Данный материал будет полезен учителям начальных классов. Цели урока : развитие умения подбирать однокоренные слова, обогащение словарного запаса детей
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«« Корень. Однокоренные слова»»
Конспект урока по русскому языку 2 класс .
Тема: « Корень. Однокоренные слова».
Цели:
уточнение представлений о понятиях «корень», «однокоренные
слова»;
наблюдение над лексическим значением однокоренных слов;
развитие умения подбирать однокоренные слова;
обогащение словарного запаса детей;
воспитание коммуникативных качеств.
Актуализация знаний.
Словарная работа по теме «Деревья» (берёза, осина, рябина).
- Отгадайте загадки:
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает.
Стоит Алёна – платок зелёный,
Тонкий стан, белый сарафан.
В сенокос - горька,
А в мороз – сладка.
Что за ягодка?
Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит.
- Что общего в этих словах? Как можно назвать, одним словом? Что обозначают эти слова? (предметы, растения, деревья).
– Рассмотрим рисунки на доске.
Рис.1 – обычное дерево.
- Какие части дерева вам известны? (ветви, ствол, корень)
- Какая часть у дерева самая важная? (корень)
- Почему? (без корня дерево не может жить)
Рис.2 – тоже дерево, но семейное.
Бабушка, дед, папа, мама, ребёнок – родные друг другу люди, родственники.
- А почему людей называют родственниками?
(Они принадлежат к одному роду, имеют общих предков, или, как ещё говорят, имеют общие корни).
Рис.3 – словесное дерево. (Корень - сад, ветки – садик, садовая и т.д.)
Ученик:
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.
Это слово – слово корень
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
Вот из сада
Вам – рассада.
- Попробуем и мы с вами посадить корни и вырастить деревья.
Самостоятельная работа.
Ученики на листочках рисуют деревья и подписывают ветки.
1в. бег 2в. ход
Проверка.
- Какая часть в этих словах общая (одинаковая)?
Вывод: - Общая часть родственных слов называется корнем.
- Как мы назовём эти слова? (однокоренные)
«Открытие» детьми нового знания.
- Что ещё растёт в лесу кроме деревьев?
- Что мы любим собирать в лесу? (грибы)
Упр.347 (устно)
– Прочитайте задание.
Постановка проблемы: - Какие слова называются однокоренными?
- Прочитаем вывод.
Ф/минутка. Если я назову пару родственных слов, вы хлопаете в ладоши.
Если назову пару слов, которые не являются родственными,
вы топаете.
Лес – лесник, река – плот, стена – гвоздь, кот – котик, сад – садовый, дом – домашний, обед – стол, дом – дым, поле – полюшко.
Первичное закрепление.
- Послушайте историю, которая называется «Чужак». Слушайте внимательно и постарайтесь определить, кто чужой.
Чужак.
Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседует. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже СА Водяной пожаловал. Все старуху Воду ждут.
Вышла мудрая Вода, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти, в свою семью. Пошёл чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?
- Кто же оказался чужаком среди родственников Воды?
- Почему гости не сразу приметили чужака?
- Не поможете ли вы ему найти своих родственников? (водить, заводить, заводной).
Вывод: - Однокоренные слова имеют общую часть и близки по смыслу.
Самостоятельная работа с проверкой в классе.
Учащиеся работают по карточкам.
- Зачеркните в каждой строке «лишнее» слово. Выпишите только родственные слова. Выделите корень. (Показать образец).
Белка, беленький, белить,
Водяной, вода, водить,
Лист, лиса, лисёнок,
Лось, лоскут, лосёнок,
Горный, горка, городок,
Пёс, песочный и песок.
Где слова родные
(однокоренные)?
Проверка. Назовите лишние слова. По какому признаку вы
считаете их лишними?
Повторение.
- На доске текст. Вставьте пропущенные слова, так, чтобы они все были однокоренные.