В проблеме социальной реабилитации детей с низким зрением важную роль играет психологическая компенсация отставаний в развитии. Для решения теоретических и практических задач психологической коррекции нарушений зрительно-образных форм познания в процессе школьного обучения возникла необходимость создания системы компенсации и развития нарушенного зрительного восприятия. В нашей школе созданы оптимальные услоя для охраны и развития нарушенного зрения. В натоящее время охрана трактуется не как пассивное неупотребления зрения, а как широкий комплекс лечебно-гигиенических и психолого-педагогических мероприятий, направленных на предупреждение дальнейшего снижения зрения и его развитие. Один из путей реализации такого подхода к охране зрения - разработка курса активного, целенапрвленного развития зрительного восприятия на коррекционно-воспитательных занятиях в начальных классах. Проведение таких занятий в сочетании со всей работой по использованию слабого зрения в учебно-воспитаельно процессе имеет большое значение для компесаторного развития познавательной деятельности в условиях зрительного дефицита.
В курсе испльзуются психофизиологический и психолого-педагогические методы, которое направлены на активизацию сенсорно-перцетивных, мнемических и мыслительных процессов. Психофизиологический метод состоит в использовании специально организованной зрительной стимуляции, которая повышает функциональную активность анлизатора и улучшает состояние основных функций зренря. Психофизиологические методики направлены на коррекцию нарушений восприятия основных свойств предметов и изображений ( контраст, форма, размер, цвет) в разных условиях адаптации и ипространственной локализации. Эти методики реализуются с помощью специального психофизиологического стимулятора, позволяющего варьировать характеристики ирзображения: форму, цвет, размер, яркость, контраст; менять условия стимуляции - адаптацию, фиксацию, частоту.
Психологопедагогический метод направлен на развитие анализа и синтеза сенсорной информации ее интерпритации и категоризации, развитие мышления, речи, памяти, внимания. По способам предъявления материала психолого-педагогические методики можно разделить на предметную, пигментную, телевизионную, проекционную. В рамках каждой методики выполняются задания, включающие два способа действия с материалом: наглядно-действенный и зрительно-вербальный.