Слайд 3 Откройте тетради. -Запишите гласную букву О о// Оо//Оо// ос-нь -Как вы думаете, почему в слове ос-нь я пропустила гласную букву? -Подберите однокоренное проверочное слово для проверки безударной гласной в корне. -Запишем: осенний - осень -Поставьте знак ударения, подчеркните безударную гласную. - Перед вами картина знаменитого русского художника Исаака Ильича Левитана «Золотая осень». -Как называются картины, изображающие природу? -Как вы считаете, какой месяц осени изобразил художник? -Какие деревья изобразил на картине «Золотая осень» И. Левитан? -Запишите эти слова. Комментирует…(запись с комментированием, самостоятельно) картина, сентябрь, берёза, облако -Проверьте написанное (по слайду). Учитель: На картине мы видим характерный русский пейзаж. Спокойный день в середине осени. Солнце светит, но уже не так ярко. Перед глазами открывается русский простор: поля, рощи, река. Синее с белыми облачками небо на горизонте сходится с линией леса. Узкая речка с невысокими берегами изображена в центре картины. Она тиха и спокойна. Перед нами березовая рощица. Берёза - очень живописное дерево. Левитан, как и многие художники, любил березы, часто изображал их в своих пейзажах. В пейзаже нет грусти, наоборот, настроение умиротворенное, спокойное. Это золотая осень. Она очаровывает красотой. Слайд 4 -Ребята, посмотрите на этот слайд. Украсили, берёзы, листья, золотые -Все слова в предложении перепутались. Составьте красивое предложение. -Запишем первое предложение под диктовку (проверка) -Следующее предложение: Облако, по, плывёт, небу, голубое -Запишем второе предложение по памяти (проверка) -Ребята, а как мы назовём маленькое облако? А дорогу? Реку? -Запишите облако-облачко дорога-дорожка река-речка -Что вы можете сказать о записанных парах слов? -Назовите корни в парах слов. Чем различаются корни? -Почему возникло разногласие? Может, это не родственные слова? -Назовите признаки однокоренных слов. -Оставим этот вопрос открытым. -Ребята, с приходом осени произошли изменения и в жизни животных. Весной у них появились детеныши. А к осени они подросли, стали самостоятельными. Давайте вспомним, как называют детёнышей медведя, волка и зайца Слайд 5 -Запишите: медведь-медвежонок волк-волчонок заяц-зайчонок -Что мы можем сказать об этих словах? -Какой корень мы выделим в первой группе слов? -А во второй? -А в третьей? -Что вы заметили? -Это родственные слова. Однако, согласные звуки в корне слов поменялись. Такая замена звуков в корнях слов называется чередованием. Замена одного согласного звука другим на конце корня называется чередованием согласных звуков. -Выделим корни. облако-облачко, дорога-дорожка, река-речка, медведь-медвежонок волк-волчонок, заяц-зайчонок -Итак, какую же тему мы будем сегодня изучать? Слайд 6 Чередование согласных звуков в корне слова. -Сегодня мы будем учиться писать слова с чередованием в корне, правильно выделять корень в этих словах, повторим орфограммы корня. |