:
1 Имя героя, его место жительства______________________________________
2 Действия и поступки, героя________________________________
_______________________________________________________________________________________
3. Опишите внешность и характер героя ____________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________
5. Ваше отношение к герою ______________________________________________________________
(Проверка каждой группы и индивидуальной работы).
(Один представитель от пары поднимается и характеризует данного им героя).
-Сформулируйте, чему нас читателей учит А.С. Пушкин, посредством своей сказки?
-А сейчас я хочу проверить ваше внимание, весь урок на доске было написано два слова-какие? Кто помнит?
-Какие бывают сказки?
-Назовите главных героев сказки?
-Кто всегда побеждает?
-В течении урока каждая группа получала карточки трех цветов, сейчас я предлагаю посчитать свои очки и оценить свою работу на сегодняшнем уроке.
-Предлагаю снова вернуться к карточкам: солнышко и тучка, и показать свое настроение.
Всем спасибо за внимание и за активную работу на уроке.