Данный урок был дан мною на конкурсе " Учитель года". Урок полностью соответствуес ФГОС, расчитан для 2 класса по программе ПНШ.
Основная работа на уроке-групповая. 1 группа отвечала на вопрос " Для чего нужен корень?", 2 группа- "Для чего нужен стебель?", 3 группа- " Зачем растению листья?". Дети находили информацию в различных источниках, проводили опыты, рассматривали части растений в микроскоп. На основе полученных знаний каждая группа составляла кластер и выступала с отчетом. В итоге была проведена рефлексия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель урока: создать условия для выявления значений корня, стебля и листьев в жизни растений через систему опытов и наблюдений.
Задачи урока:
продолжить обучение детей постановке опытов и формулировке их результатов;
развивать познавательный интерес к предмету путем вовлечения школьников в исследовательскую работу;
воспитывать бережное отношение к растениям.
Планируемые результаты:
Личностные: умение планировать свою деятельность, оценивать свои действия, предвосхищать их результаты, аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Метапредметные: проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов
Предметные: - наблюдать, ставить опыты и делать выводы;
- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение (повышенный уровень)
Тип урока: комбинированный
Оборудование и наглядные пособия: учебники, тетради для самостоятельной работы,мини-сообщения учащихся, опорные слова, раздаточный материал, комнатное растение ,стеклянная банка с водой, марганцовка, ложечки, чашка с водой.
Методы: словесный, наглядный, анализ конкретных учебных ситуаций, исследовательский, наблюдение, объяснение учителя, работа с учебником, программирования, устное изложение знаний, поощрения, самоконтроля.
Приемы: составление плана последовательности проведения опыта, беседа, рассказ.
Ход урока
Организационно-психологический момент начала урока.
Ребята, посмотрите в окно. Какая погода сегодня? Давайте постараемся, чтобы в нашем классе на уроке была хорошая светлая, теплая атмосфера. Улыбнитесь друг другу.
Однажды мой ученик сказал: «Вот вырасту и открою какое-нибудь живое существо. Только бы не опоздать!» – Может, так думаете и вы. Только вот зря! Ученые предполагают, что должно быть открыто около сотни новых птиц и около двух миллионов видов насекомых. Это только на Земле! А в море? В глубинах океанов? Сколько там животных, растений, которые еще не попали на глаза человеку! А что растет в нашем лесу, на полянке? Мы даже этого не знаем! Научитесь открывать! Смотрите на природу добрыми глазами человека! И вы сделаете много удивительных открытий. Одно открытие уже ждёт нас сегодня на уроке.
Заспорили как-то органы растения: кто из них самый главный. Первым выступил корень
– Я здесь самый главный! Я укрепляю растение в почве, я пою его водой и кормлю минеральными солями. Да что растение – я и людей, и животных кормлю. Да ещё и лечу иногда Одно то, что я первым из семени появляюсь, говорит о моей важности! Иногда я так изменяюсь, что надо быть очень внимательным и любознательным, чтобы меня узнать. Называют меня тоже по–разному: корнеплоды, корневые клубни. В общем, уважаемые части растения, я самый важный среди вас!
Возмутились листья: «Подумаешь! Ты, корень, живёшь в темноте, да ещё и за наш счёт! Это мы готовим растению питательные вещества, умело, используя солнечную энергию! Это мы подсказываем людям, когда растение нужно полить, подкормить, укрыть. Да и дышится рядом с нами легко»
– Позвольте! – вступил в разговор стебель. А кто держит листья? цветы? плоды? Кто поставляет питательные вещества от корня к другим частям растения и наоборот от листьев к корню?
Не спорьте, друзья. Я уверена, что мы все вместе поможем прийти вам к общему мнению.
Ребята, а вы узнали героев? Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
Верно, тема нашего урока «Корень. Стебель. Лист.» ( Тема открывается на доске)
У чего есть данные части? ( данные части есть у растений).
А где можно встретить растения? ( растения можно встретить везде)
А везде ли растения одинаковые? ( растения везде разные)
А от чего зависит разнообразие растений? ( дети рассматривают картинки растений леса, пустыни, тундры. Делают вывод, что разнообразие зависит от условий)
Какие условия необходимы для успешного роста? ( свет, тепло. вода)
Я предлагаю провести первое исследование. Работа будет организована в группах. Давайте вспомним правила работы в группе.
У вас на партах лежат образцы засушенных растений. Как они называются? ( гербарий)
Исследуйте их, найдите различия. ( разная форма листьев, корней)
А что общего увидели у всех растений? ( У всех растений есть корень, стебель, лист)
Обобщим все, что мы повторили. ( Растения растут везде. У каждого растения есть корень, стебель, лист. Для роста нужен свет, тепло, вода, воздух)
А что хотели бы узнать на сегодняшнем уроке?
Я предлагаю вернуться к спору наших героев. Из-за чего возник спор? ( Части спорили о том, кто из них главней)
На какие вопросы нужно ответить, чтобы решить их спор? ( Для чего нужен корень, стебель, лист?)
Вот они, эти вопросы, на которые нам нужно ответить ( Слайд с вопросами)
- Зачем нужен корень?
- Какую работу выполняет стебель?
- Зачем растению нужны листья?
Мы будем исследовать, делать выводы и в результате придем к решению поставленных задач.
Физкультминутка.
Изучение нового материала. Групповая работа.
Инструктаж
Каждая группа будет выполнять свою работу
1гр.- постарается ответить на 1 вопрос;
2 гр.- на второй вопрос;
3 гр.- на третий вопрос
У каждой группы на столах лежит:
- оборудование для проведения опытов;
- дополнительная литература;
- инструкция
По итогам своей работы вам необходимо заполнить лист результатов исследования
При проведении опытов соблюдаем правила безопасности.
С чего начнете работу? ( Чтение инструкции).
При завершении работы просигнализируйте.
Работа групп. Оказание необходимой помощи учителем.
Отчет групп
Давайте посмотрим каких результатов вы достигли.
Отчет 1 гр.
Отчет 2 гр.
Отчет 3 гр.
( После выступления каждая группа вывешивает на доску лист результатов)
Вернемся к задачам урока. На все ли вопросы мы нашли ответ? ( Учитель обращается к героям)
Герои, помогли ли мы решить ваш спор? Так кто же из вас главный? ( Все части важны).
Закрепление изученного материала.
Закрепим полученные знания. У вас лежат таблички. Определите, к какой части растения относится высказывание. Поставьте буквы, указанные в скобках, в нужные колонки. Слово, которое у вас получится, означает результат работы. ( дети заполняют таблицу, ключевое слово- УСПЕХ)
Итог. Рефлексия.
Продолжи предложения ( предложения записаны на доске)
- Я узнал на уроке…
- Я развивал умения…
- Было трудно…
- Было легко…
Спасибо за урок!.
Приложение
Инструкция
Лаборатория « Корень»
Вопрос: Зачем нужен корень?
Опыт
- Растение помести в сосуд с раствором марганцовки
- Наблюдай, что происходит со стеблем и листьями
- Предположи, что может произойти.
2. Работа с информацией
- Прочитайте в энциклопедии о значении корня
- Прочитай дополнительный текст на голубом листе
- Выбери нужную информацию
- Обсудите значение корня в своей группе
- Значение корня запиши в таблицу под стрелками
- Чем помог вам опыт?
3. Ответь на вопросы
- Какой вопрос изучали?
- Что делали для изучения вопроса?
- Какой вывод сделали?
Инструкция
Лаборатория « Стебель»
Вопрос: Какую работу выполняет стебель растения?
Опыт
- Растение помести в сосуд с раствором марганцовки
- Наблюдай, что происходит со стеблем
- Предположи, что может произойти.
2. Работа с информацией
- Прочитайте в энциклопедии о значении стебля
- Прочитай дополнительный текст на голубом листе
- Выбери нужную информацию
- Обсудите значение стебля в своей группе
- Значение стебля запиши в таблицу под стрелками
- Чем помог вам опыт?
3. Ответь на вопросы
- Какой вопрос изучали?
- Что делали для изучения вопроса?
- Какой вывод сделали?
Инструкция
Лаборатория « Лист»
Вопрос: Зачем растению нужны листья?
1. Работа с информацией
- Прочитайте в энциклопедии о значении листьев
- Прочитай дополнительный текст на голубом листе
- Выбери нужную информацию
- Обсудите значение листьев в своей группе
- Значение листьев запиши в таблицу под стрелками
2. Опыт
- Рассмотри лист под микроскопом
- Что увидели?
- Обсудите в группе, для чего нужны отверстия в листе.
- Убедитесь, правильно ли вы записали значение листа
3. Ответь на вопросы
- Какой вопрос изучали?
- Что делали для изучения вопроса? ( Расскажите про опыт, проведенный дома с листом растения)
- Какой вывод сделали?
Значение корня, стебля, листьев.
Корень
Стебель
Лист
Связывает и соединяет между собой листья и корень, переносит питательные вещества. ( ПЕ ).
Закрепляет проросток в почве и добывает из нее воду и соли. ( УС ).