kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Корень слова с чередованием согласных

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить с понятием чередование согласных в корне слова.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Корень слова с чередованием согласных»

КОРЕНЬ СЛОВА С ЧЕРЕДОВАНИЕМ СОГЛАСНЫХ

Предмет: русский язык

Класс: 2

Базовый учебник: Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1/ Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. - М.: Вентана-Граф, 2012. – 176 с. (Начальная школа XXI века).

Цель урока: познакомить учащихся с чередованием согласных звуков в корне слова

Задачи урока:

  1. образовательные: познакомить с понятием чередование согласных в корне слова; научить учащихся находить слова с чередованием согласных, правильно выделять корень слова, формировать умение составлять предложения, различать проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова; грамотно записывать слова с изученными орфограммами;

  2. развивающие: развивать речевые навыки, память, внимание, восприятие, графические умения, пространственные представления.

  3. воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку, стремление преодолевать трудности, желание заниматься русским языком, формировать готовность и способность к саморазвитию.

Планируемые результаты:

  1. предметные: уметь находить в слове корнень, в котором встречается чередование согласных звуков;.

  2. метапредметные. Познавательные: понимать и принимать учебную задачу, ориентироваться в примерах и заданиях, связанных с повседневной жизнью. Регулятивные: оценивать правильность выбора орфограмм и реальность ответа на вопрос. Коммуникативные:чтение, постановка вопросов, выдвижение гипотез, сравнение.

  3. личностные: навыки адаптации, сотрудничества, мотивация учебной деятельности.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, в парах.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, настенный экран, мультимедийный проектор.

Ход урока

Этапы урока

Формы, методы,
методические

приёмы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Орган. момент

Фронтальная.

Словесный. Слово учителя

Приветствие учеников.


Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

2. Пост. учеб. задачи

Фронтальная.

Словесный. Чтение, беседа

-Ребята, сегодня на уроке мы будем изучать очень интересную тему . А как она называется, вы скажете мне сами.

Слайд 2

-Отгадайте загадку

Опустел наш дивный сад, 
Паутинки вдаль летят.
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Всё мрачней лицо природы.

Угадайте время года.

-Молодцы. Это осень.












- Осень

  1. Минутка чистописания






























































4. Формул. темы урока.


Слайд 3

Откройте тетради.

-Запишите гласную букву

О о// Оо//Оо//

ос-нь

-Как вы думаете, почему в слове ос-нь я пропустила гласную букву?

-Подберите однокоренное проверочное слово для проверки безударной гласной в корне.

-Запишем:

осенний - осень

-Поставьте знак ударения, подчеркните безударную гласную.

- Перед вами картина знаменитого русского художника Исаака Ильича Левитана «Золотая осень».

-Как называются картины, изображающие природу?

-Как вы считаете, какой месяц осени изобразил художник?

-Какие деревья изобразил на картине «Золотая осень» И. Левитан?

-Запишите эти слова. Комментирует…(запись с комментированием, самостоятельно)

картина, сентябрь, берёза, облако

-Проверьте написанное (по слайду).

Учитель:

На картине мы видим характерный русский пейзаж. Спокойный день в середине осени. Солнце светит, но уже не так ярко. Перед глазами открывается русский простор: поля, рощи, река. Синее с белыми облачками небо на горизонте сходится с линией леса. Узкая речка с невысокими берегами изображена в центре картины. Она тиха и спокойна.

   Перед нами березовая рощица. Берёза - очень живописное дерево. Левитан, как и многие художники, любил березы, часто изображал их в своих пейзажах.

В пейзаже нет грусти, наоборот, настроение умиротворенное, спокойное. Это золотая осень. Она очаровывает красотой.

Слайд 4

-Ребята, посмотрите на этот слайд.

Украсили, берёзы, листья, золотые

-Все слова в предложении перепутались.

Составьте красивое предложение.

-Запишем первое предложение под диктовку (проверка)

-Следующее предложение:

Облако, по, плывёт, небу, голубое

-Запишем второе предложение по памяти (проверка)



-Ребята, а как мы назовём маленькое облако? А дорогу? Реку?

-Запишите

облако-облачко

дорога-дорожка

река-речка

-Что вы можете сказать о записанных парах слов?

-Назовите корни в парах слов. Чем различаются корни?

-Почему возникло разногласие? Может, это не родственные слова?

-Назовите признаки однокоренных слов.

-Оставим этот вопрос открытым.

-Ребята, с приходом осени произошли изменения и в жизни животных.

Весной у них появились детеныши. А к осени они подросли, стали самостоятельными. Давайте вспомним, как называют детёнышей медведя, волка и зайца

Слайд 5

-Запишите:

медведь-медвежонок

волк-волчонок

заяц-зайчонок

-Что мы можем сказать об этих словах?

-Какой корень мы выделим в первой группе слов?

-А во второй?

-А в третьей?

-Что вы заметили?

-Это родственные слова. Однако, согласные звуки в корне слов поменялись. Такая замена звуков в корнях слов называется чередованием.

Замена одного согласного звука другим на конце корня называется чередованием согласных звуков.

-Выделим корни.

облако-облачко, дорога-дорожка, река-речка, медведь-медвежонок

волк-волчонок, заяц-зайчонок

-Итак, какую же тему мы будем сегодня изучать?

Слайд 6 Чередование согласных звуков в корне слова.

-Сегодня мы будем учиться писать слова с чередованием в корне, правильно выделять корень в этих словах, повторим орфограммы корня.








Безударная гласная в корне слова










(пейзаж)


(сентябрь, октябрь)





























Золотые листья украсили берёзы.



По небу плывёт голубое облако.

(облачко), (дорожка), (речка)







(однокоренные)

(согласными буквами)


































(ответы)

ФИЗМИНУТКА




5. Усвоение новых знаний и способов действий.


-Давайте откроем учебник и посмотрим, как чередуются согласные в корне.

-Откройте учебники на стр.102. Найдите задание. Прочитайте.

-Являются ли слова однокоренными?

-Назовите корни слов.

-Прочитайте правило на стр. 102.

-В какой части слова происходит чередование согласных звуков?

-Прочитайте таблицу на стр. 103. Какие согласные звуки могут чередоваться?

Слайд 7

-Ребята, а сейчас поработаем в парах.

На столах у вас карточки. Выберите среди предложенных слов однокоренные с чередованием, соедините их между собой, выделите корень в словах. Первый, кто закончит работу, просигнальте мне.

-Какие слова подобрали к слову берег, река, друг?

-А какие слова остались?

-Почему?

Читают тексты, отвечают на вопросы, знакомятся с правилом. Разбирают примеры

Работают с таблицей. Наблюдают

за чередованием согласных звуков в конце корня



(на конце корня)

ФИЗМИНУТКА


Для глаз


6.Закрепление знаний и способов дей-
ствий.





Работа с учебником. -Продолжим работу по учебнику.

Найдите упр.2 на стр.103.-Какое задание дано? Прочитайте.

-Запишем это упр. в тетрадь. К доске пойдёт…(разбор упр. на доске)

Найдите упр.5 на стр.104.

Самостоятельная работа. (карточка)

Находят слова с чередованием согласных
в корне. Обозначают корень, подчеркивают чередование. Отвечают на вопросы

VI. Рефлексия учебной деятельности
на уроке (итог)

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

– Как вы оцените свою работу на уроке? Какой вид работы понравился больше?

– Что получилось хорошо?

– Над чем следует поработать?

Отвечают на вопросы

VII. Домашнее задание.

Упражнение 4 стр.104

Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя

Объясняет домашнее задание, проверяет его понимание всеми обучающимися

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Корень слова с чередованием согласных

Автор: Понамарева Татьяна Юрьевна

Дата: 02.06.2021

Номер свидетельства: 582322

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Правописание гласных и согласных в корне слова. "
    ["seo_title"] => string(52) "pravopisaniie-ghlasnykh-i-soghlasnykh-v-kornie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "169148"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423378447"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(41) "Чередование согласных"
    ["seo_title"] => string(26) "chieriedovaniiesoghlasnykh"
    ["file_id"] => string(6) "280445"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453378741"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "урок на тему "Корень слова.Однокоренные слова "
    ["seo_title"] => string(47) "urok-na-tiemu-korien-slova-odnokoriennyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "167199"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423059546"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Чередование согласных звуков "
    ["seo_title"] => string(34) "chieriedovaniie-soghlasnykh-zvukov"
    ["file_id"] => string(6) "128304"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415467381"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока русского языка "Однокоренные слова.Корень слова.""
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-odnokoriennyie-slova-korien-slova"
    ["file_id"] => string(6) "305176"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457880186"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства