Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру "Части растения: корень, стебель и лист"»
Тема урока: Корень, стебель, лист.
Цели урока: 1. Выявить значение корня, стебля и листьев в жизни растений.
2. Развить познавательный интерес к предмету, наблюдательность.
3. Воспитывать любознательность, бережное отношение к окружающему
миру.
Оборудование: Учебник, хрестоматия, тетрадь для самостоятельных работ.
Ход урока
Организационное начало.
(Создание позитивного настроения на урок): Долгожданный дан звонок –
начинается урок.
Повторение пройденного материала.
О чём так говорят? Дышит, растёт, а ходить не может?
Растение. Верно. На прошлом уроке мы с вами говорили о развитии растения, рассматривали проросшие семена фасоли, говорили об условиях, при которых семена могут развиваться полноценно. Какие это условия? Тепло, вода и воздух. Смогут ли семена прорасти, если не будет, хотя бы, одного условия? Конечно, нет.
Изучение нового материала.
Какие части растения вы знаете? Корень, стебель, листья, цветок, плод, семена. А о каких частях растения говорят: один в темнице, другой в светлице, третий ладошки раскрывает, солнышко встречает? Корень, стебель и лист – это тема нашего урока. Как вы думаете, какова цель урока? Выяснить их значение в жизни растения. Зачем растению корень? Стебель? Лист? Посмотрите и послушайте. ( Презентация: части растения).
(Работа в тетради. Стр. 26 № 36 – загадка.)
Почему растение относится к живой природе? Как дышит растение? Какая часть растения дышит? А сможет ли растение дышать, если листьев не будет. Давайте проверим. Листья этого цветка мы на прошлом уроке намазали вазелином. Посмотрите, растение погибло? Нет. Почему? В процессе дыхания растения участвуют все его части.
(Физкультминутка. Игра «какая часть растения».)
Как углекислый газ попадает в растение? Откройте христоматию на стр. 35 и прочитайте. Сегодня мы много говорили о корне, стебле и листе. А что важней всего? Посмотрите, что говорят сами герои.
Сказка «Кто важней?»
Поспорили однажды корень, стебель и лист – кто из них важней. Расшумелись, поссорились, решили даже жить отдельно.
Корень: Я – корень. Всех сильнее я, и очень важен. Что без меня растению не жить, кто с этим будет спорить? Водою я снабжаю всех, и удержаться в почве без меня никто не может.
Стебель: Нет, главный – я! Кто без меня даст листьям воду, доставит к свету их и запасти поможет в клубнях пищу людям?
Лист: Но что же без меня, ведь я свет солнечный ловлю и углекислый газ я поглощаю, и очищаю воздух я вокруг, и воду я с растенья испаряю. Так может я главнее всех?
Давайте важность частей растения проследим на опыте. Откройте учебник на стр. 64-65 и почитайте.
Что произошло с листьями растения? Почему?
Так кто же самый важный?
Человек примерил все части растения: все органы растения тесно связаны между собой. Жизнедеятельность одного органа находится в прямой зависимости от жизнедеятельности других органов. Растение живёт как единое целое. Поэтому повреждение любой части его может привести растение к гибели.
Вывод: все части растения важны. Надо беречь растение и не рвать цветы, не ломать ветки, не вырывать из земли.
Я сорвал цветок.
И он увял.
Я поймал мотылька –
И он умер у меня на ладони.
И тогда я понял,
Что прикоснуться к красоте
Можно только сердцем!
Как вы понимаете эти стихи?
Подумайте и скажите, почему ель и сосна в промышленных городах погибают, а лиственница нет? Ответ найдите в учебнике на стр. 66.
Подведение итогов.
Вот и подошёл к концу наш урок. Интересный он был? Что вам понравилось? О чём вы расскажете дома?